Жизнь.

Во время войны в 42 или в 43 году к нам в Митино привезли эвакуированных. К нам поселили батюшку со служанкой, они были из Пскова. На груди у батюшки висел большой серебряный крест, кроме креста у него было несколько толстых книг. Был сильный голод, многие умирали. Сначала умер от голода мой дед Егор, свой пай отдавал внукам. Тогда у матери было уже четверо детей. Через некоторое время зимой, от голода умер батюшка.
Служанка его побросала его книги в котомку, сняла с шеи крест и ушла неизвестно куда. Деревенские женщины пошли копать могилу батюшке, но не смогли выкопать – земля была сильно замёрзшая да и сил у женщин с голода не было. Похоронили батюшку на Понинском кладбище только на второй день, да и то, как рассказывала мать, мелко. Об этом я написал со слов матери.
Сейчас всё чаще стал вспоминать маму. Как она всё это выдержала? Одна, без отца. Отец умер в 1953 году, а моей младшей сестре было всего два года, мне пять, а моей старшей – семь. Остальные четверо родились до войны. Всех нас она вырастила одна, недоедала, недосыпала, но подняла на ноги. А какая радость у неё была, когда я принёс первую получку!
Она дала мне с получки три рубля, чтобы я что-то купил для себя, а я эту трёшку положил в карман и забыл про неё, она порвалась по углам. Вечером отдал маме, мы её как-то заклеили и наверное что-то купили. Ходили с ней рубить дрова Делянка была выделена за деревней Чульчопи, а это в семи километрах от нашей деревни. Шли пешком, с собой обед и два топора..
Толстые берёзы не рубили, не поднять в машину.
Берёзы там высокие, сучьев почти нет, только на вершине.Свалишь берёзу, отрубишь вершину и три – четыре бревна трёх метровых есть. Вдвоём, в середине лета, в жару, нарубили машину дров. В лесу жара, ветер не попадает. Вышли из леса, вдохнули полной грудью, мама тихонько засвистела. – Зачем свистишь?- спрашиваю, а она отвечает – когда тихонечко свистишь – ветер поднимается. И точно, поднялся небольшой ветерок, стало легче дышать и идти обратно домой.
Мои старшие братья учились мужской работе ещё у отца, я учился у них и у мамы, отца уже не было.Мама учила запрягать лошадь, пахать, знать, когда можно и что садить в огород. Я и сейчас пользуюсь её советами Она часто рассказывала, как пахала во время войны. Говорила, лошадь была умная, до конца борозды шла не останавливаясь, без понукания, на конце борозды останавливалась, оглядывалась, вставала снова в борозду и снова шла до конца.
Тридцать восемь гектаров пахала около недели. Я знаю это поле, оно в полукилометре от моего дома. Поле называется Балалайка. Я тоже несколько раз обрабатывал это поле, убирал с него урожай. Сейчас его никто не пашет, там вырос лес, растут грибы. Глядя на него, я всегда вспоминаю маму. Такие женщины, как моя мама, помогли фронту как могли и только с их помощью мы выиграли войну и выгнали захватчиков с нашей земли.
Надеюсь и верю в чудо, что оттуда, сверху, они видят нас и также помогают нам жить правильно.

Комментарии

  • 25 фев 2021 18:57
    Рассказ очень прилично написан, искренне.
  • 25 фев 2021 21:07
  • 25 фев 2021 21:42
    Рассказ очень хороший жизненный    Такие истории были  почти у всех эта история как будто про мою семью.  Спасибо!!!!
  • 26 фев 2021 08:15
    Как то прочитала  в Калине красной статью Леонида Кунаева Жило было Митино, за 2013 год.Мужчина пишет о своем детстве в послевоенные годы. Мне очень понравилось, там и про старый Глазов было. Я оставляю номера, где статьи про старый Глазов и глазовчан. Это был отрывок из его книги Воспоминание о деревне Митино. Автор глазовчанин, бывший житель села Понино.Книга в районной библиотеке. Мне очень понравился его рассказ, до слез. Все хочу сходить в эту библиотеку и прочитать всю книгу
  • 26 фев 2021 08:17
    Мне кажется и этот рассказ этого автора, очень хорошо написано, трогает за душу.
  • 26 фев 2021 10:34
    Только я не глазовчанин, живу в деревне.
  • 26 фев 2021 23:16
    Я рада за вас, что вы в полном здравии,спасибо за интересное, трогательное описание вашей жизни, описание старого Глазова.
  • 30 мар 2021 08:57
    Здравствуйте, Леонид мне очень нравятся ваши рассказы. Именно они побудили меня публиковать воспоминания моего Свекра Баженова Н. Н. О ДЕРЕВНЕ ЧАНГУРТ. Возможно вы его знали? Совсем недавно он умер. Оставил рукопись "Краткие сведения о предка и потоках Павлопиевских корней, Баженовых из деревни Чаново."