Дементьев Дмитрий Игнатьевич, ветеран Великой Отечественной войны, герой Сталинградской битвы, живет интересную, насыщенную и счастливую жизнь.

В свои 101 год он сохранил хорошую память и жизненную энергию.
Родился Дмитрий Игнатьевич в 1922 году, в многодетной семье, в селе Большая Грязнуха Каменского района. Он был четвертым из семи детей. Прадедушка учился в школе в Травянском и одновременно работал в поле. Учился в Шадринском зоотехническом техникуме, а после его окончания в 1941 году был призван в ряды Красной Армии, в этом же году направлен в Челябинское танковое училище, по окончании которого ему было присвоено воинское звание «младший лейтенант». В ноябре 1942 года был направлен на фронт в должности командира танка 5-го отдельного гвардейского танкового полка.
Дмитрий Игнатьевич рассказывал: «Погрузили и нас, и технику в эшелоны, повезли. Куда – не знаем. По названиям станций понимали, что на Запад едем, а не куда-нибудь в Сибирь на переформирование. В училище-то фронтовые сводки внимательно слушали, вот и высчитывали по названиям, где будем воевать. За сутки до конца пути поняли, что едем в Сталинград. Это сейчас уже, когда стало все историей, известно, что было танковое сражение. А тогда мы прибыли, встали в оборону и ждали приказа о наступлении. Техники на нашей стороне было очень много, но и немцы укрепились будь здоров! Как приказ к наступлению дали, мы вперед пошли. Сколько у немцев всяких заграждений было... Утюжим, утюжим землю, а огонь с их стороны все равно сильный. И, главное, остановить танк нельзя – тут же подобьют. У нас была такая история: танк вдруг встал, двигатель работает, а хода нет. Мы с механиком вылезли, смотрим, разбило коробку передач. Все, думаем, не вылезти с поля. До вечера с пехотой воевали. А там нам дали новый танк».
За боевые заслуги 22 декабря 1942 года младший лейтенант Дементьев был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, а несколько месяцев спустя медалью «За оборону Сталинграда».
И снова эшелон, переброска на другой фронт. Опять неизвестность. И… тяжелое ранение. Снаряд немецкого бомбардировщика попал в вагон, где ехал прадедушка. Осколок задел ногу. «В первый момент я подумал, что ногу мне совсем оторвало, такая была боль, и двинуться я не мог, а сверху тела…тела... Когда самолеты улетели, стали выносить раненых. Я увидел, что осколок прошел навылет. Сильно раздробило кости, десятки осколков. Долгая история, как мы добирались до ближайшего госпиталя – обстрел-то застал нас в степях, – рассказывал прадедушка. – Первую операцию мне сделали в селе Алексеевка. Но рана не зажила, гноилась. Затем отправили на железнодорожную станцию Калач, оттуда в Камышин. Там мне снова сделали операцию, достали еще осколки костей, рана опять не затягивалась. Тогда по Волге нас отправили в Горький. Снова операция. Снова бомбежки, теперь уже госпиталя. Рана не заживает. Нас опять эвакуируют, говорят, на Урал. Я обрадовался – домой! Доехали до Свердловска, постояли шесть часов, оказалось, до Новосибирска. Там снова операция. Рана зажила с одной стороны, а с другой никак. В ноябре 1943 года выпросился домой. Приехал в Каменск-Уральский, потом в свою деревню. Ходил еле-еле с костылем и палочкой и согласился еще на одну операцию уже в Каменске. После нее нога стала заживать! Родная земля лечит».
Последующие два года прадедушка учился самостоятельно ходить. Преодолел болезнь. С техникой не расстался: работал в селе на машинно-тракторной станции.
До недавнего времени прадедушка регулярно ездил на свою малую родину в село Большая Грязнуха. Там у него похоронены все родные. Из семи детей он единственный еще живет. Жена первая Александра тоже там похоронена, умерла совсем молодой от туберкулеза. «Пошла к нам с отцом на покос, обед понесла, да и заблудилась. Через два дня, когда к дому вышла, совсем промокла и замерзла, заболела. Очень мучали ее больные легкие. Сейчас такие болезни лечат – тогда нет. С двумя дочерями, конечно, нелегко было. Спустя время встретил другую Александру, поженились. Она была хорошей матерью девочкам и хорошей женой. Однако вот и ее я пережил. Вроде бы и рана дает о себе знать, и лет мне много – 102 в этом году будет. Значит, еще нужен я на этой земле. Ты напиши, внучка, и про войну, и про госпитали, чтобы молодежь современная знала. Может, для того я и живу…».
На 100-летний юбилей представители Центрального военного округа преподнесли прадеду символичный подарок – черный кинжал, знак доблести танкистов Уральского добровольческого танкового корпуса. Дело в том, что он был командиром тяжелого танка КВ-1С. А значит, имеет полное право владеть этим ножом. На своей машине №531 он уничтожил 11 противотанковых пушек, 25 пулеметных гнезд и до 200 фашистских солдат и офицеров.
Дмитрий Игнатьевич награжден орденом Отечественной войны I степени – это одна из самых значимых наград тех лет. Также у него есть медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблесть и отвагу», медаль Жукова. Он является почетным гражданином Свердловской области и города Каменска-Уральского. Уже второй год подряд к Дню Победы плакат с его портретом размещается на городских стендах.
Мы гордимся своим дедом, он просто герой. Он родился в 1922 году и так много пережил в своей жизни. Он настоящий пример и гордость нашей большой семьи. Семья у нас действительно большая и дружная. Он воспитал трех дочерей и сына. У ветерана семь внуков, десять правнуков и три праправнука. Ежегодно, по традиции, мы все собираемся у прадеда два раза в год: 9 мая и 10 октября в день его рождения.
А.В. Комарова, заведующая музеем истории сельской культуры

Комментарии