Говорят, она пленила своими рисунками Армани — посмертно.

«Сто мужчин и одна женщина» — так в семье шутили над её фотографией с работы.
Она — старшая сестра поэта Владимира Маяковского, жгучая брюнетка, красавица казачьих кровей, убежденная революционерка. Замуж не вышла — заботилась о матери, сестре и брате. И о прикладном искусстве — была художником по тканям.
Что еще рассказать о Людмиле Маяковской, первой женщине — завотделом ткацкой мануфактуры еще в царской России? Она была человеком прямым, горячим, целеустремленным трудоголиком. Выпускница Строгановского училища. Типичная старшая сестра – опора семьи после смерти отца. Технолог-новатор, она разрабатывала методы рисования на ткани с помощью аэрографа.
А началось всё в далёком грузинском селе Багдади, где отец Люды и Володи Маяковских служил лесничим. Чиновничье жалование было средним: жили в бытовом плане небогато, но старшей дочери успели дать хорошее гимназическое образование и оплачивали частные уроки живописи у единственного в тех краях выпускника Академии художеств. Именно Люда привела к художнику брата — с ним он занимался «в довесок», бесплатно.
Людмила Маяковская навсегда осталась старшей сестрой — заботливой и авторитарной. Тяжело переживала смерть Маяковского. Занялась сохранением его памяти, писем и наследия. И, по воспоминаниям современников, старалась «исправить» его биографию, всячески вымарывая тему порочащей связи поэта с Лилей Брик.
Мешало ли это её собственному творчеству? Не знаем. Людмилу ценили на производстве и пригласили преподавателем во ВХУТЕМАС, где она воспитала немало студентов. Позже с гордостью писала в автобиографии, что её ученики работают "почти на всех фабриках" страны.
Красивая, немного замкнутая, уже седеющая — её фотографии прекрасны в любом возрасте. Но мысленно ищешь в этой красоте какой-то надлом и недосказанность…

Комментарии