Четыре русских могилы в чужом краю

Это сейчас при упоминании слова «Хоргос», сразу перед глазами вырисовывается красивая картинка, огромных торговых центров, с безграничным ассортиментом товаров по доступным ценам. Международный Центр Приграничного Сотрудничества «Хоргос» является свободной экономической зоной, расположенной в приграничной зоне Казахстана и Китая. Сегодня не многим известно, что Хоргос, г. Кульджи до 1882 года был территорией Российской империи. В то время это был край, довольно суровых условий, природного характера, где процветал бандитизм и набеги между различными этическими группами.
Для контроля границ необходимо было иметь постоянный гарнизон, но после передачи, в 1882 г. кульджинского района китайцам, когда таранчи и все русские жители Кульджи переселились уже в пределы Семиреченской области, почтовый тракт от Хоргоса до Кульджи ещё не весь был снят, оставалась ещё одна, ближайшая к новой границе – р.Хоргосу, почтовая станция Алимту (или Алмату), на которой находились для охраны оставшегося имущества почтовый староста и ямщик, а также случайно приехавший на эту станцию приказчик одного русского купца. В это время состоялся подлый набег китайского вооруженного отряда, на четверых безоружных русских людей, смерть которых была жестокой, прочем, такую тактику используют и спустя 50 и 100 лет спустя.
Четыре русских могилы в чужом краю

Г. Вѣрный Семир. об. 15 Февр. 1898 г.
Пятнадцать лѣтъ тому назадъ на далекой окраинѣ Россіи, именно въ Кульджинскомъ раіонѣ, во время передачи послѣдняго китайцамъ, на почтовой станціи Алимту разыгралась кровавая драма, жертвами которой пали четыре русскихъ человѣка: отставной рядовой Ананишинъ, Оренбургскій мѣщанинъ Прокопій Казаковъ и два казака № 1-го Сибирскаго Ермака Тимофеева полка Филипъевъ и Полянскій.
Обстоятельства этого печальнаго дѣла, по произведенному въ свое время разслѣдованію, выяснились въ слѣдующемъ видѣ: 14 октября 1882 года, часовъ въ 11—12 утра на станцію Алимту, недавно передъ тѣмъ уступленную нами китайцамъ, пріѣхалъ бывшій тутъ раньше станціоннымъ старостой Ананишинъ, чтобы увезти оставшіяся тамъ кое-какія вещи. Около часу дня къ станціи подъѣхалъ въ тарантасѣ ѣхавшій въ Кульджу, по торговымъ дѣламъ, Прокопій Казаковъ, а вслѣдъ за нимъ нагрянуло на станцію человѣкъ 50— 80 вооруженныхъ китайскихъ солдатъ, которые и учинили надъ безоружными Ананишинымъ и Казаковымъ жестокую расправу: на заднемъ дворѣ развели изъ соломы костеръ и въ него живьемъ бросили обоихъ несчастныхъ со связанными руками... Затѣмъ злодѣи произвели полное разграбленіе станціи и направились далѣе своей дорогой, въ надеждѣ, что огонь сдѣлаетъ свое—уничтожитъ слѣды звѣрскаго преступленія. Недалеко отъ Алимту злодѣямъ встрѣтились ничего неподозрѣвавшіе два нашихъ разъѣздныхъ казака Филипьевъ и Полянскій, которыхъ китайцы также сочли за лучшее разрубить и спрятать, чтобы они не были свидѣтелями Алимтуйскаго ихъ злодѣянія. Полуобгорѣвшіе трупы Ананишина и Казакова, а также останки Филипьева и Полянскаго похоронены на границѣ на Хоргосѣ, гдѣ тогда стоялъ нашъ передовой постъ.
Служившіе въ то время въ Семирѣчьи военные и гражданскіе чины, духовенство и русское населеніе пожелали увѣковѣчить память невинно погибшихъ на далекой окраинѣ Россіи своихъ собратьевъ постройкой какого-либо памятника и открыли между собою на сей предметъ подписку, по которой добровольныхъ пожертвованій поступило слишкомъ тысяча рублей. Поступившія пожертвованія своевременно сдавались въ Ташкентское отдѣленіе Государственнаго Банка, гдѣ они, приращаясь процентами и пожертвованіями, въ настоящее время составляютъ сумму въ 2064 р. 50 к.
На Хоргосѣ, гдѣ погребены тѣла убіенныхъ, кромѣ казачьяго поста, въ послѣднее время возникло русское казачье селеніе Николаевское. Какъ на посту, такъ и въ селеніи не имѣется храма, а потому лучшимъ памятникомъ для погребенныхъ тутъ мучениковъ признается устройство въ означенномъ селеніи православной церкви, которая, какъ памятникъ, служа съ одной стороны упрекомъ китайцамъ за ихъ злодѣйство, съ другой стороны удовлетворяла бы духовныя потребности заброшенныхъ туда судьбою и службою православныхъ людей. Но но дороговизнѣ здѣсь строительныхъ матеріаловъ и рабочихъ рукъ, означенной выше суммы слишкомъ недостаточно на возведеніе хотя бы самыхъ скромныхъ размѣровъ Божьяго храма, не говоря уже о томъ, что здѣсь, среди разноплеменнаго и разновѣрнаго населенія, желательно было-бы имѣть храмъ, по размѣрамъ и обстановкѣ болѣе или менѣе соотвѣтствующій достоинству православной церкви и могуществу русской державы. Но достигнуть этого не представляется возможности при наличныхъ средствахъ, а мѣстные дѣятели уже дали на это христіанское дѣло все, что можно было дать. Если бы кто либо изъ сибиряковъ пожелалъ внести посильную лепту на построеніе церкви въ с. Николаевскомъ Семир. области, то пожертвованія деньгами и вещами слѣдуетъ адресовать въ гор. Вѣрный, Семирѣченской области, Старшему Чиновнику особыхъ порученій при Военномъ Губернаторѣ Статскому Совѣтнику Николаю Николаевичу Пантусову.

Н. Пантусовъ.
Четыре русских могилы в чужом краю
Четыре русских могилы в чужом краю
Четыре русских могилы в чужом краю

Комментарии