Древнейшей формой мирных международных связей и международного права в Греции была «проксения», т. е. гостеприимство. Она существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Житель какого-либо города (проксен) оказывал услуги и принимал как частных граждан, так и послов из другого города и брал на себя защиту интересов данного города и нравственное обязательство быть посредником между ним и властями своего родного полиса. В свою очередь, в том полисе, с каким он был связан, он пользовался известными преимуществами по сравнению с другими иностранцами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену.Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнегреческого мира.Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества – Зевса-Ксения (гостеприимца).Столь же древним международным институтом были и «амфиктионии». Так назывались религиозные союзы, возникавшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества. Как показывает само название, в эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы – вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений. Первоначальной целью амфиктионий были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накоплявшихся от частных и общественных приношений, а также наказание святотатцев – нарушителей священных обычаев.Собиравшиеся на празднества, в случае надобности совещались по общественным делам, представлявшим интерес для всех членов данной амфиктионии. Во время празднеств запрещалось вести войны и провозглашался «божий мир» (иеромения). Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера (самая древняя и наиболее влиятельная амфиктиония - Дельфийско-Фермопильская). Между членами полисов в Греции часто возникали дружественные контакты личного характера. За пределами своего полиса члены других полисов считались чужаками, иностранцами, и сам гражданин полиса не имел никаких прав за пределами своего государства. Институт личных контактов между гражданами различных полисов назывался у греков ксения.( От гр. "ксенос" - чужой, иностранец, гость → ксения-гостья → ксения-институт гостеприимства). Ксенические отношения передавались из поколения в поколение.В 5 песне Гомеровской Илиады рассказывается о том, как греческий герой Диомед в схватке встречается со своим врагом – троянцем. Вдруг два врага узнают в друг друге ксенов. Их деды когда-то вступили в ксенические отношения → бой прекратился. Они обменялись в знак закрепления ксенических отношений дарами.Обычай гостеприимства был освещен у греков религией. Ксения считалась священной, и она защищала грека в чужом полисе.Иностранцы, находились в другом полисе под покровительством Зевса, который имел прозвище Зевс-ксениос (гостеприимный). Нанесение такому иностранцу обиды считалось тяжким преступлением против самого Зевса. Более того, ксенические отношения позволяли рассчитывать на ответный прием в другом городе (тому кто принял ксена). Ксенические отношения передавались по наследству.
Эллинизмос
:Никос Цакилидис
Законы и обычаи гостеприимства в Древней Греции.
Древнейшей формой мирных международных связей и международного права в Греции была «проксения», т. е. гостеприимство. Она существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Житель какого-либо города (проксен) оказывал услуги и принимал как частных граждан, так и послов из другого города и брал на себя защиту интересов данного города и нравственное обязательство быть посредником между ним и властями своего родного полиса. В свою очередь, в том полисе, с каким он был связан, он пользовался известными преимуществами по сравнению с другими иностранцами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену.Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнегреческого мира.Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества – Зевса-Ксения (гостеприимца).Столь же древним международным институтом были и «амфиктионии». Так назывались религиозные союзы, возникавшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества. Как показывает само название, в эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы – вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений. Первоначальной целью амфиктионий были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накоплявшихся от частных и общественных приношений, а также наказание святотатцев – нарушителей священных обычаев.Собиравшиеся на празднества, в случае надобности совещались по общественным делам, представлявшим интерес для всех членов данной амфиктионии. Во время празднеств запрещалось вести войны и провозглашался «божий мир» (иеромения). Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера (самая древняя и наиболее влиятельная амфиктиония - Дельфийско-Фермопильская).
Между членами полисов в Греции часто возникали дружественные контакты личного характера. За пределами своего полиса члены других полисов считались чужаками, иностранцами, и сам гражданин полиса не имел никаких прав за пределами своего государства. Институт личных контактов между гражданами различных полисов назывался у греков ксения.( От гр. "ксенос" - чужой, иностранец, гость → ксения-гостья → ксения-институт гостеприимства). Ксенические отношения передавались из поколения в поколение.В 5 песне Гомеровской Илиады рассказывается о том, как греческий герой Диомед в схватке встречается со своим врагом – троянцем. Вдруг два врага узнают в друг друге ксенов. Их деды когда-то вступили в ксенические отношения → бой прекратился. Они обменялись в знак закрепления ксенических отношений дарами.Обычай гостеприимства был освещен у греков религией. Ксения считалась священной, и она защищала грека в чужом полисе.Иностранцы, находились в другом полисе под покровительством Зевса, который имел прозвище Зевс-ксениос (гостеприимный). Нанесение такому иностранцу обиды считалось тяжким преступлением против самого Зевса. Более того, ксенические отношения позволяли рассчитывать на ответный прием в другом городе (тому кто принял ксена). Ксенические отношения передавались по наследству.