#ВопросПастору #АлександрСерков

ВТОРОЙ ХРАМ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)
Теперь рассмотрим вопрос, связанный с текстом из Даниила 9:24. Чтобы читающие и слушающие эту тему не потеряли мысль, я повторю вопрос автора, который задал этот вопрос:
«Существует несколько мнений о том, почему эти пророчества не сбылись. Ключевым является то, что Израиль оказался недостойным, так как он не искоренил греха. Важный текст, на который ссылаются сторонники этой точки зрения, звучит следующим образом:
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых (Дан. 9:24).
То есть после вавилонского плена для Израиля "начался отсчет благодати”. Или Израиль решал вопрос – покрывал преступление, запечатывал грехи и заглаживал беззакония, приводя вечную правду, или всё случится так, как случилось» (конец цитаты).
Давайте прежде всего выясним, о чем вообще это пророчество Даниила и какое оно имеет значение. Текст Дан. 9:24 в своей структуре имеет семь взаимосвязанных фрагментов. Давайте поговорим о них.
1 фрагмент. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего.
Если уж говорить о сроке, который здесь указан, то «седмины и седмицы» давно канули в лету в русском языке. Древнееврейское слово: שָׂבוּעַ шабуа переводится на современный русский язык буквально «неделя». Таким образом, семьдесят недель – это срок в 490 дней. Принцип «день за год» я объяснять не буду, для нас это уже аксиома. Значит, говорится здесь о сроке в 490 лет.
Эти 490 лет «определены» (син. пер.). Значение этого слова (по синодальному переводу) непонятно. Хотя древнееврейское слово חתךְ хасах буквально так и переводится: «быть определенным или установленным». Это слово встречается только здесь в Библии. Однако в постбиблейском иврите оно встречается уже с расширенным значением «отрезать», «обрезать», «определить», «постановить». В переводе семидесяти стоит уже слово: συντέμνω – сунтемно, значение которого: обрезать, отрезать. Поэтому точный оттенок значения, который здесь подразумевается, должен быть определен из контекста. Ввиду того факта, что глава девятая представляет собой изложение необъяснимой части видения главы восьмой, и поскольку необъяснимая часть имела отношение к 2300 дням, логично заключить, что 70 недель, или 490 лет, должны были быть «отрезаны» от этого более длительного периода. Кроме того, в отсутствие противоположных доказательств можно предположить, что 70 недель будут отрезаны от начала этого периода. Поскольку 490 лет были специально отведены евреям в связи с их ролью избранного Богом народа, переводы «определять» и «постановлять» также соответствуют контексту.
Когда Даниил получил это видение и услышал эти слова, народ был еще в Вавилоне, а город находился в руинах. Но пророчество было дано как о народе, так и о городе.
2 фрагмент. «Чтобы покрыто было преступление». Слово «преступление» פֶּשַׂע пешэ имеет значение «восстание», «бунт», «беззаконие», «преступление», «отступление», «проступок».
А каково значение слова: «покрыто»? כּלא кала 1. закрывать, заключать; 2. удерживать, задерживать, сдерживать; 3. запрещать, возбранять.
Этот отрывок может иметь отношение к сдерживающей силе, которую Бог проявит по отношению к силам зла в течение периода, отведенного для евреев. В течение этого времени евреи наполнят чашу своего беззакония. Бог долго терпел, страдая из-за бунтующего народа. Он давал им множество возможностей, но они постоянно разочаровывали Его.
3 фрагмент. «Запечатаны были грехи». Слово «грех» на иврите: חַטָּאָה – хэтах. Значение этого слова: 1. грех; 2. жертва за грех;
На греческом ἁμαρτία – амартиа. Значение: грех, прегрешение, преступление, провинность, проступок, греховность; а также употребляется, когда речь идет о жертве за грех.
Слово «запечатаны» תּמם – тамэм. Значение этого слова:
1. быть полным или совершенным;
2. совершаться, заканчиваться, переводиться, истекать, истощаться;
1. заканчивать, совершать, доводить до конца;
2. полагать конец, прекращать;
3. делать совершенным или непорочным.
Таким образом, какое же значение имеет фраза: «чтобы запечатаны были грехи»? Если здесь все же подразумевается не «грех», а «жертва за грех», что соответствует переводу этого слова, то эта фраза может быть переведена: «будет покончено с жертвоприношениями». Заметьте, не с грехами будет покончено, а с жертвой за грех. О том, что покончено с грехами, говорить еще рано. Когда Христос на Голгофе стал прообразом жертвоприношений святилища, грешнику больше нет надобности приносить жертвы за грех.
4 фрагмент. «Заглажены были беззакония». Еврейское слово
כּפר кафэр переводится как «совершать искупление». Своей заместительной жертвой на Голгофе Христос обеспечил примирение для всех, кто принимает Его жертву.
5 фрагмент. «Чтобы приведена была правда вечная». Еврейское слово צֶדֶק – цедек имеет значение: праведность, правда, справедливость, верность. Так что речь идет о вечной праведности. Христос пришел на землю не только для очищения от греха, но и для примирения человека с Богом. Он пришел, чтобы можно было вменить и передать Свою праведность кающемуся грешнику. Когда люди принимают Его, Он дарует им одеяние Своей праведности, и они стоят в присутствии Бога, как будто они никогда не грешили. Бог любит кающегося грешника, как Он любит Своего единственного Сына, и ради Христа принимает их в Свою семью. Своей жизнью, смертью и воскресением Христос сделал вечную праведность доступной каждому человеку, который в простоте веры готов принять ее.
6 фрагмент. «Запечатаны были видение и пророк». В Синодальном переводе в этом стихе слово «запечатаны» употребляется уже второй раз. Но в оригинале это разные слова. Если в отношении запечатывания грехов стоит слово: תּמם – тамэм и говорится, что было покончено с жертвоприношениями; то в отношении выражения: «запечатаны были видение и пророк» стоит слово חתם хафэм. Значение этого слова: «запечатывать», «скреплять печатью», «утверждать». Здесь говорится о том, что видение и пророк будут «подтверждены» или «ратифицированы». Исполнение предсказаний, связанных с первым пришествием Мессии в указанное в пророчестве время, дает уверенность в том, что другие особенности пророчества, в частности 2300 пророческих дней, будут столь же точно исполнены.
7 фрагмент. «Чтобы помазан был Святой святых». Вот здесь следует в синодальный перевод внести радикальное изменение. Святой святых – это кто? О ком идет речь? О Христе? Нет. Речь идет о Святом святых. С окончанием семидесяти седмин помазан был не «Святой святых» – Христос, а «Святое святых» – небесное святилище.
На древнееврейском стоят здесь два слова: קֹ֥דֶשׁ קָֽדָשִֽׁים׃ – кодеш кодашим.
Вот значение этих слов: «что-то самое святое» или «кто-то самый святой». Без тщательной экзегезы можно перевести: «Святой святых», имея в виду Христа, но это неверно. Еврейская фраза קֹ֣דֶשׁ קָֽדָשִׁ֔ים кодеш кодашим применяется в основном к святым вещам, например, к алтарю. Мы читаем:
10 Помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая [קֹ֥דֶשׁ קָֽדָשִֽׁים׃ – кодеш кодашим] (Исх. 40:10).
Словосочетанием «святыня великая» (кодеш кодашим) названы и другие посвященные вещи, такие как сосуды, мебель, относящиеся к скинии (Исх. 30:29), благоухания (Исх. 30:36), определенные мясные приношения (Лев. 2:3,10; 6:17; 10:12), хлеб (Лев. 24:5-9). У пророка Иезекииля словосочетанием «кодеш кодашим» называется святилище (Иез. 45:3) и даже все пространство на вершине горы вокруг нового храма (Иез. 43:12).
Это словосочетание קֹ֣דֶשׁ קָֽדָשִׁ֔ים – кодеш кодашим нигде не применяется к каким-либо лицам (людям или Высшим Существам). Учитывая все это, а также тот факт, что в широком аспекте видения обсуждается небесное святилище, смотрите Дан. 8:14, где говорится, что после 2300 вечеров и утр святилище очистится, разумно заключить, что Даниил говорит здесь о помазании небесного святилища во время инаугурации Христа в качестве первосвященника. А помазан Христос был еще при крещении.
Теперь осталось обратиться к пророку Иезекиилю и посмотреть, что говорится в главах 40-48. Эти главы представляют собой одно непрерывное пророчество уникального характера. Это видение о новом храме в мельчайших деталях, о новом плане раздела земли и видение животворящих вод, исходящих из этого великолепного храма.
Это пророчество представляется нам несколько проблемным для толкования. Были предприняты три основных направления истолкования этого пророчества:
1. Буквальный взгляд.
2. Футуристический взгляд.
3. Аллегорический взгляд.
Однако буквальное строительство именно такого храма не осуществилось и не были предприняты даже попытки. В исторических книгах Ездры и Неемии или в пророчествах Аггея не было никаких намеков на видение Иезекииля, которые можно было бы соотнести с этим периодом. Хотя в них описывается возвращение и заселение земли, а также восстановление Храма, они не ссылаются на это пророчество и не демонстрируют желания строителей следовать указаниям Иезекииля.
Футуристы до сих пор ожидают, что храм будет еще отстроен, а именно в соответствии со всеми параметрами, которые указаны в книге Иезекииля.
Аллегорический взгляд – тоже шаткое представление об аллегорическом городе в то время, так как пророк описывает здесь буквальное государство с буквальным храмом и буквальной столицей. Трудно представить, как евреи, которым было адресовано это пророчество, могли понять его иначе. И вообще, все эти три точки зрения – это попытки объяснить непонятное. Однако здесь нужно быть более внимательным, чтобы понять это пророчество и его значение.
Хотя все эти три взгляда не выдерживают критики, но все же какая-то доля истины есть во всех трех взглядах, их надо только суммировать, кое-что подкорректировать и многое отбросить. Дело в том, что все три взгляда однобоки и базируются лишь на аспекте параметров храма и совершенно игнорируется тот факт, что, говоря о храме, Иезекииль описывает не только размеры храма (40-44 главы), но и раздел земли (45-46 и 48 главы), и в его описании предстают перед нашим взором животворящие воды, исходящие из этого великолепного храма (47 глава).
И также, и это прежде всего, надо учитывать принцип, по которому действует Бог. Вы, наверное, заметили, как у Бога происходят исполнения обещанного. Возьмите, к примеру, Авраама. Ему был обещан сын, потомки которого будут многочисленным народом. Саре надоело ждать этого обещанного сына, и она посоветовала Авраму форсировать это дело, используя служанку. Но прошли долгие годы, когда наконец-то родился законный сын по обетованию и посредством чуда. У Бога ничего не происходит сразу и сейчас, как нам порой кажется, что именно так было бы правильно. Естественно, пророчества, касающиеся будущей славы Израиля и Иерусалима, в первую очередь зависели от послушания. Мы читаем такое место Священного Писания:
7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его;
8 Но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его;
10 Но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер. 18:7-10).
Израильтяне послевавилонского периода достигли бы буквального исполнения, предсказанного Иезекиилем, в последующие столетия, если бы они полностью приняли Божьи намерения относительно них. А почему они сразу не приступили к строительству храма по плану Иезекииля? Я уже говорил, что сравнительно немногие вернулись на родину из Вавилона, а это уже то самое первое, что далеко не соответствовало Божьему предназначению для них.
Что означает ручей, о котором мы читаем в 47 главе Иезекииля? Он начинается в небольшом месте, увеличивается по мере того, как он течет в сторону пустыни. Таким образом, благословения завета, первыми получателями которых были израильтяне, должны были изливаться, постоянно увеличиваясь, пока они не охватили бы весь мир.
Вот этот элемент можно рассматривать как аллегорию или символичность сказанного, потому что о каком буквальном ручье могла идти речь, что он будет иметь свое начало из храма (буквально «из-под порога храма» Иез. 47:1) и течь в сторону пустыни, увеличиваясь вплоть до таких размеров, как мы читаем: «по лодыжку» (3 стих), затем «по колено» «по пояс» (4 стих), далее поток стал уже таким, что «через него нельзя было уже переходить, а возможно было только переплывать» (5 стих); и в конце концов, последние резюмирующие три стиха этой 47 главы приоткрывает тайну этого аллегорического пророчества с этим ручьем. Мы читаем:
21 И разделите себе землю сию на уделы по коленам Израилевым.
22 И разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у вас, которые родили у вас детей; и они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен Израилевых.
23 В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его, говорит Господь Бог (Иез. 47:21-23).
Божьей целью было привлечь чужеземцев в Израиль, чтобы они поселились среди них и приняли религию истинного Бога. Если бы поток воды, о котором пророчествовал Иезекииль, чудесным образом возник и усилился, он стал бы вечным доказательством силы вездесущего Бога, действующего от имени Своего народа. Ожидалось, что некоторые представители каждого из двенадцати племен вернутся из плена. Обетования не ограничивались Иудой и Вениамином, а были для всего Израиля.
Вот тогда общими усилиями можно было бы и храм реставрировать, и расширить до нужных параметров. Ведь Ирод-то это и сделал. Хотя до размеров, указанных Иезекиилем, он не расширил храм, но пророчество в какой-то степени исполнил, так как он был прозелитом, принявшим иудаизм и сделавшим всё, что мог для иудеев в отношении храма.
Однако в общих чертах неудача Израиля сделала невозможным исполнение этих пророчеств в их первоначальном намерении. Но это не должно обязательно означать, что эти пророчества не имеют дальнейшего значения. Павел дает ответ в следующих словах:
6 Не так, как если бы слово Божье не возымело никакого действия. Ибо они не все израильтяне, которые от Израиля (Рим. 9:6).
Следовательно, эти обетования в определенной степени применимы к духовному Израилю. Но в какой степени? Это должно быть предоставлено вдохновению для определения. Таким образом, в Новом Завете мы имеем многочисленные цитаты из писателей Ветхого Завета, показывающие, как эти древние предсказания, которые должны были исполниться в буквальном семени, в конечном счете будут исполнены в духовном семени. Однако сразу становится очевидным, что не все детали первоначального пророчества могли бы точно соответствовать их исполнению, учитывая, что условия и окружающая среда сейчас значительно изменились.
Поскольку эти предсказания никогда не исполнялись по своему первоначальному замыслу, они будут иметь определенную степень исполнения в христианской церкви. Именно Иоанн Богослов подхватывает образы этих глав и объясняет, какие черты из них будут реализованы на новой земле. Сравните два текста:
12 У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47:12).
А вот Иоанн берет эту аллюзию и пишет вот что:
2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов (Откр. 22:2).
А вот еще сравнение двух текстов. Одним текстом заканчивается пророчество Иезекииля, а второй текст возьмем из Откровения:
31 И ворота города называются именами колен Израилевых (Иез. 48:31).
О каком городе идет речь? Прочитаем, что написано в Откровении:
«…Он (город) имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (Откр. 21:12).
Иезекииль, вероятно, сам того не понимая, писал о Церкви Христа. Поэтому он заканчивает свое пророчество словами: «А имя городу с того дня будет: Господь там». (Иез. 48:35). Слова «Господь там» означают, что в том городе будет жить Господь. Это и показано в Откровении: «…Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними…». (Откр.21:3).
Город будущего, Новый Иерусалим, который Иоанн видел спускающимся от Бога с небес (Откр. 21), демонстрирует поразительное сходство с городом видения Иезекииля. Иезекииль описывает город, который мог бы быть; Иоанн – тот, который будет. Образ народа Израиля, составляющего народ Божий и разделенного на 12 колен, прослеживается в библейской истории. Новый Иерусалим, жители которого искуплены от всех народов, колен, языков и племен, показан с именами 12 племен, начертанными на его воротах.
В связи с этим перед нами задача стоит такая: новый Израиль Божий вот-вот вступит в землю, гораздо более славную, чем та, которую сразу же предложил поколению израильтян Иезекииль. Вход, опять же, основан на определенных предпосылках. Уже произошла задержка в полном соблюдении условий. Однако на этот раз не может быть бессрочной отсрочки, поскольку восстановление больше не будет проводиться на национальной основе. Когда настанет этот момент, Бог соберет со всех земель тех, кто лично подготовился. Они унаследуют богатые обетования и будут жить в городе, прообразом которого являются пророческие образы Иезекииля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, что дали народу Божьему всемирные государства?
Египет дал израильтянам возможность размножиться.
Ассирия просеяла непокорных израильтян (северное царство).
Вавилон вышиб горделивую спесь у иудеев (южное царство).
Персия дала свободу пленным иудеям.
Греция дала единый греческий язык, подготавливая мир к принятию вести Евангелия на всемирном языке того времени. Даже Танах был переведен на греческий язык. Новозаветные Писания писались на греческом языке.
Рим дал мир без границ, чтобы Евангелие свободно могло распространяться по всему миру.
Мы сегодня имеем интернет как средство массовой информации. Бог дает все возможности, чтобы весть трех ангелов распространялась по всему миру.
Что даст нам следующее всемирное царство Бога? Со стороны Бога все предпосылки даны, чтобы нам войти в него. Остается за нами – принять условия входа в это царство. Не оказаться бы нам, как тем древним, вне спасения. Это великое для нас предостережение. Апостол Павел пишет:
1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим (Евр. 4:1).
Пусть эти слова будут для нас предостережением.
Пастор Александр Серков

Комментарии

Комментариев нет.