Здесь начинали строить корабли

Поселок Бор появился благодаря Петру Первому
В нашем районе много интересных населённых пунктов. Среди них есть такие, которые своим появлением обязаны Петру Первому. Отъехав от Рамони на 10 км, ты будто попадаешь в сказку. Посёлок Бор находится рядом с Воронежским государственным биосферным заповедником, здесь удивительной красоты природа.
А ещё у посёлка очень интересная история появления, связанная с Петром Первым и строительством российского флота.
От петровских верфей
В «Книге записной корабельному строению» 1696 года можно прочитать такие строки: «Думный дворянин (чин в русском государстве в XVI–XVII веках) Иван Петрович Савелов да дьяк Никита Павлов приехали в Воронежский уезд для развода лесов на корабельное строение мая в 15 день. Лес отвели на корабельное строение на кумпанства бояр Никиты Константиновича и Бориса Петровича в урочище у Чистого озера мая 21 числа. И тех кумпанств люди, и плотники, и работники в бору в станы стали того же числа. Из бора лес начали возить на корабельное строение на Рамонскую пристань июля с 20 числа».
Так в конце XVII века, когда Петр I основал судостроительные верфи на реке Воронеже, в Усманском бору на речке Лесной (ныне искусственное озеро) и началась заготовка строительного леса.
А нарицательное слово Бор, как удобное место для работы и жизни работных людей стало собственным именем для посёлка.
Флот и мануфактуры
В конце ХVII века Петр Первый развернул большое строительство флота под Рамонью. Кроме корабельных сосен, необходимы были металлические изделия и сукно для одежды, а также канаты и парусина.
И всё это стали изготавливать в Бору. Чтобы обеспечить флот всем необходимым, на речке Лесной возвели несколько плотин, что позволило для нужд флота построить сукновалку, мельницу, крупорушку и мялку для обработки льна и конопли. Также в посёлке была построена суконная мануфактура, кирпичная, из двух цехов. Сукно вырабатывалось грубое, для флота. На озере Верхнем изготовленное сукно мыли. Вблизи от водоема было кирпичное здание, где сукно и полотно просушивали. Работали тяжело и по много часов. В короткое время построили кузницу, которая своими изделиями (скобы, болты и др.) снабжала строящиеся корабли на реке Воронеж.
Недалеко от мануфактуры располагалось общежитие для работных людей, строили дома для приказчиков.
Для подвоза сырья на мануфактуру и кузницу требовалось значительное количество подвод и лошадей. Бор с Рамонью и Пчельниками связывали лесные, грунтовые дороги с деревянным мостом через реку Лесную. Крестьяне из близлежащих сел Пчельники, Ступино и Нелжа доставляли не только сырье, но и продукты питания для работников. Они выпекали ржаной хлеб, варили щи или кашу.
Хозяйственная жизнь
Можно с уверенностью сказать, что начальный период строительства кораблей сыграл положительную роль в хозяйственной жизни населения. Ведь, кроме заготовок корабельного леса в самом посёлке, жителей окрестных сёл обязали разводить в большом количестве овец, а также больше сеять конопли и льна, что требовало значительного расширения посевных площадей. Посёлок разрастался, работники прибывали со всей округи, и население увеличивалось.
Работы на судостроительных верфях продолжались до 1711 года, пока строительство флота не началось на реке Неве. В июле 1711 года Петр Первый указал: «По получению сего указу корабельные работы на Воронеже ныне остановить». Работы по строительству кораблей были свёрнуты, а посёлок Бор продолжил жить своей сельской жизнью.
Очень важно, что в истории нашей страны Бор останется навсегда как место первоначального строительства российского флота.
Старинные дома
Если побродить по старому Бору (это та часть посёлка, которая находится за озером), то там мы увидим дома, построенные ещё в петровские времена. На вид они в достаточно хорошем состоянии до сих пор, ведь строили их на совесть и на века. И в них по-прежнему живут люди.
Мне удалось пообщаться со старейшими жительницами посёлка, сёстрами Валентиной Николаевной Щеглеватых (92 года) и Любовью Николаевной Кручининой (86 лет).
— Мы родились и выросли в посёлке Бор. Отец работал в лесничестве, и нам выделили дом, как раз один из тех, петровских, по улице Ленина, — рассказала Валентина Щеглеватых. — Отца забрали на войну, а мама, бабушка и нас четверо детей так и остались жить в этом доме. В нём прошли наше детство и юность, целая жизнь. Мама с бабушкой прожили там до самой смерти. Дом и сейчас не пустует.
— У дома были очень толстые стены, и с улицы совсем ничего не было слышно. Поэтому внутри всегда стояла тишина. Пока топилась печь, было тепло. Когда остывала, почему-то появлялась сырость, — вспоминает Любовь Кручинина. — Но, по сравнению с другими домами того времени, наш дом считался чуть ли не хоромами. Рядом был небольшой участок и сад с кустами сирени. Потом я вышла замуж и уже со своей семьёй ещё какое-то время жила здесь. Дом навсегда останется нашей семье родным.
Лидии Николаевне Бондаревой
94 года.
— Мы переехали в посёлок Бор в семидесятые годы прошлого века. Но я помню, что тогда ещё сохранялись остатки фундамента кирпичного здания, в котором в старину просушивали полотно и сукно. И ребятишки бегали туда играть, — говорит Лидия Николаевна. — До сих пор стоит и здание кузницы, вернее, её стены. Саму кузницу перестроили, и там сейчас продовольственный магазин. Про петровские дома слышала много разных историй, знаю, что они до сих пор являются жилыми.
Время неумолимо движется вперёд. Ушли в небытие свидетели того времени, разрушились строения. О былой жизни поселка Бор напоминают только озера да несколько уцелевших петровских домов. Но память о былом в нашем народе заложена на генетической основе, и для нас это очень важно. Нам есть о чём рассказать своим детям и внукам, ведь у нас такая интересная история.
А поселок Бор живет обычной жизнью многих российских сёл и деревень. С одной лишь разницей, что своим рождением он обязан российскому императору Петру Первому.

Комментарии