#КалендарьСобытий

28 февраля 1940 года — советский лётчик-испытатель Владимир Павлович Фёдоров совершил первый в мире полёт на ракетопланере с жидкостно-реактивным двигателем.

К началу 1940 года Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) закончил наземные испытания ракетного планёра РП-318  конструкции С. П. Королёва и подыскивал лётно-испытательную базу и опытного лётчика для лётных испытаний — это был первый советский пилотируемый ракетный планёр с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

За помощью обратились к авиаконструктору А. Я. Щербакову, тот отозвался на просьбу и предложил, чтобы лётные испытания ракетоплана провёл один из лучших лётчиков его предприятия — В. Фёдоров. Испытателя предупредили, что полёт может оказаться небезопасным. Однако Фёдоров, сознавая степень риска, без колебаний согласился провести испытания.

Наземные испытания двигательной установки ракетоплана, которому был присвоен индекс РП-318-1, проводились в течение февраля-октября 1939 года. Ввиду давности изготовления планёра СК-9 (Сергей Королёв-9), его подвергли тщательному осмотру и предъявили экспертизе Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ). 
Лётные испытания решено было проводить на подмосковном аэродроме КБ-29 вблизи станции Подлипки. 
В конце ноября 1939 года ракетоплан установили на окраине аэродрома. Ведущий по испытаниям А. В. Палло с механиками Л. А. Иконниковым и А. И. Волковым оборудовали невдалеке в свободном контейнере из-под самолёта походную мастерскую. После цикла наземной отработки, в присутствии специально созданной комиссии Наркомавиапрома и Наркомата боеприпасов, в январе 1940 года провели контрольные огневые испытания двигательной установки. 
Рассмотрев все материалы, комиссия дала разрешение на лётные испытания с включением жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), что было оформлено специальным актом.

Первый полёт наметили на 28 февраля 1940 года. 
Самолёт-буксировщик П-5 пилотировал лётчик Н. Д. Фиксон. Кроме него, в самолёте находились А. Я. Щербаков — для работы на лебёдке буксировочного троса, и А. В. Палло — в качестве наблюдателя за полётом ракетоплана. 
Взлёт РП-318 за самолётом П-5 состоялся в 17 часов 28 минут. 
Поднявшись на высоту 2 600 метров, лётчик отцепил буксировочный трос и произвёл запуск ЖРД. Ракетоплан увеличил скорость и стал набирать высоту. Вскоре он благополучно приземлился на аэродроме.
____________

РП-1 — ракетный планер конструкции Б. И. Черановского на основе серийного планера БИЧ-11 с жидкостным ракетным двигателем ОР-2 конструкции Ф. А. Цандера, изготовлен в декабре 1932 года. При первом испытании в марте 1933 года разрушился двигатель.
РП-318 — первый советский пилотируемый ракетный планер с жидкостным ракетным двигателем, созданный в 1936—1940 годах в РНИИ по проекту С. П. Королёва. 
РП-318 — моноплан со среднерасположенным крылом большого удлинения; топливные баки размещались в фюзеляже, за кабиной пилота, двигатель — в хвостовой части, под оперением. Стартовый вес 657 кг, вес топлива (азотная кислота и керосин) 75 кг, длина 7,9 м, размах крыльев 17 м, расчётная скорость полёта до 270 км/час. Наземная отработка проводилась в 1936—1938 годах с РД ОРМ-65, а дальнейшая и полёты — с двигателем РДА-1-150.


Полёты, совершённые  на ракетоплане Королёва, вошли в историю советской авиации. Это были первые в СССР полёты человека на аппарате с реактивным двигателем — пока ещё в пределах атмосферы. 
Эти первые полёты ракетоплана стали предвестниками развития в нашей стране нового вида техники — реактивной авиации.

Комментарии

Комментариев нет.