Архара, наскальные рисунки раннего железного века.

Расположены на правом берегу р.Архары, между устьями рек Талакан и Дыды, в 25 км от с. Гилёво-Плюснинка. На гладкой скале высотой 7-8 м красной охрой нанесены изображения людей, животных, зверей и т.д. Обследованы В.Е.Ларичевым и А.И. Мазиным. Описаны в 1930 г. Саенко. Решением Амурского облисполкома от 11.10.78 № 430 памятнику присвоен региональный (районный) статус.

Петроглифы Приамурья впервые предстали перед взглядом ученых в 1902 году. По информации краеведа Саенко, автора первой публикации об Архаринской писанице (1930 год), на реке Архаре побывала экспедиция, которая рядом с петроглифами оставила надпись «Экспедиция 1902 года»
Древние петроглифы обладают природной метафизикой. Каким-то непостижимым образом человек выбирал для изображений камни, которые в дальнейшем не подвергались разрушению. Ныне можно видеть, как посреди выветренных, растрескавшихся от времени скал подобно островкам вечности светлеют плоскости с награвированными рисунками. Появление петроглифов связано с периодом выхода человека из пещер и освоения им изобразительного пространства. Отсюда техника гравирования, рассчитанная на солнечное освещение, и появление первых композиционных форм: связной последовательности фигур в едином действии.
Такие композиции, как правило, развертываются вдоль горизонтальной оси, хотя и прочитываются с трудом из-за наслоений рисунков разного времени и пережитков хаотичного, моторного фиксирования зрительных образов. Характер отдельных изображений еще близок абстрактному знаку символу (сравн. иероглифы; пиктография). На Руси любые древние изображения, выполненные красками или гравированные, называли пи́саницами
Рисунки нанесены красной охрой на отвесные плоскости скал. Выполнены сплошными контурными линиями. В основном на писаницах изображены различные сцены, в которых действуют антропоморфные, зооморфные и змееобразные существа. Композиции небольшие: они состоят обычно из двух-трех фигур и изображают, например, борьбу змееобразных существ с зооморфными, лодки с человеческими фигурками, нарисованными в виде стерженьков.
Здесь представлены животные пасущиеся, стоящие в спокойной позе, поднимающиеся вверх, спускающиеся вниз, матки оленей, стоящие с телятами в спокойной позе» сцены магической охоты и разнообразные зооморфные существа. Среди рисунков имеются и групповые и одиночные изображения людей. У человеческих фигурок расставлены ноги и разведены сторону руки.
Рисунки животных расположены по вертикали, вверх и вниз головой, под углом, без трактовки ушей и рогов. Головы у них параболоидные. Древний человек передавал их как бы двумя очертаниями: вначале он наносил голову и туловище затем подрисовывал ноги. Эта манера является одной из характерных особенностей передачи животных на ранних этапах наскального искусства в таежной зоне Приамурья. По внешним признакам трудно определить, каких животных пытался изобразить художник. У них голова приопущена, длинные массивные туловища, непропорционально короткие нога. Появляются изображения животных с клинообразными головами, без выделения шеи, и животные, нарисованные сплошной линией. У последних эллипсовидные головы на тонкой шее высоко вскинуты, туловище обозначено сплошной горизонтальной линией, четыре длинные ноги расположены перпендикулярно к туловищу.
19 октября 1127 года чжурчжэньский автор Шэнтуйлинь нанес петроглифы на скалу, которая находится в Архаринском районе. Через 800 лет этот уникальный археологический памятник назовут Архаринской писаницей, а затем присвоят статус одного из чудес Приамурья. Недавно ведущим лингвистам Японии и Китая удалось расшифровать наскальную надпись и тем самым сделать мировое открытие.
Материалы были направлены разным ученым-лингвистам, а в прошлом году — профессору японского университета Урасичунь и китайскому профессору Цзинь Ши. Изучив материалы, лингвисты подтвердили нашу гипотезу и, более того, расшифровали надпись, которая оказалась текстом «большого» чжуржэньского письма. Вот часть дословного перевода записи: «19 октября 1127 года автор Шэнтуйлин в низовье реки Сяошуй (Маленькая река)». Сейчас она называется Архара. Сегодня мы имеем не только точную дату, но и имя древнего автора. А это важный исторический факт. Более того, открылась еще одна уникальность архаринской скалы. Всего на территории Китая, Монголии и Кореи сохранилось 16 памятников «большого чжурчжэньского» письма. Наше — 17. Тем более архаринская надпись самая ранняя и единственная, сделанная при жизни выдающегося правителя, основателя династии Цзинь — Агуды. До прихода монголов эта династия завоевала половину Китая. В 1116—1118 годах создается два вида письменности, которой пользовались в переделах этой империи. Чжурчжэни первыми столкнулись с армией Чингисхана. Зашли монголы и на территорию Приамурья. На правобережье Амура 30 лет велась кровопролитная война, чжурчжэни героически оборонялись. Но монгольское вторжение стало разрушительным для чжуржэньской культуры и этноса. Камня на камне не осталось, для истории сохранились всего 16 памятников этой письменности. И тут появляется 17-й образец, который, однако, тоже разрушается временем и вандалами.
Уже в 2004 году во время первой экспедиции мы фиксировали акты вандализма: надписи масляной краской, выбоины, а также следы сколов от выстрелов. С тех пор бьем тревогу, обращаемся в разные инстанции, включая и правоохранительные органы. Но ни разу так и не получили положительного ответа, кто это сделал? Говорят, злоумышленников найти не могут. Да просто не хотят! Есть росписи людей, даты свершения вандализма, название организаций… Если человек стреляет из ружья по скалам, имеет ли он вообще право носить оружие?! Каждый случай требует детального рассмотрения. Попасть к писанице можно зимой по реке через Грибовку либо летом на лодке. Места не такие уж и безлюдные. В селе, где все друг друга знают, сразу вычислят чужую машину. Плюс, известны экскурсоводы, кто водит сюда тургруппы, организовывает сплавы за большие деньги. С них-то и особый спрос. На защиту Архаринской писаницы уже сегодня необходимо встать всем миром, и о каждом случае варварства немедленно сигнализировать в полицию, местную администрацию, министерство культуры. Стоит наказать пару злоумышленников, другим неповадно будет.
Информация взята с монографии А.В. Мельников, Д.В. Юсупов, В.Д. Мельников "Геологические памятники и примечательные объекты природы Амурской области" и с сайтов: http://strannik-v.ru/topic1539.html , http://www.ampravda.ru/2015/02/10/055033.html

Фото: Сергей Маковеев

#ПриродныеПамятникиАо

Комментарии

Комментариев нет.