🇷🇺 👑 ⚔ РУССКАЯ "ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ"

30 июля 1605 года человек, называвший себя царевичем Дмитрием, венчался на русское царство под именем Дмитрия Иоанновича и начал свое правление с широкой амнистии. Новый царь находился в шатком положении и отчаянно нуждался в поддержке знати. В столицу из ссылок были возвращены многочисленные бояре и князья, попавшие в опалу при Борисе Годунове, в том числе в Москву вернулось и семейство Романовых. Всем помилованным вернули ранее конфискованные у них владения. Получил прощение и Василий Шуйский, которого уже сам Лжедмитрий за заговор против себя недавно отправил в Вятку. Более того, вскоре после этого Василий был назначен на должность второго советника при царе. Тем самым Дмитрий Иоанович показывал новый либеральный курс, по которому должна была пойти страна. Согласно легенде, новый царь однажды заметил: «есть два способа царствовать, милосердием и щедростью или суровостью и казнями. Я дал Богу обет не проливать крови подданных и исполню его».
Всем служивым людям удвоили содержание, а в южных городах, поддерживавших поход Дмитрия, на 10 лет были отменены налоги. Средства на это были получены за счёт земельных и денежных конфискаций у монастырей, а также за счет повышения налогов в регионах, изначально не поддержавших "царевича". Новый царь также пытался улучшить жизнь простых крестьян, которым разрешили уходить от помещика, если тот не кормил их во время голода. Также была запрещена потомственная запись в холопство (это означало, что дети крестьянина уже не принадлежали помещику), а холоп должен был служить только тому, кому добровольно «запродался», что, в сущности, переводило его из статуса раба в статус наемника. Был установлен срок сыска крестьян, бежавших с владений помещика, который составил 5 лет. При этом возвращению подлежали только крестьяне, бежавшие до начала и после окончания Великого голода. Холопы же, бежавшие в другие регионы страны, спасая свою жизнь, закреплялись за новым помещиком, кормившим их в трудное время. Была проведена реформа, направленная против коррупции среди сборщиков налогов. Теперь города должны были сами отправлять подати в столицу, а всех взяточников было приказано водить по городу, повесив на шею предмет, ставшей взяткой (меха, жемчуг, солёную рыбу), и бить их палками. В связи со всеми этими реформами экономическое положение страны стало улучшаться.
Дмитрий реформировал Думу и повелел отныне называть ее сенатом. Царь ежедневно присутствовал на заседаниях правительства и лично участвовал в спорах и решениях государственных дел, а в свободное время гулял по городу и общался с простым людом. Английские дипломаты и торговцы, бывшие в то время в Москве, замечали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство. Однако не все решения Дмитрия вызывали восторг окружающих. Все ближайшее окружение царя состояло исключительно из поляков, а для своей охраны Дмитрий учредил гвардию, состоявшую из иностранных наемников. Введение в царский дворец иноверцев возмутило большинство московской знати.
Примерно в это же время Дмитрий начал планировать войну с турками, собираясь нанести удар по Азову и присоединить к Русскому царству устье Дона. Зимой того же года в селе Вяземы в качестве смотра войск были организованы игрища, в рамках которой была сооружена снежная крепость. На ее защиту были поставлены русские князья и бояре, а на штурм шли иноземцы под предводительством самого царя. Оружием для обеих сторон были снежки. В ходе игры бояре обвинили наемников в том, что они прятали внутри снежков камни и таким образом наставили русским синяков под глаза. После "падения" снежной крепости один из бояр предупредил Дмитрия, что продолжать игру не стоит, так как у многих русских под платьем скрыты длинные ножи, которые они уже были готовы пустить в дело.
Пытаясь найти поддержку свой военной кампании против турок, Дмитрий начал искать союзников на Западе и обратился за помощью к своим старым знакомым: папе римскому и польскому королю Сигизмунду. Однако те на этот раз на зов бывшего царевича не откликнулись из-за невыполнения ранее данным им обещаниям. Польскому посольству русский царь заявил, что не может пойти, как обещал, на территориальные уступки Речи Посполитой, и вместо этого предложил Сигизмунду отплатить деньгами за помощь по захвату короны. Иезуитам же и вовсе был запрещен въезд в страну, а католикам была предоставлена свобода вероисповедания наравне с другими христианскими течениями, в том числе было разрешено и протестантство. Никаких благ католическая церковь из этого получить не могла.
Отношение к религии у Дмитрия было крайне скептическое. Он называл монахов дармоедами и лицемерами и не проявлял фанатизма в религиозных вопросах. Установление свободы христианского вероисповедания он объяснял тем, что и католики, и протестанты, и православные верят в одного Бога и различаются только в обрядах. Такая просвещенность царя вызывала негативную реакцию у его поданных - бояре были недовольны, что государь не соблюдает церковные посты, одевается в иноземное платье и приказывает подавать к столу телятину, которую русские не ели. Также московскую знать сильно оскорбляло, что новый царь ни в грош не ставит право местничества (чем выше стояли предки дворянина, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять) и окружает себя худородными персонажами, не говоря уже о польских иноземцах.
Зимой 1605 года над царствованием Дмитрия Иоанновича стали сгущаться тучи. Был схвачен монах Чудовского монастыря, во всеуслышание заявлявший, что на престоле сидит никто иной, как Гришка Отрепьев, которого «он сам грамоте учил». Монаха по приказу царя подвергли пытке, после чего утопили в Москве-реке, однако в народе стали ходить слухи, что на троне сидит самозванец, которые только подогревали недовольные поведением царя бояре. Князь Василий Шуйский стал агитировать московскую знать прекратить терпеть унижения всех традиций русского государства, утверждая, что Дмитрий был посажен на царство с единственной целью — свалить Годуновых, теперь же пришло время свалить и его. Против царя был организован заговор. Для убийства государя был нанят уже опытный в убийствах царей человек - думный чиновник Андрей Шерефединов - убийца прошлого государя Фёдора Годунова. Однако покушение провалилось. 8 января 1606 года отряд убийц проник в царский дворец, но, подняв шум, выдал себя. Семеро заговорщиков были схвачены, но сам Шерефединов сумел бежать. После неудавшегося покушения Дмитрий приказал собрать народ и выступил перед ним с речью, в которой он упрекал московский люд в том, что его безвинно попрекают самозванством — в то время как порукой ему служит признание матери. Также царь заметил, что за время своей недолгой жизни он не жалел живота своего ради счастья подданных. Присутствовавшие, упав на колени, со слезами клялись в своей невиновности. Семерых схваченных заговорщиков вывели в центр площади, где они были растерзаны толпой сразу после ухода царя во внутренние покои. Андрей Шерефединов впоследствии был арестован и подвергнут пытке, однако так не в чем и не сознался. За слабостью улик вместо казни его отправили в ссылку.
24 апреля 1606 года из Польши в Москву прибыла невеста Дмитрия Иоанновича Марина Мнишек. В свите будущей царицы находились ее отец и около двух тысяч поляков — знатные дворяне со своими слугами. Дмитрий радушно принял своих гостей, своей невесте он подарил шкатулку с драгоценностями стоимостью около 500 тысяч золотых рублей, а ещё 100 тысяч было отправлено в Польшу для уплаты долгов. Приехавшим польским дворянам были подарены чистокровные кони, золотые цепи, соболиные шкуры и другие подарки, Для въезда в Москву царь подарил своей невесте карету, украшенную серебром и изображениями царских гербов. Встречали будущую царицу воеводы, князья и толпы московского люда, а также оркестр из труб. До свадьбы Марина должна была оставаться в Воскресенском монастыре. Пожаловавшись, что ей невмоготу московская еда, Марина добилась у царя присылки к себе польских поваров и кухонной челяди. Обеды и балы сменялись одним за другим. Дабы не раздражать бояр и народ, было решено перекрестить Марину из католической веры в православную. Дмитрий просил у папы Римского специального разрешения на причащение и миропомазание невесты по греческому обряду, но получил категорический отказ. Однако миропомазание, как обряд, заменяющий обращение Марины в православие, решили всё-таки провести. 8 мая 1606 года Марина Мнишек была коронована царицей, после чего был совершен обряд бракосочетания. Ввиду обилия приглашённых иноземцев было принято решение об объявлении безместия на свадьбе, и многие знатные бояре оказались на "задворках" праздника, что еще больше настроило их против царя.
9 мая 1606 года, в Николин день, против всех церковных традиций был назначен свадебный пир, на котором гостей вновь угощали телятиной, считавшейся в Москве «поганой едой». В довершении всего перед иностранной гвардией с проповедью выступил пастор лютеранской церкви Святого Михаила Мартин Бэр. Пир затянулся на несколько дней и спровоцировал в Москве дебош - поляки в пьяном разгуле врывались в московские дома, бросались на женщин, грабили прохожих, стреляли в воздух и кричали, что русский царь им не указка, так как они сами посадили его на престол. 14 мая Василий Шуйский собрал своих сторонников и решил под предлогом мести пьяным полякам совершить новое покушение на царя. Заговорщики составили план - этакий римейк Варфоломеевской ночи.
Было решено отметить дома, в которых жили поляки, после чего ударить в набат и призвать народ к бунту под предлогом защиты царя. Когда агенты царя донесли ему о готовящимся заговоре, он лишь отмахнулся, пригрозив наказать самих доносчиков. Свадебные торжества продолжились и на следующий день был дан бал в новом царском дворце, во время которого Дмитрий танцевал и веселился. Немецкие наемники вновь попытались предупредить царя о готовящемся бунте, но тот снова отмахнулся со словами: «Это вздор, я этого слышать не хочу». Той же ночью Шуйский, сославшись на указ царя, уменьшил немецкую охрану во дворце от 100 до 30 человек, после чего приказал открыть тюрьмы и выдал оружие толпе.
17 мая на рассвете по Москве разнесся колокольный звон. Шуйский в окружении верных ему бояр и в сопровождении около 200 вооружённых человек въехал на Красную площадь. Князь кричал, что польская знать пытается убить царя, и требовал, чтобы горожане поднялись в его защиту. И без того пропитанные ненавистью к иноземцам москвичи кинулись бить поляков. В ходе резни было убито около 500 человек. Шуйский же со своим отрядом отправился в покои царя.
Разбуженный колокольным звоном Дмитрий кинулся из покоев нового дворца в свой старый дворец, где ему сказали что Москва горит. Дмитрий попытался вернуться к жене, чтобы успокоить её и затем ехать на пожар, но в этот момент к зданию уже подошла толпа и стала ломать двери. Все немногочисленные немецкие охранники царя были убиты. Петр Басманов, последний союзник, оставшийся с царём, открыл окно и спросил, что хотят бунтовщики, на что услышал: "Отдай нам твоего вора, тогда поговоришь".
Басманов спустился на крыльцо и попытался уговорить толпу разойтись, но один из заговорщиков, Татищев (предок историка Татищева), ударил его ножом в сердце. Дмитрий в это время запер дверь и, пока бунтовщики её ломали, выбрался в окно, пытаясь спуститься по лесам, чтобы скрыться в толпе, но оступился и упал во двор, где его подобрали нёсшие караул стрельцы. Царь был без сознания, с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Стрельцы облили его водой, чтобы он пришёл в себя. Очнувшись, Дмитрий попросил защиты от заговорщиков, обещая воинам поместья и имущество мятежных бояр. Стрельцы внесли его на руках во дворец, где попытались укрыть от мятежников, однако те стали грозить стрельцам убить их жён и детей, если те не отдадут «вора». Стрельцы, заколебавшись, потребовали, чтобы царица Мария Нагая ещё раз подтвердила, что Дмитрий — её сын, в противном случае они согласились выдать Дмитрия.
Заговорщики были вынуждены согласиться и отправили к Нагой гонца князя Ивана Голицына. Вернувшись, князь крикнул, что царица ответила, что её сын был убит в Угличе. В этот момент сын боярина Валуева выскочил из толпы и, сказав: "Что толковать с еретиком?" Выстрелил в царя в упор, после чего Дмитрия добили мечами и алебардами.
Тела убитого царя и его приближенного Петра Басманова приволокли на Красную площадь. Поравнявшись с Вознесенским монастырём, где жила Мария, Нагая толпа вновь требовала от нее ответа — её ли это сын. По свидетельству современников, та дала такой ответ: «Об этом надобно было спрашивать, когда он был жив, а теперь он уже не мой». Тела решено было подвергнуть «торговой казни». В течение первого дня они лежали в грязи посреди рынка. На второй день тело Дмитрия положили на прилавок, на грудь ему бросили маскарадную маску, в рот воткнули дудку, а под прилавок бросили труп Басманова. В течение трех дней москвичи всячески надругались над телом бывшего царя. У растерзанного трупа читали «грамоту» о жизни Григория Отрепьева в монастыре и его бегстве.
В конце концов тело Басманова похоронили у церкви Николы Мокрого, а Дмитрия в «убогом доме» - кладбище для упившихся или замёрзших за Серпуховскими воротами. Сразу после похорон ударили необычайно суровые морозы, уничтожившие траву на полях и уже посеянное зерно. По городу пошли слухи, что виной тому колдовство убитого самозванца и что над его могилой сами собой вспыхивают и движутся огни, слышатся пение и звуки бубнов. Труп Лжедмитрия выкопали, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в сторону Речи Посполитой, откуда он и пришёл.
#группа_любопытноузнать

Комментарии