#ГероиСоветскогоСоюза

18 апреля 1945 года, при бомбардировке пригорода Берлина , Альт-Ланберг, зенитным огнем был подбит и загорелся бомбардировщик «Ил-4» командир звена 108-го авиационного полка, Героя Советского Союза капитана Петра Ивановича Романова.
Никто из членов экипажа не спасся.
Именем Романова была названа бывшая 8-я Кожуховская улица Москвы.


Петр Иванович в Красной Армии с 1940 года.
В 1941 окончил военную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны – с октября 1941. В 1942 вступил в ВКП(б).

К концу февраля 1944 года командир звена 108-го авиаполка (36-я авиадивизия, 8-й авиакорпус, Авиации дальнего действия) капитан Романов совершил 209 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в тылу противника, железнодорожных узлов, эшелонов и складов.

С 22 ноября 1943 года по 20 февраля 1944 года входил в состав оперативной группы «Север-3» 8-го авиакорпуса, укомплектованного самолётами Ил-4 (модификация ДБ-Зф) которые базировались на аэродроме под Мурманском.
Главной задачей этой группы являлась боевая работа в интересах Северного флота.
В ночь на 11 февраля 1944 года в качестве командира экипажа (штурман капитан Прокудин А.Н.) участвовал в бомбардировке гитлеровского линкора «Тирпиц» в Альтен-фьорде в Северной Норвегии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР, от 19 августа 1944 года, за совершённые боевые подвиги, капитану Романову Петру Ивановичу , присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4057).

Погиб в воздушном бою 18 апреля 1945 года в районе Альт-Ланберга, под Берлином.
Похоронен на советском воинском захоронении в городе Мюнхеберг.
gif

Комментарии

  • 17 апр 21:43
    Музыка не поддерживается
  • 19 апр 18:25
    Экипаж бомбардировщика Ил-4 из состава 42-го ап дд,36 ад дд после выполнения боевого задания. У своего самолета орденоносец старший лейтенант Петр Иванович Романов,стоит на крыле(ГСС указ от 19.8.44г.погиб на 300-ом вылете под Берлином в апреле 45г.) штурман лейтенант А.Н. Прокудин выходит из самолета(ГСС указ от 19.8.44г.прошел все войну), снимают парашюты стрелок-радист сержант К.А. Косых (слева,погиб вместе с Романовым) и воздушный стрелок сержант И. Рыбкин(погиб).
    Фотография
  • 19 апр 18:46

    Из книги М.Жандаева " Записки воздушного стрелка-радиста" ******Затем полк еще несколько раз вылетал на бомбометания по опорным пунктам, на подавление и уничтожение сопротивления фашистов на подступах к их столице. В ночь на 18 апреля наш полк наносил удары по укреплениям на окраине Берлина. В этом полете, после выполнения боевого задания, в районе Альт-Ландсберг под Берлином погиб Герой Советского Союза капитан Романов Петр Иванович, совершив свой трехсотый боевой вылет. «Самолет был подбит и летчик направил охваченную пламенем машину на скопление боевой техники врага»{5}. Вместе с ним не стало штурмана Николая Ивановича Смолякова и одного из лучших воздушных стрелков-радистов Константина Андреевича Косых, который сделал 407 боевых вылетов — больше всех в полку. Погиб и воздушный стрелок Александр Афанасьевич Шарапов. Мы потеряли четырех героев, участвовавших в боях почти с первого дня, потеря была тяжелой, до слез обидной.

    В настоящее время одна из улиц Пролетарского района Москвы носит имя Героя Советского Союза П. И. Романова, а в цехе Первого подшипникового завода, где он работал слесарем, установлена мемориальная доска. В Белорусском городе Быхове, где в последний раз дислоцировалась наша часть, сооружены памятники всем Героям Советского Союза 36-ой Смоленской авиадивизии дальнего действия, в том числе и П. И. Романову.*****

  • 19 апр 20:23
    Спасибо за весомое дополнение к теме.
  • 20 апр 14:36
    Из воспоминаний штурмана экипажа Героя Советского Союза Прокудина А.Н. ***«В сорок четвертом году нас с Романовым рассадили по разным самолётам. Меня в должности тогда повысили, назначили штурманом эскадрильи, и летать я стал с комэском. Петру дали хорошего штурмана, работал тот честно. Погиб Пётр Иванович в апреле 1945 года в районе Альт-Ланберга, почти над Берлином, у меня на глазах.

    Был вылет полка на бомбёжку. Подходим к цели. Романов лидирует полк, его самолёт идет головным. Моя машина следом, так что вижу Петра Ивановича прекрасно. Из облака, откуда ни возьмись, вываливается «мессер» и прошивает головную машину из всех стволов. Проморгало наше прикрытие того «мессера»! Моторы Петра задымили, по плоскостям, смотрю, пламя полощет. Но машина идёт на цель, боевой курс держит – значит, лётчик жив. Жив! Надо ему с парашютом прыгать. «Прыгай. Пётр» - шепчу. А дым уже чёрный валит, пламя по фюзеляжу хлещет, за киль перехлёстывает. Так только металл горит. Я кричу: «Прыгай! Да прыгай, Пётр!» Кричу, забылся, что связи у меня с Петром Ивановичем нет. Сколько раз вот так нас с командиром на боевом курсе и осколками било, и пулями, и взрывной волной швыряло. Романов зажмёт самолёт и идёт до конца, до самой точки сброса. С боевого курса он никогда не сворачивал. Это был лётчик! «Мы с тобой, Алёша, не бомбёры, которым всё равно, куда бомбы сыпать. Мы - кадровый состав авиации дальнего действия!» Это была самая торжественная речь, какую я слышал от Петра Ивановича за всю войну. Он и теперь, над Альт-Ланбергом сбросил бомбы на цель. Вижу, фугаски посыпались этажеркой. А через секунду самолёт Романова взорвался в воздухе... Так погиб мой командир***