Самая северная железная дорога в мире

Эта железная дорога находится на полуострове Ямал. Начинается от станции «Обская» (город Лабытнанги) и идет до станции «Карская» (Бованенковское месторождение). Длина магистрали 572 км. Она целиком расположена за Северным Полярным кругом. Отсюда и весомый титул – самая северная железная дорога в мире.
В состав дороги входит 5 станций, 11 разъездов и 70 мостов общей длиной более 12 км, в их числе мост через реку Юрибей – самый протяженный в мире за Полярным кругом. 

Магистраль построена в рамках мегапроекта «Ямал» – ключевого для развития газовой отрасли России в XXI веке. 
Помните, в 2013 году мы с вами уже путешествовали по этой дороге? Усаживаемся поудобнее, наливаем чай, наш ямальский экспресс отправляется в новое фотопутешествие. 

На край света — в любую погоду
Прокладка железной дороги началась еще в 1986 году, но в 90-е проект заморозили. В 2005 году возродил стройку «Газпром». Для создания нового центра газодобычи необходимо было развивать железнодорожное сообщение. Уже через 6 лет по дороге пошли первые составы. 
До строительства железной дороги грузы на полуостров доставляли в период летней навигации морским транспортом через порт Харасавэй. С вводом в эксплуатацию магистрали людей, технику и строительные материалы на Ямал стало возможно доставлять круглый год. 
«Обская – Бованенково – Карская» проходит по тундре, в местах проживания и кочевья коренных малочисленных народов Севера. При строительстве было важно не нарушить сложившийся веками образ жизни коренного населения и сохранить хрупкую арктическую флору и фауну.
Вечная мерзлота и высочайшая степень заболоченности территории, а также необходимость бережного отношения к экологии Ямала обусловили применение уникальных технологий.
Основные работы выполняли только при отрицательных температурах. Насыпь возводили из влажного пылеватого песка, который благодаря холоду становится прочнее, смерзаясь со льдом.
Устойчивость железной дороги помогают обеспечивать термостабилизаторы. Это герметичные трубки высотой с трехэтажный дом (12,5 метров, десять из которых находятся под землей). Наполнены они хладогентом, который циркулирует в них и подмораживает землю под полотном. С термостабилизаторами вечная мерзлота в безопасности!
Главное назначение железной дороги – доставка грузов и техники. Поэтому большая часть подвижного состава – грузовые вагоны.
Немного статистики: пропускная способность линии – 3,5 млн тонн в год, средняя техническая скорость составов – 40 км/ч, в год по дороге перевозят около 40 тыс. пассажиров-газовиков. Обслуживают дорогу почти 700 человек.
Обратите внимание, мы подъехали к уникальному участку дороги – мостовому переходу через реку Юрибей.

Мост, да не прост
Длина моста 3,9 км, что делает его самым длинным в мире мостом за Полярным кругом. 
Мост удалось возвести на грунте, слабо пригодном для строительства – вечная мерзлота с вкраплениями криопэгов. Криопэги – это соленые подземные воды и рассолы, имеющие отрицательную температуру (до -40 °C), но находящиеся в жидком состоянии. 
Чтобы сохранить экосистему поймы реки Юрибей, сооружение мостового перехода велось без традиционной при строительстве мостов отсыпки грунта. Это обусловило высокую протяженность объекта — мост пересекает не только постоянное русло реки, но и идет по всей ее ширине в период максимального разлива.

Мост состоит из 107 пролётов по 34,2 метра и 2 сквозных ферм по 110 метров.
Пролёты и фермы моста смонтированы на опорах из металлических труб диаметром 1,2-2,4 метра, заполненных армированным бетоном. Опоры уходят в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров. 
На возведение ушло 349 дней. 
Посмотрите на мост глазами нашего машиниста.
Пока мы едем по мосту, расскажем вам о Юрибее. Это необычная река. Русло не превышает в ширину 200-300 метров, но на несколько дней в году река разливается более чем на 3 км, а затем возвращается к привычным размерам. Здесь нерестятся рыбы «царских» пород – нельма и муксун, а на обрывах гнездятся краснокнижные птицы – сапсан и краснозобая казарка. А еще в 2007 году на берегу Юрибея оленеводом Юрием Худи был обнаружен 42 000-летний мамонтенок Люба, названный в честь жены тундровика.

Движение – жизнь
Работа на железной дороге идет постоянно.

Сегодня нам с погодой повезло, но, как вы знаете, Ямал – край суровый. Расчисткой путей от снега здесь занимается не менее «суровый» снегоуборочный поезд. Крылья с боковыми щётками сгребают снег под головную машину, затем он с помощью ленточного транспортёра перемещается в концевой полувагон. 
А это – автомотриса – моторный самоходный железнодорожный вагон, который используется для перевозки персонала, обслуживающего железнодорожные пути.
Андрей Косырихин и его коллеги – самые северные машинисты в мире.
Путь от станции «Обская» до станции «Карская» занимает сутки. На протяжении всей трассы мы не встретили ни одного населённого пункта.
Дорога пролегает через бескрайнюю тундру, но даже зимой она не всегда только белая. Здесь часто можно наблюдать северное сияние или, как говорят ненецкие кочевники, – «харп».
Вот мы и добрались до финальной точки нашего путешествия. Это станция «Карская» – самая северная железнодорожная станция на планете.
А это железнодорожный тупик. И, как вы уже поняли, – тоже самый северный в мире.
Так выглядит бункеровка – заправка тепловозов топливом.
Работники станции принимают и отправляют различные виды грузов, необходимых для добычи природного газа и освоения новых месторождений на полуострове.
И, конечно же, отсюда газовики отправляются к своим семьям домой и сюда прибывают на новую вахту. Путешествуют они на поезде в комфортных пассажирских вагонах.
Все, кто приезжает на Ямал на вахту и работает здесь постоянно, — на десятилетия вперед обеспечивают природным газом дома потребителей в нашей стране. А значит, в них будет комфортно, уютно и тепло.

Комментарии

Комментариев нет.