Учим школьников для жизни, готовим их к будущему

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности. Мы, педагоги, понимаем, что функциональная грамотность – основной навык современного школьника. Функциональность можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Именно с этой целью Информационно-методический центр Управления образования города Избербаш проводит мероприятия, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся.
28 января 2023 года на базе МКОУ СОШ№1, которая с сентября-месяца 2022 года объявлена площадкой ФГ, прошел Фестиваль «Учим для жизни, готовим к будущему». В фойе школы в 9.30 началась регистрация педагогов общеобразовательных организаций: учителей начальных классов, русского языка, истории, математики, биологии. Открыл фестиваль директор школы Муслимов М.М. и группа учащихся, выступивших с номерами художественной самодеятельности.
Затем учителя математики посетили урок «Проценты в нашей жизни», его провели в 6 классе учителя Гугаева П.Х., Расулова М.Г. Внеклассное мероприятие по функциональной грамотности «Поход в супермаркет» для биологов дала Шахова Д.М. Урок по окружающему миру во 2 классе для учителей начальных классов на тему «Пожар» показала Рашидова И.М. Урок развития читательской грамотности и креативного мышления продемонстрировала учитель русского языка и литературы Чуграева Ю.А. . Учащиеся анализировали сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского.
После посещения уроков и мероприятий состоялся обмен мнениями. Присутствующие отметили, что в ходе показа открытых уроков и мероприятий педагоги СОШ№1 сумели продемонстрировать своё умение учить школьников формулировать главную мысль сообщения, создавать тексты с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Дети учились выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение. Их учили участвовать в дискуссиях: обсуждать темы с разных сторон и точек зрения. Педагоги расширяют кругозор учащихся: учат их разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Учат как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. В ходе обсуждения присутствовавшие пришли к выводу, что функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.
Шихшинатова З.С. – директор Информационно-методического центра УО г.Избербаш, Отличник просвещения РФ, Заслуженный учитель РД, председатель Регионального отделения Ассоциации почётных граждан и талантливой молодежи по Республике Дагестан

20230128_095017

Комментарии

Комментариев нет.