Бодрым настроением, с улыбкой встречала меня Анна Афанасьевна Шуплецова, ветеран Великой Отечественной войны.

Достав заветный узелок, в котором бережно хранится пиджак, увешанный наградами, надела. Тут же выпрямилась, став по-солдатски собранной. А присев, снова горестно опустила плечи, словно вместе с медалями лег на них груз пережитого. Тихо сказала:
«Живите, милые, в мире…»
Июнь 1941 года перевалил за середину. Еще вчера заботила людей страда летняя. А сегодня не в угодьях колхозных многолюдно - на улице родной деревни Анны - Щучкины Кобринского сельского совета Нагорского района. Провожают парней на войну. Девушка вглядывается в лицо своего Васи-Василька, друга её брата. Люб он был ей очень. Миг прощания с ним запомнит навсегда. И хотя с той поры минуло семь десятилетий, сегодня в почти девяносто лет, с затаенной грустью призналась:
- Я до сих пор вижу его почти в каждом сне.
В январе 1943 года сама Анна получила повестку о мобилизации. Пройдя вместе с подругой Машей (М.Ф. Юшковой) медкомиссию, отправились воевать. Они вместе пройдут фронтовой путь, вернутся, будут жить в одном поселке Кобра, пока судьба не раскидает их по разным уголкам.
- Нас с Марией из Кирова отправили в Москву на обучение, - вспоминала Анна Афанасьевна. - Пройдя курсы, определили на Калининский фронт в 32 отдельный батальон ВНОС. Стояли у большой, но опустевшей деревни Крапивня, вблизи которой располагался аэродром. Жили в землянках. Самолеты - наш или вражеский - знали по звуку. Если чужой - передавали в наблюдательный центр: сколько и в каком направлении движутся. Ответственность огромная на тебе лежала. Батальон наш - полностью женский, в основном все - молоденькие девчата. Службу несли достойно, добросовестно. Позднее нас перебросили в Литву, в местечко Шауляй. Только выгрузились, команда «Воздух!» Слышим - тяжелый бомбардировщик приближается. Бросились врассыпную. Но не успел он скинуть свой груз - появились в небе наши истребители. Жили на квартирах. Дома у жителей все добротные, у многих - большие подворья. Здесь и встретили май 1945-го. Командир на последнем торжественном построении сказал: «Спасибо вам, девушки, за вашу отличную службу». Выдали всем по отрезу ткани. И разлетелись мы в свои родные края. Победа... радость и слёзы... Молодость наша пороховая...
Анны Афанасьевны не стало 23 февраля 2016 года. Незадолго до смерти она всё же смогла увидеть своего Василия, на фото в карточке военнопленного. Этот документ и информацию о нашем бойце прислала в редакцию газеты Алла Васильевна Фокина, жительница Москвы. Так, мы узнали, что Василий Андреевич Шулаков (1921 г.р.) попал в плен под Могилевом ещё в июле 1941 года. Содержался в лагере для военнопленных IV-B (вместе с ним находился и еще один наш земляк, его сверстник, Степан Михайлович Сысолятин из деревни Брустьянское Метелёвского сельсовета). 10 ноября 1941 года Василий был направлен в 104-й рабочий строительный батальон, размещенный в г. Циттау, что в 130 километрах юго-восточнее. Умер 10 марта 1942 года.
- На том свете свидимся, - поглаживая фотографию, прошептала.
Верится, что так и случилось.
Ольга Тетенькина.
Фото автора.

Комментарии