К 65 - ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ШКОЛЫ №9.

Статья из газеты "Новая жизнь" август 1999 год.
«Ты не сможешь жить по-другому…»
Как часто вся наша жизнь, цепочка поступков, решений и действий, называемая человеческой судьбой, зависит от дела, которому ты
себя посвящаешь. Этот выбор становится не профессией, а скорее «способом жизни», «болезнью» и в то же время «лекарством» от
большинства жизненных неурядиц.
Владимир Данилович Кореньков, ветеран педагогического труда более чем с сорокалетним стажем, по глубокому моему убеждению,
принадлежит именно к тем счастливым людям, которым удалось «угадать себя» и ещё в юности выбрать ту единственную
профессию, что смогла стать делом его жизни.
Собственно, перед Володей Кореньковым, крестьянским пареньком из небольшой белорусской деревни, вопрос «Кем быть?» всерьёз
никогда не стоял. Так уж случилось, что лет с пяти он мечтал стать сельским учителем. Сам Владимир Данилович считает, что здесь
«виновен» его дядя – педагог по профессии, покоривший когда-то мальчишеское сердце. А первым шагом на пути к осуществлению
заветной мечты стало поступление в Поршинский педагогический техникум. Экзамены были сданы успешно, но с поступлением
получилась заминка. Причина сомнений комиссии – возраст будущего учителя. Тогда, в тридцать четвёртом, Володе едва
исполнилось четырнадцать, но его всё же приняли.
В тридцать седьмом Владимир Кореньков получает диплом и своё первое назначение. Его направили в Ветринский пограничный
район. Это место на границе с Польшей считалось далеко не самым спокойным и благополучным в те годы. Зато должность, которую
он получил тогда, звучала как нельзя более громко – заведующий двухкомплексной сельской школой. В подчинении заведующего
находились одна учительница и шестьдесят два ученика.
Семнадцать лет и один месяц – возраст для руководителя небольшой. Конечно, не все верили, что получится, предостерегали,
«советовали». Но работа шла, а когда через год было получено новое назначение, большинство сомневающихся убедилось: со
своими обязанностями заведующий (теперь уже бывший) справился.
Оршинское районо, в распоряжение которого поступил студент второго курса заочного отделения Учительского института Владимир
Кореньков, предложило ему место преподавателя географии и истории. И начались занятия, где урок экономической географии у
восьмиклассников сменялся очередной темой из истории древнего мира в шестом классе. А история средних веков чередовалась с
географией зарубежных стран.
Возможно, эта школа надолго, если не на всегда, стала бы для Владимира Даниловича Коренькова своей. Но в 1939-м вышло
постановление, отменяющее льготы и отсрочки, которыми пользовались молодые педагоги. И он, как и десятки его ровесников, был
призван в армию. Мечту об учительстве пришлось отложить, как тогда казалось, - ненадолго.
Вообще, он считает, что со службой ему повезло. До сих пор помнит фамилии первых своих командиров (одного из них, лейтенанта
Нагурного, Владимир Данилович встретит через много лет, на подготовке парада Победы). Год учёбы в школе младших командиров
пролетел незаметно. И в сороковом году старшина Кореньков прибывает для прохождения дальнейшей службы в сто девяносто
третий Путилово-Кировский зенитный артиллерийский полк. Эта часть стояла под Москвой, и звание Гвардейской вместе со своей
наградой – орденом Ленина, получила за оборону столицы.
Здесь, в первом гвардейском, прошла военная служба Владимира Даниловича Коренькова. И в партию он вступил здесь же, на фронте,
в августе сорок второго. Здесь же встретил свою любовь и судьбу. Лидия Дмитриевна, а тогда, конечно же, просто Лида, на фронт
прибыла в сорок втором. Воевали вместе, а после победы поженились.
Нужно было возвращаться к мирной жизни, и Владимир Данилович едет в родной город своей супруги. В Фурманове ему предложили
место учителя истории в первой мужской школе (так тогда называлась школа № 7). Мальчишки не сразу приняли нового историка.
Тут свою роль сыграл его белорусский акцент, благодаря которому кличка «Хохол», данная языкастыми пацанами, казалось,
приклеилась навсегда.
Всё изменил случай. В школу поступило распоряжение, один из поспешных и не слишком продуманных приказов, которые время от
времени исходят от любого начальства. Каждому ученику предписывалось заготовить по кубометру дров. Конечно, здесь могли бы
придти на помощь родители, да вот только у большинства ребят послевоенных лет отцов не было. Пришлось создавать
мальчишеские бригады. Одну из таких команд возглавил молодой историк. Восемнадцать шестиклассников, вооружённых пилами и
топорами, отправились в лес. Шли форсированным маршем: сказалась военная подготовка преподавателя. В лесу, разделившись по
двое, принялись за работу. Однако, вскоре выяснилось, что дело это требует сноровки. Заела пила у одной пары малолетних
лесорубов, остановилась ещё одна… Пришлось налаживать пилы, менять развод зубьев. Вот здесь и пригодился деревенский опыт
Владимира Даниловича, заранее запасшегося напильником. В общем, работа затянулась, и возвращались ребята домой усталые и
присмиревшие. Наконец, один из них, Коля Камкин, остановился, совершенно обессилев. Пришлось учителю устроить паренька у
себя на колене. Пригодилась сдобная «сгибуха», которую сунули ему в карман домашние. Отдохнули и двинулись дальше. Казалось
бы: ну что особенного. Только на другой день молодой учитель, придя в школу, понял, что и прозвище, и мальчишеские смешки
остались позади. Теперь в их глазах он выглядел чуть ли не героем.
История с голодным мальчишкой имеет своё небольшое продолжение. Тридцать пять лет спустя заслуженный пенсионер, ветеран
педагогического труда Владимир Данилович Кореньков будет какое-то время работать в музее фабрики № 1. И однажды группу
молодых работниц приведёт в музей их руководитель Николай Николаевич Камкин. Такая вот неожиданная встреча.
В первой мужской школе Владимир Данилович проработал четыре года. Что дало ему это время? Опыт. И здесь свою роль, прежде
всего, сыграло то, что трудиться пришлось рядом с опытными педагогами: П.И. Архангельским, И.Г. Ильинским, и другими «асами»,
которые стали в чём-то и его учителями. Повезло? Конечно! Только и сам он никогда не стеснялся учиться, жадно перенимал любой
опыт, казавшийся полезным в его профессии. Ну, а она – профессия – помогала терпеть общие в те полуголодные годы трудности
и принимать верные решения. Так, когда в городском комитете КПСС секретарю школьной партийной организации Владимиру
Даниловичу Коренькову предложили место заведующего парткабинетом, он отказался. Решил поступать в педагогический институт
– закончить оборванное военной службой образование.
В сорок девятом – новое назначение. И снова надо привыкать, надо искать контакт с ребятами, знакомиться с коллегами. Правда, в
школе № 4 ребята встретили его хорошо. Сказались и прежняя «закалка», и накопленный к тому времени опыт.
А в 1952 году, после получения диплома об окончании института, Коренькову предложили возглавить школу. Это было
обескураживающее неожиданно, и последовал отказ. Ведь он – педагог, преподаватель истории, а у директора школы совсем другая
работа. Но руководство в то время умело «уговаривать» своих подчинённых, да и партийная дисциплина ко многому обязывала.
В общем, в скором времени Владимир Данилович вступил в новую для себя должность директора. Начиналась ещё одна глава его
педагогической деятельности, а он, учитель и воспитатель, впервые становился наставником для своих коллег. Было о чём
задуматься и было в чём сомневаться. То, насколько его новая должность отличается от прежней, почувствовал после случившегося
в их школе ЧП.
Один из учеников оказался вовлечённым в серьёзное преступление, попытку грабежа. Он получил тогда двенадцать лет, а директора
школы вызвали на коллегию облоно. Это было серьёзным испытанием. Помогло то, что не стал «выкручиваться», искать оправдания
. Честно рассказал, что смог в этой, новой для себя, должности, что не успел или не сумел. Строгий выговор, который он получил
тогда, Владимир Данилович и сегодня не считает чрезмерным наказанием. Главное – ему дали шанс исправить положение,
предложили ещё раз заслушать на коллегии через несколько месяцев.
Легко сказать – исправить положение. А как? Завуч И.С. Розенсон, с которым поделился он своими сомнениями, предложил
начинающему директору обратиться к товарищам по работе, педагогическому коллективу. Предупредил - не все оценят
положительно попытку что-то изменить в устоявшихся порядках.
И всё же рискнули рискнуть. Предложений поступило немало: организовать хорошую школьную библиотеку, проводить по классам
утренники, наладить спортивную работу. Прекрасные мысли, только для их осуществления необходима солидная финансовая
поддержка.
Председатель исполкома А.Ф. Коробов выслушал пришедшего к нему на приём школьного директора очень внимательно. Подумал,
спросил, сколько надо денег. Владимир Данилович сумму назвал с некоторой внутренней дрожью – деньги нужны были порядочные.
Но «чудо» свершилось, школа получила всё необходимое.
И началась работа. Библиотека стала лучшей в городе. Внеклассным чтением было охвачено 95 % учащихся. Преподаватель
немецкого языка Н.А. Алеко взяла на себя заботу о художественной самодеятельности. А учитель физкультуры А.А. Сахаров, получив
новый спортинвентарь (среди которого была даже невиданная до этого роскошь – семь пар лыжных ботинок), в этот же год
выставил на городские соревнования команду, которая стала чемпионом Фурманова. Её долго не хотели допускать к областным
состязаниям ввиду «малолетства» участников. Но ребята всё же поехали и … заняли четвёртое место. В следующем году стали
вторыми, а ещё через год – первыми в области. Коллегия облоно больше не вызывала директора фурмановской школы № 4. Это
была победа.
Казалось бы, главное в жизни и профессии сделано. Школа «на высоте», создан работоспособный педагогический коллектив, да и
ученики относятся с уважением к своему директору.
Но в пятьдесят пятом году последовал следующий перевод, в открытую всего лишь за два года до этого школу № 9. Жаль было
бросать начатое, оставлять то, что ещё не успел сделать. Но на новое место Владимир Данилович Кореньков пришёл, имея и
немалый опыт, и конкретное представление о том, какой должна быть современная школа. Будучи ещё директором «четвёртой»,
Владимир Данилович присутствовал на встрече с министром образования, автором многих учебников по педагогике, профессором
Каировым. Одна мысль, высказанная знаменитым на всю страну учёным, запала ему в душу. Критикуя областной отдел образования
и анализируя имеющиеся у него данные, Каиров особенно заострил вопрос на подготовке руководителей школ. Знакомясь с отчётами
инспекторских проверок, легко было заметить закономерность: если директор считался сильным педагогом и руководителем, школа
ходила в числе лучших. И наоборот – у слабого, не способного справиться со своими обязанностями директора коллектив никогда
не вырывался в число лидеров. Невольно подумалось: но ведь и классы тоже бывают разными. И тоже часто по авторитету
классного руководителя можно угадать, что ты увидишь на уроке. Как научить педагогов быть хорошими классными руководителями?
С чего начать?
Помогла поездка в Ленинград и встреча с директором 353-й школы города на Неве. Знакомясь с планами работы на год, Владимир
Данилович увидел пункт, чрезвычайно его заинтересовавший – семинар классных руководителей. И тут же – план его работы. В
Фурманов Владимир Данилович вернулся, имея всё необходимое для осуществления своей давно задумываемой «реформы».
Результаты сказались, конечно, не сразу, да и коллеги отнеслись к его предложениям по-разному. Только успеваемость в школе
росла. А когда в шестидесятые годы появилось «переходящее» Красное Знамя среди школьных коллективов, «девятой» оно
вручалось тринадцать раз! И это за двадцать лет его директорства.
Тогда же, в шестидесятые, школа считалась ведущей по всем показателям. Более трёхсот почётных грамот, полученных школьными
спортсменами, были собраны в специальные книги. О правонарушениях просто забыли.
Но успокаиваться директору было ещё рано. В 1969-м началось строительство пристройки к школьному зданию. Нужен был проект,
материалы, приходилось ездить в «Гражданпроект», «выбивать» бетон и нестандартные перекрытия. Та строительная эпопея хоть
и закончилась благополучно, а площадь школы увеличилась более чем в два раза, не смогла пройти бесследно. Всё сильнее давало
о себе знать сердце… Врачи предложили перейти на более спокойную работу. Но председатель исполкома А.К. Окользин, прочитав
подписанную ими бумагу, сказал: «Подумай. Ты сделал всё, чтобы школа нормально функционировала. И вот сейчас уйдёшь куда-то
рядовым учителем. Новая школа, новые классы, новые порядки. Ну, а самое главное, ты всё равно не сможешь жить по-другому».
Он подумал… и остался на прежней работе.
Сейчас Владимир Данилович Кореньков на пенсии. Впрочем, отдых для него – понятие относительное. Он – член комиссии по делам
несовершеннолетних при городской администрации, член президиума совета ветеранов. Думаю, что в городе нет педагога, который
был бы с ним незнаком. Да и ученики, а это сотни наших с вами земляков, конечно, не забыли своего директора. Он по-прежнему
считает школьные дела своими, переживает за современную молодёжь.
Не могут оставить его равнодушным и нынешнее состояние нашего среднего образования, учителя, месяцами не получающие
зарплату, молодые педагоги, всё чаще покидающие школу в надежде где-нибудь устроиться… Нет, он не осуждает их, напротив,
сочувствует. Конечно, всё это временно, это проёдёт: ведь у страны, которая не хочет учить свою молодёжь, не может быть будущего.
И чем скорее поймут это наши «переустройщики» нашей жизни, тем легче будет что-то исправить. Так что жалеть Владимиру
Даниловичу Коренькову не о чем. Вот что он сам говорит о прожитой жизни:
- Оглядываясь на пройденный путь, хочется сказать: «здорово прожита жизнь». Часто вспоминаю коллег-учителей, особенно тех,
кто сегодня идёт пот моему пути, не жалея сил и здоровья, продолжает принятую эстафету. Назвать можно многих, это: Л.С. Белова,
Л.М. Говердовская, Л.И. Круговая, В.П. Разумова, да разве перечислишь всех, с кем приходилось работать, встречаться на семинарах
и собраниях. Успехов им в нелёгком, но таком необходимом труде.
В. ФИЛАТОВ
«Новая жизнь» 31 августа 1999 года

Комментарии