Сегодня это не столько праздник, сколько опять День борьбы

Сергей ОБУХОВ, депутат фракции КПРФ в Госдуме, секретарь, член Президиума ЦК КПРФ, доктор политических наук, — в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о современном понимании классовой сути Первомая и о продолжении классовой борьбы.
— Сергей Павлович, зачем вообще сегодня нужен Первомай?
— Это напоминание о великой и священной сущности труда в жизни человека, о свободе и необходимости трудиться с радостью и защищать это право всеми законными способами.
То, что капитал пока выигрывает эту классовую войну, очевидно. Скажем, в России фиксируется явный рост долларовых миллиардеров, которые, вопреки декларациям, явно не спешат всеми силами помогать СВО. Количество долларовых миллиардеров из России в мировом рейтинге Forbes выросло за год со 110 до 125, их совокупное состояние — с 505 до 576,8 миллиарда долларов. Более 500 тысяч граждан России имеют 1,5 миллиона зарубежных счетов. ФНС сообщает о росте таковых в 2,6 раза.
А что с благосостоянием трудящегося большинства? Реальные располагаемые (после выплаты обязательных платежей) доходы всех граждан России (и эксплуататоров и эксплуатируемых) составили в 2023 году лишь 98,6% от уровня 2013-го. На фоне роста богатств эксплуататоров понятно, что прошедшее десятилетие для трудящегося большинства было не просто потерянным с точки зрения роста доходов, а показывало, как теперь модно говорить, «отрицательный рост».
Поэтому Первомай сегодня, с точки зрения КПРФ, не столько праздник, сколько опять День борьбы. И напоминание о необходимости людям труда остановить наступление капитала, который после разрушения СССР совсем обнаглел.
Особых побед над капиталом как повода праздновать 1 Мая для российских трудящихся пока нет. А вот изначальный смысл дня 1 Мая, как дня солидарности людей труда против хамства и всевластия капитала, восстанавливается.
Но в Российской Федерации партии власти очень важно выхолащивать классовое содержание Первомая. Отсюда и официальное название выходного дня — День весны и труда. Граждане уже мало воспринимают Первомай как напоминание о революционных событиях. А вот как актуальный повод и пример борьбы за свои трудовые права день 1 Мая ещё не осознан решающим большинством трудящихся.
— Количество участников первомайских демонстраций сокращается. Народ променял маевки на дачи и шашлыки? Недостаточно заинтересована в этом власть?
— Если мы с вами будем рассматривать актуальную ситуацию — период пандемии, а потом СВО, то вообще говорить о размахе любых демонстраций в России, в том числе первомайских, бессмысленно. До сих пор в абсолютном большинстве регионов не снят пресловутый пандемийный режим повышенной готовности, в соответствии с которым власти наказывают не то что за демонстрацию, а за невинный пикет. Поэтому в нынешнее время лишь КПРФ может проводить акции к Первомаю в формате встречи с депутатами. Ещё это могут делать официальные профсоюзы, если у власти возникает необходимость внешне демонстрировать благосклонность к людям труда.
Возможно, кто-то скажет, что сегодня первомайские демонстрация по типу того, что было в СССР, — это отчасти устаревший формат. Мол, люди тянутся к семье, к близким. Обвинять трудящихся, что они в условиях борьбы за выживание променяли демонстрацию на дачные «трудодни» и шашлыки на природе, — несправедливо. Конечно, значение солидарности трудящихся никто не отменял. Но, как говорится, ещё не вечер. И современный российский трудящийся покажет не меньшие примеры массовых демонстраций и самоорганизации, как это было после объявления пенсионной реформы, когда 100 тысяч граждан под Красными знаменами КПРФ пели «Интернационал» на московском проспекте имени Сахарова и добились существенных послаблений от властей в первоначальной модели реформы. Да, пока многие в самом деле предпочитают выразить солидарность в соцсетях с дачи. Поверьте, но так будет не всегда.
Недавно наш Центр исследований политической культуры России проанализировал структуру публичных трудовых конфликтов с начала 2024 года. Естественно, тех, которые выплеснулись на страницы СМИ и соцсетей.
Сегодня в авангарде протеста — медики. В информационном пространстве 49% упоминаний о социальных и трудовых конфликтах — это сообщения о забастовках, коллективных увольнениях, «итальянских забастовках» медиков — от водителей «скорой помощи» до среднего медперсонала и врачей.
Сферы образования и ЖКХ дали по 11% публично известных трудовых конфликтов, транспорт — 6%, промышленность и сельское хозяйство — по 4%. Добыча природных ресурсов, стройка, торговля, культура — по 3%.
Так что трудовая конфликтность никуда в российском обществе не делась. Об этом говорят и данные, собранные в ходе активной работы колл-центром КПРФ, который собирает жалобы и обращения трудящихся по нарушениям их социально-экономических прав.
— И когда ждать возвращения масштабных демонстраций трудящихся?
— Как только клюнет жареный петух, будут вам и демонстрации, и всё что угодно. Напомню опыт 2018 года: КПРФ никогда не думала, что на проспекте Сахарова, который всегда был под демократами и под либералами, где собирались их огромные толпы, 100 тысяч человек будут петь «Интернационал» под Красными знаменами.
— Важен ли сегодня Первомай для власти? И если да, то чем именно?
— И да, и нет. Власть пытается «примерять» на себя многие советские символы. Мимикрирует под советскую державность и справедливость. В этом плане Первомай для имитационной идеологической модели партии власти важен. Но когда доходит до реальных проявлений солидарности и требований социальной справедливости трудящимися, то здесь успешно применяется репрессивный каток. Не зря фиксируется рост преследований активистов в рядах не таких уж и многочисленных независимых профсоюзов.
— Возможно ли окончательное официальное упразднение Первомая, как это произошло с 7 ноября?
— Вряд ли. Власти этот праздник скорее выгоден. Во всяком случае, пока. Ну, если в Кремль прорвутся российские аналоги «Слуги народа» или полностью среди «башен» будет доминировать «пятая колонна», то тогда возможно многое.
— В других странах тоже отмечают Первомай. Насколько сегодня можно говорить о солидарности левых движений и трудящихся?
— Особенностью российской политсистемы является вытеснение партий из производственной сферы и, как следствие, ослабление их влияния на профсоюзную среду. В европейских странах традиционно иная ситуация. Например, я в своё время знакомился с работой Компартии Греции в профсоюзах. У них там по закону выборы в руководящие органы профсоюзов проходят по партийным спискам. И не раз руководство весьма улично-активными профсоюзами (от таксистов до студенческих) трудящиеся голосованием доверяли представителям КПГ.
Уверен, что созидательные перемены в России не за горами. КПРФ сейчас всё активнее поворачивается к сфере социально-трудовых отношений. Здесь важна не только фундаментальная депутатская работа над проектом нового Трудового кодекса и разворачивание сети колл-центров и правовых консультаций по социально-трудовым конфликтам. КПРФ начала проект по подготовке профсоюзных активистов в специальном учебном центре. Плоды такой работы непременно будут. И не только в грядущем изменении характера празднования Первомая в стране.
— Так что же сегодня собой представляет Первомай?
— 1 Мая — это, скажем так, разношерстный праздник, в который разные группы населения вкладывают разный смысл. Да, есть общее советское воспоминание, но не забываем, что 40% избирателей уже политически выросли при Путине.
Есть ещё и общественный миф о том, как это было в Советском Союзе ярко, красочно, празднично. Профсоюзные путевки и прочие советские блага. Вот это становится фоном для воспоминаний, а дальше наступает суровая действительность. Политизированная оппозиционная часть напоминает про классовое содержание. Зависимая корпоративная часть населения, включенная в разные корпорации, по сигналу работодателей и администрации, политадминистраторов, выходит на официальные праздники с искусственными цветами и экономическими лозунгами типа «даешь минимальную зарплату на уровне прожиточного минимума».
Так что праздник — он такой: одни трудодни отрабатывают на даче и, в лучшем случае, в соцсетях поздравляют соседей, другие мобилизуются политадминистраторами, третьи, в силу понимания классовой сущности праздника, проводят акции, но это в данном случае политизированное меньшинство, а большинство ностальгирует.
Антон СЕНОПАЛЬНИКОВ, «БИЗНЕС Online»
Дается в сокращении
фото: Энгельс, май 2024 г.

Комментарии