Очень частая, я бы сказала, базовая установка хорошего, ответственного приемного родителя: «дать ребенку ВСЕ».

Что подразумевается: ребенок был обделен информацией, возможностью развития, возможностью получить качественное образование. И вывод: надо это СРОЧНО наверстать. Что плохого в этом прекрасном желании? Слово СРОЧНО.
Чтобы он СРОЧНО превратился из потерпевшего в обычного ребенка.
И вот именно эта установка крайне часто приводит к: разочарованию, выгоранию, взаимному раздражению и усталости, плохому поведению и ребенка, и родителей.
Почему так?
Моделирую ситуацию:
Вы внезапно оказываетесь в племени, скажем, эскимосов. Они не так, как Вы говорят, не так, как Вы выглядят, не так одеты, не так и не то едят. Их занятия и весь образ жизни не имеют ничего общего со всем Вашим прошлым опытом. И, о, ужас, Вы тут теперь навсегда. И еще: Вы должны прямо с колес стать одним из них. Т.е. мазать лицо жиром, плыть в лодке, правильно шнуровать обувь, убивать тюленя, есть его сырую печень, скорняжничать, стрелять из лука, разводить огонь на снегу без спичек…и бесконечно многое другое. И еще как-то начать говорить на их языке, разобраться в хитросплетениях причинно-следственных связей эскимосских отношений, в том, кто тут кому и кем приходится, кто вождь, и что это значит; что делать можно, а за что – к рыбам… во всем этом черт ногу сломит…
Мозг Ваш кипит. Вы в остром стрессе. Вы выкладываетесь на все сто, чтобы хоть как-то это все освоить. Вам плохо, дурно, одиноко, Вы испытываете отчаяние. Вы хотите сбежать, но Вам некуда деться.
И тут Вам подносят книжки со словами: «У тебя ведь были большие сложности в освоении Статистического анализа в институте. Надо много заниматься, чтобы подтянуть».
Да, и еще: «Обязательно надо продолжить занятия музыкой. Помнишь, в прошлой жизни ты любил петь? Мы нашли отличного педагога по вокалу».
Ваши чувства и действия?
Думаю, захочется покинуть эту реальность. Потому что ЭТО НЕ ВОЗМОЖНО.
Существуют пределы человеческих адаптивных способностей.
Так вот. Приемные дети – тоже люди. И при размещении в семье они оказываются ровно в такой ситуации. Ну, по накалу, плюс – минус. Но, в общих чертах, в такой.
У ребенка ВСЕ поменялось. Ему к этому ВСЕМУ надо приспособиться. Ему страшно. Думаю, никто из нас никогда не был в ситуации, в которой все настолько меняется, как у наших детей. Подумайте, и Вы со мной согласитесь.
Дети обладают поразительными адаптивными способностями. Вот почему они могут все это как-то переваривать. Но и этим способностям есть предел.
Очень часто предел наступает, когда к привыканию в семье и школе добавляются музыкалка, репетиторы, язык.
Родители, изо всех сил желая добра(он же не справляется с программой! Или: у него же такие способности!), просто надрывают адаптационные возможности ребенка, сверхестественной нагрузкой загоняя его в стресс и тревогу.
Какое развитие имеет такая ситуация: ребенок пытается этой пытки избежать – врет, прогуливает, убегает, хамит. В общем, старается свести перегрузку на нет. В смысле, обнулить все Ваши усилия. И совсем Вам за ВСЕ не благодарен. А Вы понимаете, что Вам достался такой ребенок, с которым все насмарку…Вы ничего не можете сделать для него, только чувствуете усталось и бессилие. Он все портит. Он не поддерживает Ваших начинаний. Он делает Вас несчастным.
Как этого избежать?
Скажите себе: все будет. Он возьмет все, что сможет из того, что я могу ему дать. А сейчас ему надо дать покой и поддержку. Создать охранительный режим. Никакой ориентации на оценки и результат. Никаких ожиданий, никакого подгоняния. Никакой дополнительной нагрузки. Ему тяжело. Очень. Каждая повседневная мелочь требует от него усилия. Дом и школа – более чем достаточно в первый год в семье.
Школа даже уже лишняя, лучше бы только дом, но такими вариантами мы, как правило, не располагаем.
Удержитесь от наверстывания.
Поработайте со своим внутренним паникером «Боже, что же будет с такими оценками!!!»
Все хорошо будет. Потом разберетесь.
Сейчас главное, чтобы ребенок прижился в Вашей семье.
Поэтому экономьте его силы. Оставьте большую часть ВСЕГО на потом.
Лада Уварова,
председатель РОД «Петербургские родители»,
президент БФ «Дети ждут», приёмная мама

Комментарии

Комментариев нет.