- А вы знакомы с теорией привязанности Г.

Ньюфелда?.. А с идеями М.Монтессори?.. А с сциентистским подходом Л.Кольберга?..
За много лет непрерывного изучения отношений детей и родителей я много с чем знакома. И даже с тем, что после моего ответа следует удивление в стиле – «ну, если давно знакомы, то почему (до сих пор не замужем :) ) - т.е. почему не являетесь рьяным последователем?»
Потому, - отвечаю я - что теории воспитания хороши в случаях, где есть Взрослый и Ребёнок. А в ситуации, где родитель сам в положении нуждающегося в помощи, лучше начинать со взрослого.
Опорные конструкции в первую очередь, стили потом.
Разочарование родителей мне понятно. Казалось же – найди верный инструмент, и шедевр состоится! Педагогические теории это ж как инструменты для мастера.
Но выясняется, что удержать их в руках и применить с пользой под силу лишь з д о р о в о м у человеку, в состоянии душевной целостности.
Редко кто задумывается заранее, что кроме радости от детей нам, с их появлением, уготована встреча со своими самыми слабыми сторонами.
Я не исключение. Мой путь поисков решений так же начинался с педагогики. Мне тоже казалось, что любить собственного ребёнка достаточно. Любить и воздействовать, вооружившись какой-нибудь прекрасной теорией - лепить, изменять податливую глину, ваять, «делать из ребёнка человека».
Но реальность оказалась интереснее: она пугала, удивляла, разочаровывала и восхищала.
Воздействие происходило в обе стороны.
Собственная наполненность имела особенность подпитывать другого. А хорошо припрятанная пустота обретала свойство оглушать эхом.
Но самой ценной находкой стало понимание: для искренней любви к ребёнку необходима любовь к себе.
Пустотой не поделишься.
Иди, склеивай себя, ищи ресурсы... или не пытайся делать вид, что это ты помогаешь ребёнку, а не он тебе.
Дочь, словно живое зеркало, отражала:
Хочешь вырастить меня здоровой? Стань здоровой!
Хочешь вырастить честной? Стань честной!
Думаешь как укрепить мои границы? Покажи, что у тебя они есть!
Хочешь любоваться моей силой? Оживи свою!
Мечтаешь радоваться моим крыльям? Покажи пример свободы и творчества!..
А теории… Да, они тоже местами полезны конечно.
Но – вторичны.
(Автор иллюстрации Ирина Ясюкайть-Дударева)
Elena Kuznetsova

Комментарии

Комментариев нет.