ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

17 мая — Вознесение Господне. «Почему Христос ушел из этого мира?», — спрашивали и тогда, и сейчас. Ответы многим не нравятся.
Вот закончилось таинственное сорокодневие после Пасхи. Ученики идут к Елеонской горе, откуда вознесется Христос, и не спрашивают: «Зачем Ты от нас уходишь?» Они прощаются с Ним с «великой радостью».
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
Возвращение гарантируют.
— Чтобы понять радость прощания учеников со Христом, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо.
В античном мире «небо» всегда было сферой Божественного, а вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного.
Но в случае вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Вознесение для Христа было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это.
В Библии взятие человека на небо имело особый смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего.
Так, пророк Илия был взят на небо, но как бы ожидает своего возвращения. Господь говорит: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» (Мал. 4:5).
В Книге Откровения апостола Иоанна (Апокалипсисе) есть удивительное место, где апостол видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола … и восхищено было Дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12:5).
Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, потому что пребывание Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его возвращения.
Именно Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он – в вечности, а следовательно, всегда с ними.
Полет на облаке
Обратим внимание на облако, которое уносит Иисуса Христа (см. Евангельский текст). Разумеется, речь идет не о простом облаке. В наше время мы так далеко отошли от мировосприятия людей античного и библейского мира, что стали нечувствительны ко многим символам, которые для древних имели значение.
Люди примитивного ума могут посмеиваться над «детской фантазией» рассказа о полете на облаке. Но и люди разумные далеко не всегда понимают, в чем суть религиозной символики.
Облако – общечеловеческий древний символ и наглядный образ божественного присутствия, а также восхищения и обожения.
Достаточно прочесть рассказ историка Тита Ливия о Ромуле, которого облако восхитило в небо, после чего римляне стали поклоняться ему как богу. Так в языческом мире.
А в Священном Писании? В нем облако – тоже один из важнейших символов. Вспомним Преображение, где облако Божественного присутствия осенило апостолов. Но самое главное – пророчество Даниила о Сыне Человеческом, грядущем на облаках небесных (Дан. 7:13), столь часто вспоминаемое в Новом Завете.
При Вознесении облако уносит Иисуса Христа от взора Его учеников. Там, на небе, Он будет пребывать до Второго пришествия.
Свидетели в белом
Пожалуй, самое важное в евангельском рассказе о Вознесении – речь Ангелов. Замечательно это появление ангелоподобных мужей. Да, к апостолам пришли именно Ангелы, чтò выдают их белые одежды. И это соответствует библейскому праву верного свидетельства.
Как и на гробе Воскресшего Христа, Ангелы задают вопрос, который призван исправить неверное понимание события и неверное поведение. «Что вы ищете живого между мертвыми?», – спросили Ангелы женщин. «Что вы стоите и смотрите на небо?», – спросили они учеников.
Как тогда женщинам, видящим пустой гроб, было сказано, что искать живого с мертвыми лишено смысла, так и теперь говорится, что
бессмысленно сидеть и ждать Христа сейчас. Чтò же надо делать?
Ученики не должны лишь смотреть на небо в бездеятельном ожидании или размышлении о Втором пришествии и его сроке. Ученики Христа должны стать свидетелями и очевидцами Воскресшего.
По закону неба
Прот. Всеволод Шпиллер:
— Ученики Христа, христиане, — это те, кто знает, что Господь, Сын Божий, воплотился, чтобы земное соединить с небесным. Как и само Царство Божье не от мира сего, так и все, что Христос обещал своим ученикам, относится совсем к другому миру — духовному, Божьему, к жизни в Боге, а не к здешней.
Когда закончилось таинственное сорокодневие после Пасхи, ученики шли к Елеонской горе, уже это понимая. За 40 дней со Своего Воскресения Христос многому их научил. И поэтому ученики не спрашивают Христа у Елеонской горы: «Зачем Ты от нас уходишь, почему не остаешься здесь, на земле, в этом мире, чтобы все у нас было хорошо?» Они прощаются со Христом с «великой радостью».
А вопросы возникают у людей и сегодня: «Почему Христос ушел из этого мира?» Людям обязательно нужно опереться здесь на какую-то силу.
Если бы остался Христос здесь, на земле, тогда эта сила, свидетельствующая о себе (и не только о себе!) была бы здесь. И авторитет…
Божья сила была бы здесь рядом, в этом царстве владычествовал бы Царь, не было бы зла, все было бы хорошо…
Но Царство Христа — Царство не от мира сего.
Христос возносится, уходит из этого мира в плоти, в теле человеческом — в Божий мир, чтобы соединить небесное с земным, земное с небесным, любовь земную соединить с любовью небесной. И чтоб человек смог прийти на небо и жить там новой, непостижимой для земного ума жизнью.
Но Христос уходит на небо и для того, чтоб и здесь, на земле, человек жил, старался жить, помня о небе — не по закону плоти, когда все кончается и умирает, а по закону духа, с верой,
что все, что сделано доброго, из любви, никогда не умрет и не кончится.
Степан Абрикосов
#Душа #Вера #Вознесение #Церковь #ФондПровидение

Комментарии

Комментариев нет.