Реджио-подход - вера в безграничные возможности ребенка

Педагогика демократии и искусства
Малоизвестная в России «педагогика демократии», «педагогика искусства» - все это можно применить к описанию педагогической системы обучения Реджио. Наиболее знакомые нам системы альтернативного образования, которые используют идеи педагогики искусства, это Вальдорф (Waldorf) и Монтессори (Montessori), а вот система Реджио еще не так распространена в России.
Эти педагогические концепции построены на принципах гуманизма и приоритета общечеловеческих ценностей, помогая детям полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Все три подхода рассматривают детей в качестве активных авторов своего собственного развития, обладающих динамичной, настойчивой силой внутри себя, открывающей путь к росту и обучению.
Малагуцци, автор реджио-педагогики видит ребенка как социального от рождения субъекта, интеллектуального, полного любопытства и радости. Этот изобретательный ребенок создает изменения в системах, в которых он принимает участие и становится "производителем культуры, ценностей и прав". Дети символически представляют мысли и чувства в любом из "сотни языков" (выразительных, коммуникативных и когнитивных), через слова, движения, рисунок, живопись, здания, скульптуру, театр теней, коллаж, драматические игры, музыку, и многие другие.Всемирно реджио-педагогика считается самым амбициозным направлением авторской педагогики, а в 1991 году группа экспертов определила этот педагогический подход как наилучший метод работы для детских дошкольных учреждений. В том же году, по мнению американского еженедельника "Newsweek", детские садики Реджио были признаны лучшими в мире. На протяжении двух последних десятилетий школы Реджио получили широкое признание, им была присуждена премия LEGO, премия Ганса Христиана Андерсена и премия Образовательного фонда Долорес Коль. В настоящее время школы, применяющие подход Реджио, существуют по всему миру.
Reggio Emilia — итальянский город под Болоньей, где после окончания Второй мировой войны зародилась «педагогика демократии» ). Одной из ключевых задач, стоящих перед итальянскими педагогами в середине сороковых годов в освобожденной стране, было осмысление природы фашизма и ксенофобии. Оправляясь от ран, нанесенных нацистским режимом, локальное сообщество столкнулось с проблемой отсутствия дошкольных учреждений в городе. Одновременно с разработкой материальной базы велась работа над методиками. Будучи свидетелями нацистского режима в Италии, педагоги понимали, что человек мыслящий не критически, человек послушный, исполнитель — опасен. Во избежание повторения нацизма необходимо воспитывать человека, мыслящего скептически, взвешивающего и выбирающего самостоятельно.
Особая роль в Реджио Эмилиа отводится эстетическому обучению.Креативность пронизывает весь дух Реджио Эмилия, а творчество понимается прежде всего как процесс, а не как продукт; эстетическая значимость происходящего раскрывается для всех заинтересованных сторон в совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Подход Реджио Эмилия коммуникативен и рассчитан на длительное обращение детей с одной и той же темой, на последовательное, заданное в детской логике, углубление в предмет, на документирование этапов и итогов работы.Типичными темами для работы являются четыре времени года, использование бросового материала, оформление надписей, коллекционирование, создание живописного полотна, изготовление марионетки, коллажирование, знакомство с культурами разных народов, иллюстрирование рассказов и книг.
Детей приучают видеть красоту, но понимать, что она мимолетна: рисунки на песке, на бумаге, положенной под дождь;пирамида, разрушаемая ветром; украшения на торте, который съедается. Поэтому воспитанников как можно раньше учат пользоваться фотокамерой, фиксирующей быстропроходящие моменты жизни. Обучение фотографии присутствует в образовательном процессе уже десятилетиями, а при новых возможностях обработки на компьютере становится средством создания собственных газет, коллажей, журналов.
#реджио

Комментарии