знаменитый фотожурналист Роберт Капа

сделал фотографию «Смерть Солдата Лоялиста»
Летом 1936 года в Испании вспыхнула гражданская война. Интерес к этому событию по всему миру был огромным и вслед за военными, агентами и искателями приключений туда тысячами слетались журналисты и фотографы. В августе предприимчивый Люсьен Фогель нанял самолет и отправил в Испанию большую группу фотожурналистов – в том числе Роберта Капу и Герду Таро. В начале сентября в горах Сьерра-Морена в южной части провинции Эстремадура происходит активизация сторонников генерала Франко и Капа отправляется туда. Утро 5 сентября – одного из самых значительных дней в своей жизни – он встретил в окопе в ожидании атаки марокканских добровольцев отличающихся необыкновенной смелостью и жестокостью. «В тот день нам всем было очень страшно», – вспоминал фотограф позднее, – «Мы знали, что франкисты стреляли из новых автоматов. Количество убитых республиканцев исчислялось десятками. Я целый день так и просидел в окопе. Когда началась атака республиканцев, я высунул из окопа свою Лейку, а когда услышал автоматную очередь, вслепую нажал на пуск».
Фотография была напечатана 23 сентября в журнале «Vu», позднее ее перепечатал «Life» и многие другие журналы по всему миру. Полное ее название – «Лоялистский ополченец в момент смерти, Сьерра-Морена, 5 сентября 1936 года» («Loyalist Militiaman at the Moment of Death, Cerro Muriano, September 5, 1936») – довольно сложно запомнить, поэтому обычно ее называют более коротко: «Падающий Республиканец» или «Смерть Солдата Лоялиста». Этот снимок до сих пор считается лучшей работой Роберта Капы и по совместительству лучшей военной фотографией всех времен и народов.
Знаменитый снимок до сих пор вызывает массу споров. Посудите сами: фотограф сделал во время атаки один кадр, не глядя в видоискатель, зная о том, что происходит перед объективом разве что в самых общих чертах. Вероятность получения «шедевра» чуть больше чем у художника вылившего на холст ведро с краской! Начиная с 1960-х годов исследователи творчества Роберта Капы проверили каждый миллиметр снимка, раскрыли тайну личности убитого солдата (хотя далеко не со 100% уверенностью), обнаружили какие-то параллели с другими снимками фотографа и его коллег. Появились «убедительные доказательства», что фотография была постановочной (в 1930-1940 годах это было обычной практикой); сторонники фотожурналиста выступили с не менее убедительными опровержениями. Спор с переменным успехом ведется уже более 40 лет и неизвестно будет ли в нем когда-нибудь поставлена точка. Хочется только отметить, что «удача» в таких делах совсем не подчиняется законам теории вероятности: «… подобно рыбаку или охотнику, фотограф делает ставку на невероятный случай и, как это ни странно, выигрывает чаще, чем это представляется сколько-нибудь разумным или обоснованным», – писал известный теоретик искусства Рудольф Арнхейм.
27 июля 1937 года, за несколько дней до своего 27-летия, в Испании погибает Герда Таро. Она была первой женщиной в военной фотожурналистике, она же стала первой представительницей этой профессии погибшей на войне. По некоторым данным, незадолго до ее отъезда Роберт сделал ей предложение; она отказала – видимо лучше его понимала, что работа для них обоих важнее. Капа надеялся вернуться к этому разговору после ее возвращения, но … она уже не вернулась. Правда ли это или еще одна часть легенды – наверно мы никогда не узнаем.
В 1938 году по заданию нескольких изданий Капа уезжает в Китай освящать события японской агрессии, потом снова отправляется в Испанию. Его фоторепортажи рассказывали историю простых людей захваченных войной: это может быть плачущая перед разрушенным домом азиатка или испанский беженец – у войны везде одинаковое лицо и фотографии Капы одно из лучших свидетельств этому.
текст: А. Высоков/ buy-books.ru

Комментарии

Комментариев нет.