Китай помогает Европе осознать её собственные интересы.

К итогам европейского турне Си Цзиньпина. Председатель КНР Си Цзиньпин в пятницу 10 мая покинул Будапешт, завершив своё европейское турне, во время которого он побывал последовательно во Франции, Сербии и Венгрии.
Визит Си в Европу не преподнёс каких-либо неожиданных итогов, но тем не менее стал заметным и очень важным усилием в деле формирования стратегической автономии Европы и многополярного мира.
Состоявшийся диалог на высшем уровне между китайской стороной и лидерами трёх стран Европы в целом развивает китайско-европейские отношения и работает на укрепление европейской экономики; помогает Европе и каждому европейскому государству в отдельности осознать свой собственный интерес, независимый от интересов и амбиций США.
Это, в свою очередь, необходимое условие для снижения влияния в Европе не только антикитайских, но и антироссийских настроений (хотя и недостаточное). Как бы ни была сильна сейчас в Европе антироссийская одержимость, но и она не вечна.
Си Цзиньпин посетил Европу впервые за пять лет, и в каждом из трёх пунктов его остановки переговоры внесли свой особенный вклад в устранение барьеров в китайско-европейских отношениях.
Переговоры Си во Франции были направлены, скорее, на снижение рисков в китайско-французских отношениях в свете нарастающей промышленной конкуренции между Францией (и ЕС в целом) и Китаем и дополнительно осложнялись разницей подходов к выходу из украинского кризиса.
Председатель Си Цзиньпин заявил во время трёхсторонней встречи в Париже с Макроном и фон дер Ляйен, что сотрудничество Китая и ЕС не должно зависеть или диктоваться какой-либо третьей стороной, очевидно, имея в виду США.
Си на той же трёхсторонней встрече заявил, что спрос на мировом рынке на китайские товары показывает отсутствие «проблемы избыточных производственных мощностей Китая», отклонив фактически претензии ЕС и Макрона в этом вопросе. Возможно, Франции и КНР удалось достичь неких временных решений и ЕС отложит протекционистские меры в отношении китайского экспорта.
Си Цзиньпин и Макрон достигли договорённостей об укреплении сотрудничества между малыми и средними предприятиями.
Обсуждение украинского кризиса свелось к обоснованию каждой стороной своих подходов к его решению без всяких видимых результатов. КНР осталась на своей принципиальной позиции – в любой конференции по решению украинского кризиса должны на равных участвовать Россия и Украина, а обсуждаться должны все предложения.
В Сербии и Венгрии китайская сторона достигла почти полного взаимопонимания с партнёрами по всем принципиальным вопросам двусторонних отношений и мировой повестки. Эти две страны являются опорными странами в Европе в китайском проекте международного сотрудничества «Пояс и путь» и дальше всего продвинулись во всестороннем взаимодействии с Китаем.
В Сербии председатель Си Цзиньпин и президент Сербии Александр Вучич подписали совместное заявление о создании китайско-сербского сообщества с общим будущим в новую эпоху. Сербия стала первой европейской страной, подписавшей такое соглашение с Китаем. В совместном заявлении две стороны обязались повысить уровень китайско-сербского всеобъемлющего стратегического партнерства.
Были намечены новые планы по сотрудничеству в области строительства дорожно-транспортной и промышленной инфраструктуры.
На сегодня при поддержке Китая были построены сотни километров автомагистралей, введена в эксплуатацию высокоскоростная железная дорога, соединяющая столицу Белград с Нови-Садом. Эта железная дорога является частью более амбициозного проекта, связывающего Белград и Будапешт – столицу Венгрии. Продление этой магистрали до Будапешта должно завершиться к 2026 году.
О быстром развитии двусторонней торговли свидетельствует её рост с 596 млн долл. в 2016 г. до 4,35 млрд долл. в 2023 г. Китай стал для Сербии крупнейшим источником прямых капиталовложений в 2022 г.
Две страны связывают жертвы, понесённые во время натовской бомбардировки Сербии. Тогда НАТО разбомбило китайское посольство в Югославии, о чём председатель КНР напомнил в статье, приуроченной к визиту в Белград. Он обратился с призывом «никогда этого не забывать» и предупредил, что «мы никогда не позволим повториться такой трагической истории».
Дун Ифань, научный сотрудник Института европейских исследований Института современных международных отношений Китая, обратил внимание на то, что Китай и Сербия «придерживаются неприсоединения» в мировых делах, выбирают собственные пути развития и «выступают против гегемонии».
Венгрия была последним этапом визита Си Цзиньпина в Европу. Как и с Сербией, с Венгрией у Китая практически нет проблем в двусторонних отношениях и принципиальных расхождений по важнейшим вопросам мировой повестки. Обе стороны решили поднять двусторонние отношения до всепогодного всеобъемлющего стратегического партнерства.
В совместном заявлении стороны обязались развивать сотрудничество между финансовыми институтами обеих стран по поддержке капиталовложений и торговли, в особенности в области зелёной промышленности, расширять культурные обмены и сотрудничество по вопросам туризма.
Китайские эксперты отмечают особую позицию Венгрии в отношениях с КНР, в отличие от иных стран ЕС: она никогда не препятствовала культурным обменам между двумя странами под предлогом «национальной безопасности» и лидирует в Европе по образованию на китайском языке. В стране действуют пять институтов Конфуция, а китайский язык был включен в национальную систему образования и стал предметом вступительных экзаменов в колледжи.
Идя против генеральной линии ЕС на «снижение рисков», которая нарушает цепочки поставок в промышленности, Венгрия, например, занимает второе место после США в доле мировых мощностей по производству литий-ионных аккумуляторов. Растёт количество китайских компаний, которые открывают в Венгрии заводы, формируя эффективный замкнутый китайско-венгерский цикл в высокотехнологичном производстве.
В западных СМИ европейское турне Си Цзиньпина сопровождалось утверждениями, что активизация отношений Китая с Европой направлена на подрыв трансатлантических связей между Европой и США.
Синь Хуа, директор Центра исследований Европейского союза Шанхайского университета международных исследований, считает, что такое утверждение недооценивает собственные интересы Европы. Европа нуждается в Китае, чтобы уравновесить влияние США, «учитывая противоречия и расхождения между Европой и США», поэтому не в интересах Европы закрывать свои двери для развития отношений с Китаем. В конечном счёте «Китай и Европа нуждаются друг в друге».
Сербия и Венгрия могут в определённой степени служить примером пользы «стратегической автономии» для всего ЕС, поскольку «они могут преодолевать некоторые внешние ограничения и принимать более независимые решения, исходя из собственных интересов», в том числе и в отношениях с Китаем, считает Хэ Чжигао, научный сотрудник Института европейских исследований.
В Китае надеются, что европейские встречи Си помогут Китаю и Европе достичь как минимум трёх стратегических негласных соглашений.
Во-первых, признать, что Китай и Европа не противники, а друзья и партнёры, а различия между ними в политических системах – это основа для взаимного обучения и взаимодополняемости, а не для вражды.
Во-вторых, Китай и Европа заинтересованы друг в друге. Чем больше Европа будет развиваться, тем стабильнее будет Запад; чем больше развивается Китай, тем более процветающим будет Азиатско-Тихоокеанский регион.
В-третьих, по важным вопросам мировой повестки Китай и Европа могут совместно налаживать новые связи, работать сообща, чтобы помочь миру и друг другу в развитии.
Всесторонние и устойчивые отношения между Китаем и Европой помогают европейцам принять реальность многополярного мира и понять, что взаимовыгодное сотрудничество с разными цивилизациями и мировыми центрами влияния намного лучше и безопаснее, чем конкуренция «не на жизнь, а на смерть», когда проигравший теряет всё. В этом случае проигравшими гарантированно окажутся сами европейцы.
#ВикторПироженко

Комментарии

Комментариев нет.