Такая обыденная на наш взгляд вещь, как верёвка, имеет очень большое значение для японской культуры. В Японии, в отличие от многих других стран, веревка, шнур и узел как элементы традиционной культуры получили наибольшее развитие и особый статус в сфере предметной символики. Разнообразные верёвки, наделённые сакральным смыслом, можно встретить повсюду в Японии. Началось всё ещё в далёком периоде Дзёмон (яп. 縄文時代, дзё:мон-дзидай, 13 000 лет до н.э. – III век до н.э.), название которого буквально переводится как «верёвочный узор». По данным археологических исследований именно в этот период, начиная где-то с 3-го тысячелетия до н.э., люди, населяющие Японию того времени, стали активно плести верёвки и шнуры и, более того, с помощью них наносить своеобразный узор на глиняные горшки, которыми период Дзёмон так известен. В следующем периоде Яёй (яп. 弥生時代, яёй-дзидай, III век до н.э. - III век н.э.) стиль керамики изменился, но, пусть и в другом виде, верёвочный узор продолжал использоваться. Шнуры и верёвки особенно важны в синтоизме. Даже в мифе об Аматэрасу (можно прочесть в «Кодзики»), когда богиня спряталась в пещере и отказывалась выходить, оставив Японию без солнца, другие боги выманили и вытащили её оттуда при помощи зеркала и соломенной верёвки, символизирующей границу света и тьмы, жизни и смерти, добра и зла. Верёвку, сплетённую из соломы риса нового урожая, принято вешать на ворота при входе в синтоисткое святилище. Сплетенные из шелковых нитей толстые шнуры с особыми бантовыми узлами и пышными кистями являются обязательной деталью священных паланкинов микоси, без которых не обходятся ритуальные шествия во время популярных и сегодня синтоистских фестивалей-праздников. Веревка или шнур с узлом издавна служили символом неразрывной связи влюбленных, знаком того, что их соединили боги, а порванная шнуровая завязка на одежде жены или мужа раньше считалась плохой приметой, обещающей скорую разлуку. С этими же представлениями связан и обычай соединять веревкой священные камни и морские скалы, в которых живут женские и мужские божества. Самая известная пара таких скал, соединенных верёвкой симэнава, находится в городе Исэ префектуры Миэ. Верёвки из рисовой соломы как в древние времена, так и сейчас активно используются при украшении домов к Новому Году. Особый смысл верёвка несёт в себе при поднесении подарка. Как известно, японцы уделяют много внимания не только содержимому того, что они дарят, но и упаковке. Зачастую именно упаковка, во многом засчёт определённым образом завязанной верёвки, несёт в себе основную информацию о подарке, как например, по какому поводу этот подарок делается, с каким отношением, с каким пожеланием дарящего – в каждом случае узлы будут отличаться. Нельзя не упомянуть о важнейшей роли верёвок и шнуров в традиционном японском костюме. Узлы, которыми изобилуют доспехи самураев, были призваны не только средством скрепления, но также являлись и оберегами сами по себе. Шнур, особым способом завязываемый поверх оби, пояса кимоно, по мнению исследователей, раньше считался хранителем человеческой души. В современной Японии верёвки и шнуры продолжают нести свой сакральный смысл.
Генеральное консульство Японии в СПб
ВЕРЁВКА В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Такая обыденная на наш взгляд вещь, как верёвка, имеет очень большое значение для японской культуры. В Японии, в отличие от многих других стран, веревка, шнур и узел как элементы традиционной культуры получили наибольшее развитие и особый статус в сфере предметной символики. Разнообразные верёвки, наделённые сакральным смыслом, можно встретить повсюду в Японии.
Началось всё ещё в далёком периоде Дзёмон (яп. 縄文時代, дзё:мон-дзидай, 13 000 лет до н.э. – III век до н.э.), название которого буквально переводится как «верёвочный узор». По данным археологических исследований именно в этот период, начиная где-то с 3-го тысячелетия до н.э., люди, населяющие Японию того времени, стали активно плести верёвки и шнуры и, более того, с помощью них наносить своеобразный узор на глиняные горшки, которыми период Дзёмон так известен.
В следующем периоде Яёй (яп. 弥生時代, яёй-дзидай, III век до н.э. - III век н.э.) стиль керамики изменился, но, пусть и в другом виде, верёвочный узор продолжал использоваться.
Шнуры и верёвки особенно важны в синтоизме. Даже в мифе об Аматэрасу (можно прочесть в «Кодзики»), когда богиня спряталась в пещере и отказывалась выходить, оставив Японию без солнца, другие боги выманили и вытащили её оттуда при помощи зеркала и соломенной верёвки, символизирующей границу света и тьмы, жизни и смерти, добра и зла. Верёвку, сплетённую из соломы риса нового урожая, принято вешать на ворота при входе в синтоисткое святилище. Сплетенные из шелковых нитей толстые шнуры с особыми бантовыми узлами и пышными кистями являются обязательной деталью священных паланкинов микоси, без которых не обходятся ритуальные шествия во время популярных и сегодня синтоистских фестивалей-праздников.
Веревка или шнур с узлом издавна служили символом неразрывной связи влюбленных, знаком того, что их соединили боги, а порванная шнуровая завязка на одежде жены или мужа раньше считалась плохой приметой, обещающей скорую разлуку. С этими же представлениями связан и обычай соединять веревкой священные камни и морские скалы, в которых живут женские и мужские божества. Самая известная пара таких скал, соединенных верёвкой симэнава, находится в городе Исэ префектуры Миэ.
Верёвки из рисовой соломы как в древние времена, так и сейчас активно используются при украшении домов к Новому Году.
Особый смысл верёвка несёт в себе при поднесении подарка. Как известно, японцы уделяют много внимания не только содержимому того, что они дарят, но и упаковке. Зачастую именно упаковка, во многом засчёт определённым образом завязанной верёвки, несёт в себе основную информацию о подарке, как например, по какому поводу этот подарок делается, с каким отношением, с каким пожеланием дарящего – в каждом случае узлы будут отличаться.
Нельзя не упомянуть о важнейшей роли верёвок и шнуров в традиционном японском костюме. Узлы, которыми изобилуют доспехи самураев, были призваны не только средством скрепления, но также являлись и оберегами сами по себе. Шнур, особым способом завязываемый поверх оби, пояса кимоно, по мнению исследователей, раньше считался хранителем человеческой души.
В современной Японии верёвки и шнуры продолжают нести свой сакральный смысл.