Я хочу вам рассказать о своем дедушке – Зуеве Максиме Петровиче.

О нем мне рассказал папа – Зуев Олег Владиславович.
Родился дедушка в 1900 г. в Красноуфимском районе, ныне – Свердловская область, в семье зажиточных крестьян. Семья Зуевых занималась выращиванием зерновых и сдачей части комнат в доме проезжим. Этот дом в два этажа из красного кирпича и ныне стоит. В нем проживают восемь семей.
В 16-летнем возрасте был призван в царскую армию. В 1918 году, находясь на службе, ему пришлось воевать с Красной Армией. Когда понял, что это не его война, он дезертировал домой к посевной, т.к. умер отец, и мать не справлялась с хозяйством.
Сразу после посевной принудительно был мобилизован в Красную Армию. Воевал против белого движения. Получив весть из дома о болезни матери и не желая участвовать в братоубийственной войне, он наелся махорки, тем самым симулируя сердечную недостаточность, и был комиссован.
К 1926 году Максим был женат на самой красивой девушке Красноуфимска – Агафье. В семье Максима и Агафьи было трое детей: Варвара, Татьяна и Михаил. В хозяйстве имели участок земли, лошадь и две коровы. Начали строительство дома для сына. Этот дом и по сей день стоит, полугнилой, без крыши. А земля, на которой семья Зуевых растила хлеб, поросла бурьяном и лесом.
Семья Зуевых была признана кулаческой и репрессирована. Летом 1931 года на подводе с тремя детьми Зуевых вывезли на необитаемое место между деревнями Токарева и Брод. Первая партия спецпереселенцев прибыла сюда в мае, вторая – в августе. Приближалась зима. Рудоуправление за такой короткий срок, конечно, не в состоянии было обеспечить всех прибывших жильем, поэтому вместе со спецпоселенцами стали рыть землянки.
Землянка – это вырытая в земле яма, сверху покрытая бревнами, ветками и дерном. Окна были в виде маленьких стеклянных отверстий под самой крышей. Дверь утеплялась ветошью. В землянке проживало от одной до четырех семей. Перегородки были матерчатыми. В центре землянки сооружалась печь, но тепло долго не держалось. Голод, болезни, изнурительный труд скосили много обитателей этих землянок. Хоронили без всяких церемоний и почестей на противоположном берегу Исети, если удавалось, то ставили кресты, деревянные или железные.
Следы первых жилищ нашего поселка еще не стерлись с лица земли. Их и сейчас можно увидеть на западной окраине Мартюша. Всего было около двухсот землянок. В центре была комендатура, магазин, медпункт, детский сад. Это поселение получило название «Первый Мартюш».
Прибывшие сюда кадры поделили: кто-то стал работать на Мартюшевском и других близлежащих рудниках, а кто-то был определен для создания и работы в неуставной сельхозартели «Новая жизнь». Потом сельхозартель была преобразована в колхоз «Новая жизнь».
В 1934 году председателем колхоза «Новая жизнь» на собрании был избран самый опытный и авторитетный человек среди жителей. Им был Максим Петрович Зуев, который работал председателем с 1934 по 1956 г.
Максим был грамотным человеком для того времени, окончил церковно-приходскую школу. Имел опыт работы в земледелии и животноводстве. Ростом он был около двух метров и физически очень силен.
К началу Великой Отечественной войны, в 1941 г., колхоз «Новая жизнь» был крепким, одним из лучших хозяйств в Свердловской области. На войну репрессированных почти не призывали, т.к. считали их неблагонадежными, а то и врагами.
В годы Великой Отечественной войны колхоз «Новая жизнь», которым руководил Максим Петрович, очень развивался, показывал невиданные урожаи на Урале при резко континентальном суровом климате. Собирали урожай огурцов уже в апреле, используя полуполезные грядки, закрываемые соломенными матами.
Урожаи зерновых доходили до 54 центнеров с гектара, что много даже для южных регионов страны. Был разбит большой фруктово-ягодный сад.
В колхозе «Новая жизнь» была пчеловодческая бригада, конеферма, овцеферма, свиноферма, птицеферма, мастерские: столярная, портняжная, сапожная и кузница.
Люди трудились с раннего утра и до позднего вечера. Тяжело было работать на ферме: все делали вручную. Помощниками взрослым были подростки: пололи, заготовляли сено, собирали овощи, помогали на животноводческих фермах. Государственные планы ежегодно перевыполнялись.
Колхоз «Новая жизнь» фронту давал лучших коней, мясо, овощи, зерновые культуры. В годы войны колхозники собрали 30 000 рублей на постройку самолета, вязали для солдат носки, варежки, шили кисеты – чем могли, приближали победу.
А после победы, в 1947 году, спецпереселенцы были освобождены от трудовой ссылки. Им, наконец-то, были вручены паспорта. Они получили права наравне с другими гражданами нашей страны. Многие уехали из поселка, а те, кто остался, вписали яркую страницу в книгу трудовой доблести нашего поселка.
В 1947 году колхоз «Новая жизнь» благодаря трудолюбию и смекалке его работников стал колхозом-миллионером. Он неоднократно удостаивался чести представлять свои достижения на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. Был награжден золотыми и серебряными медалями ВДНХ, многочисленными дипломами и грамотами. За опытом на Мартюш приезжали делегации даже из других стран: Чехословакии, Китая. Максим Петрович лично был награжден орденами и медалями.
Семья Зуева Максима Петровича вырастила и воспитала девятерых детей, за что Агафью наградили орденом «Мать-героиня». К сожалению, у нас не осталось семейных фотографий с дедушкой. Сейчас моего деда нет в живых, но в моем сердце живет память о нем.
Елизавета Володина, ученица 7 класса Бродовской школы

Комментарии