https://ok.ru/fleet

В гордом имени на борту этого небольшого судна Ленинградской военно-морской базы слышится голос эпохи великих географических открытий.

В ожидании навигации МГС находится в Ломоносовской военной гавани, где коротают зиму многие именные вспомогательные и гидрографические суда ЛенВМБ.
В истории освоения Арктики, Северного морского пути славное имя «Вайгач» связано со знаменитыми ледоколами «Таймыр» и «Вайгач» гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910 года. Впоследствии так называли многие гидрографические суда и траулеры мурманской приписки. И в наше время бороздит арктические водные просторы атомный ледокол «Вайгач» проекта «Таймыр» с ядерной энергетической установкой, построенный специально для использования в районах, круглогодично покрытых льдом.
Ломоносовский «Вайгач» предназначен для выполнения лоцмейстерских работ в прибрежных морских районах и занимается главным образом постановкой и снятием плавучих средств навигационного оборудования разных типов, их техническим обслуживанием и ремонтом, а также доставкой грузов – аппаратуры, дров, угля, продовольствия – на острова Финского залива и на отдалённое побережье для жизнеобеспечения маячников и гидрографических подразделений Балтийского флота.
Капитан МГС «Вайгач» Александр Лившиц помнит, как в 2007 году принимал своё судно в Рыбинске на судостроительном заводе, как по внутренним водным путям перегонял его к месту базирования в Ломоносов, где МГС достраивалось вплоть до апреля 2008-го, до подъёма флага. С тех пор более полутора десятка лет «Вайгач» обеспечивает мореплавание в прибрежной зоне ответственности ЛенВМБ, занимается съёмкой и постановкой буёв и плавучих предостерегающих вех, обслуживанием навигационных знаков и маяков, обитаемых и необитаемых. Трофеи прошлогодней навигации – огромные буи и якорные цепи, обросшие ракушками, – всю зиму громоздятся на палубе МГС, внушая почтение к нелёгкому труду экипажа. Перед открытием нового навигационного сезона их очисткой и подготовкой занимается береговая ремонтная мастерская, где готовят навигационную аппаратуру и оборудование к повторному использованию. Здесь гигантские буи и удерживавшие их цепи тщательно чистят от морских отложений, шлифуют, красят в традиционные цвета, чинят фонарные светящиеся устройства, а затем с помощью МГС доставляют к месту назначения, после чего со всеми предосторожностями спускают на воду, непременно убедившись, что отреставрированный буй приступил к делу – предупреждает моряков об опасности.
Конечно, постановка навигационного знака или буя – это целое искусство, правда, более оптимистическое, чем, например, процесс съёмки вышедшего из строя оборудования. Хотя специалисты утверждают, что раз на раз не приходится, поэтому в судовом архиве хранится не одна видеохроника рабочего процесса, каждый из которых по-своему уникален. После возвращения из моря фильм тщательно анализируется, разбирается по косточкам с последующими выводами. Причём от конструктивной критики никто не застрахован, даже капитан, управляющий судном и направляющий действия палубной команды. В её составе обычно работают самые молодые и энергичные второй помощник капитана Вячеслав Черемшин, боцман Дмитрий Курдюков, матрос 1-го класса Сергей Зобнин со своими помощниками – курсантами и практикантами Ломоносовской мореходки, в то время как третий помощник капитана и по совместительству дипломированный крановщик Анатолий Благодарь мастерски управляет стрелой гидравлического крана, цепляющей и поднимающей из воды аварийный буй. Взмывающий ввысь гигантский морской исполин, покрытый водорослями и ржавчиной, – это момент не только триумфа, но и треволнений для всего экипажа, которому предстоит аккуратно принять и безопасно разместить груз на палубе.
Во время выполнения задач по предназначению особенно важная и ответственная роль по обеспечению надёжной и бесперебойной работы всего судового оборудования и техники принадлежит старшему механику МГС «Вайгач» Дмитрию Аненко и его подчинённым второму механику Артёму Дробинину и второму электромеханику Александру Порохову, офицеру запаса, подводнику-североморцу. Их богатый морской опыт, ответственное отношение к делу обеспечивают успешное выполнение поставленных задач.
Пока ледовая обстановка не позволяла гидрографическим судам выйти в море, механики «Вайгача» совместно со специалистами военпрома успешно решали ряд вопросов, касающихся восстановления технической готовности судна, прилагая все усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки устранить неполадки и вовремя ввести судно в строй. На них с надеждой смотрел экипаж МГС во главе с капитаном, общими усилиями приближая день, когда инспекция по мореплаванию даст добро на выход в море.
…Знакомясь с биографией капитана МГС «Вайгач», понимаешь, что она не типична для моряка гидрографии. Александр Лившиц окончил Ленинградский кораблестроительный институт. Пять лет дипломированный инженер-механик проработал заведующим лаборатории в родном вузе, занимаясь наукой. Кроме того, со студенческих лет он активно увлекался спортом, яхтингом и водолазным делом, а потом вдруг ушёл из института и по приглашению бывшего начальника гидрографии ЛенВМБ перешёл в плавсостав, ходил на гидрографических катерах. Заочно А. Лившиц окончил судоводительский факультет Ломоносовского морского колледжа ВМФ, получил специальность техника-судоводителя и был назначен старшим помощником капитана на «СГ-118», а после ухода капитана занял его место. Когда стало известно, что в Рыбинске будет достраиваться МГС «Вайгач», Александра Иохимовича поставили во главе экипажа новостроя.
В настоящее время капитанский стаж А. Лившица составляет почти двадцать лет. Он – председатель профсоюзной организации гражданского персонала гидрографии ЛенВМБ. С тревогой говорит о наболевшем – о существующих кадровых проблемах. Парадокс: суда есть, а капитанов и радиооператоров для них не хватает.
Первоначально предполагалось, что численность штата МГС будет составлять 17 человек, но в дальнейшем её увеличили до 20, и заполнять штатное расписание стало труднее. Благо, есть Ломоносовский мореходный колледж – кузница кадров для гидрографии. Поэтому капитан определённые надежды связывает с теми, кто проходит практику на его судне, присматривается к курсантам. В настоящий момент их двое: четверокурсники Руслан Титов и Глеб Мозжухин – выпускники 2024 года. Их наставником и куратором является второй помощник капитана Вячеслав Черемшин, в прошлом тоже выпускник Ломоносовской мореходки. Руслан с удовольствием рассказывает о своих морских практиках на СФП «Субботин», на морском танкере «Осипов», НИС «Адмирал Владимирский» и о нынешней, на МГС «Вайгач». А курсант Г. Мозжухин, улучив свободную минуту, готовится к выпускным экзаменам по судовождению. Тема его диплома – переход из порта Севастополь в порт Бизерта. Мысленно он уже на пути в Африку – на капитанском мостике белого парохода… А пока курсантам предстоит освоить работу с буями и ходить по прибрежной акватории на борту небольшого гидрографического судна, чтобы стать достойными преемниками флотоводцев великой истории освоения Северного морского пути и ни в чём не уронить славы русских мореходов и полярных исследователей.
Татьяна СМИРНОВА. https://vk.com/sentinel_baltic?w=wall-58349938_10532

малое гидрографическое судно проекта 19910 «Вайгач».
Капитан МГС «Вайгач» Александр Лившиц

Комментарии

Комментариев нет.