20 окт 2021

АРХИЕПИСКОП ИОНА: В ЛЮБЫХ КОНФЛИКТАХ ЛУЧШЕ ВСЕГО «РАБОТАЕТ» ЕВАНГЕЛИЕ

Что значит — собирать на голову твоего врага горящие уголья? Как примириться с теми, кто имеет к тебе неприязнь? Об этом рассказал викарий Киевской Митрополии архиепископ Обуховский Иона в проповеди в воскресенье 17 октября.
Приводим текст проповеди владыки Ионы полностью:
– Сегодня в Евангельском чтении мы слышали прекрасную инструкцию, как вести себя христианину в различных затруднительных ситуациях (Лк. 6:31–36).
Вначале Господь говорит простые, казалось бы, наставления — достаточно очевидные и лежащие на поверхности, известные ещё из Ветхого Завета: «Ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Но дальше даёт уже совершенно новую заповедь — заповедь не справедливости, потому что «ты — мне, я — тебе» — это принцип справедливости, когда соблюдается баланс и паритет добрых дел. Христос произносит удивительные, возвышенные и очень важные слова: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят и... дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6:32–35).
Действительно, если давать взаймы только тем, от кого надеемся получить обратно, в чём наша заслуга? И если помогаем только тем, кто помогает нам, то это, и правда, больше базарный и торговый принцип, принцип «натурального обмена» добрыми делами. Но Господь учит, что нужно поступать с людьми по-доброму, НЕ ОЖИДАЯ от них НИЧЕГО В ОТВЕТ.
Апостол Павел в послании к Римлянам расширяет эти слова. Он пишет: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его». То есть сделай твоему врагу доброе дело, и, поступая так, продолжает Апостол, ты тем самым собираешь на голову своего врага «горячие уголья» (смотр. Рим. 12:20).
Казалось бы, слова жестокие. Но святые отцы трактуют их в том ключе, что горящими угольями апостол Павел называет ЖЖЕНИЕ СОВЕСТИ. Если человек поступает по-евангельски и не только не отвечает злом на зло — но, напротив, добрыми делами и добрым отношением к обидчику, причём подчёркнуто добрым, постоянно добрым и деятельным, то тот, кто чувствует в данный момент вражду, обязательно изменится.
Потому что у всех есть совесть. Она может находиться в состоянии дремлющем либо более или менее активном, но непременно активизируется, когда человек видит парадоксальное к себе отношение. Он, может быть, и сам понимает, что относится к нам с неприязнью, по делу или без, но если в ответ на своё отношение — ярко выраженное и проявляемое — увидит, что мы поступаем по-другому, что всё равно его любим и с любовью терпим его немощь, творим ему добро, не отвечаем на зло злом и злым отношением, то совесть его непременно включится.
Как священнослужитель, я общаюсь со многими людьми и знаю прекрасно, что в любых конфликтах лучше всего «работает» Евангелие. Не какие-то предусмотренные заранее поступки, правильно построенные фразы или интонации, а только слова Христа. И ЕСЛИ ПО-ДОБРОМУ ОТНОСИТЬСЯ К ТЕМ, КТО ИМЕЕТ К НАМ НЕПРИЯЗНЬ, ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАТЕЛЬНО МЕНЯЕТСЯ.
Даже если нет возможности показать каким-то образом своё тёплое отношение, хотя бы дома и в храме начните за него особенно и усердно молиться. Конечно, не ставить свечки вверх ногами или желать какого-то вразумления («Господи, вразуми ж Ты его!»), а молиться с любовью: «Господи, помоги этому человеку! Сделай ему благо, подкрепи его!» Я знаю множество случаев, когда люди начинали именно так поступать с теми, с кем у них были неприязненные отношения, и Господь Сам вмешивался в ситуацию и всё управлял во благо.
Дай Бог нам всегда помнить услышанные сегодня в Евангелии слова Христа и не только творить добро за добро и не отвечать злом на зло, но и на зло отвечать лишь добром и любовью.
(по материалам otrada.net ; акценты — редакции «ФОМА в Украине») https://foma.in.ua/news/arkhiepiskop-iona-v-lyubykh-konfliktakh-luchshe-vsego-rabotaet-evangelie #новости

Комментарии