Альбом фотографий "Работа тракторов в станице Полуденской" 1929г.

из фондов Политехнического музея г. Москва. На фото под номером 2 единственное известное на данное время изображение Полуденской Михаило-Архангельской церкви, переданной в конце 1929г. под клуб.

Комментарии

  • 29 янв 2022 20:33
    Комментарий ко 2 фото: Так выглядела Михаило-Архангельская церковь в конце 50-начале 60 годов в качестве клуба. Решение было принято  на приветственном вечере Смычки рабочих и крестьян, проходившем в поселке Полудено 05.02.1930г. : "В честь вечера смычки передать церкву под культурное здание в связи с отсутствием такового".
    Фотография
  • 18 мар 16:22
    В конце 20-х гг. повсеместно стали создаваться так называемые тракторные колонны. В Петропавловском округе еще весной 1929 г. были образованы две из них - Полудинская (24 трактора) и Чистянская (35 тракторов), за каждой из которых было закреплено до 4 тыс. гектаров земли. Крестьяне села Полудино и аула Суюндук-Кары на сходах и собраниях решили отказаться от индивидуального ведения хозяйства и обратились в Коопхлебсоюз с просьбой заключить договор об обработке их земли тракторной колонной. Уничтожили межи на полях и 23 апреля 1929 г. два десятка тракторов впервые вышли на просторы обобществленного крестьянского поля. Все население сопровождало колонну тракторов с флагами и транспарантами. Первый распаханный участок назвали "Полем Ильича". Применение новой техники позволило крестьянам в том году вдвое увеличить посевной клин. Постановление Совета Труда и Обороны от 5 июня 1929 г. "Об организации машинно-тракторных станций" положило начало широкому строительству МТС в стране. Полудинская и Чистянская тракторные колонны были переобразованы в МТС. Осенью 1929 г. началось строительство по типовым проектам на 250 тракторов каждая Интернациональной МТС (в Мамлютском районе) и Тайнчинской (ныне -территория Кокчетавской области).
    На примере Полудинской МТС можно получить представление о том, как создавались станции, что они из себя представляли. Строили ее почти на пустом месте усилиями энтузиастов - первого директора, участника гражданской войны С. П. Сироткина, главного агронома А. В. Вараксина, братьев Казариновых и Абрамовых, Н. Гречно, С. Колесниковой, механиков Кубыкина, Вобликова, Пристойло, политработника Кожемякина и др. Как говорили рабочие, "душой”, организатором, вдохновителем этого нового совершенно дела явился молодой коммунист, "двадцатитысячник”, посланец рабочего коллектива завода им. Артема в г. Днепропетровске - Н. Ф. Кретов, который мог не только успешно руководить делами, но и в нужную минуту, засучив рукава, выполнить лично любую работу в мастерских и у трактора. Бывший председатель колхоза "Борьба за социализм" в с. Надежка Н. Ф. Кретов вскоре возглавил Полудинскую МТС и сделал ее одной из первых в стране станций, которая занималась не только Обработкой земли, но и обслуживанием животноводческих ферм колхозов, оказанием зооветеринарной помощи. В штате МТС был даже садовод-декоратор. Впервые на крупных объединенных земельных участках коллективом МТС вводились и осваивались севообороты, улучшалась агротехника.
    Как и другие МТС, Полудинская станция "началась” с нескольких тракторов марки "Фордзон-Путиловец”, затем прибыло 20 импортных машин марки ”Джон-Дир” - колесные, двухцилиндровые, с плугами. Мастерские разместились в старом, покрытом дерном, насквозь промасленном сарае. Транспорт МТС был представлен одной "полутонкой” и сборным, видавшим виды мотоциклом.
    В зоне МТС было 15 населенных пунктов с площадью земельных угодий 100 тыс. гектаров. Нагрузка на людей и технику была чрезвычайно велика.
  • 20 мар 22:41
    Спасибо вам Ирина за материалы!