Ге́лий Миха́йлович Ко́ржев (Коржев-Чувелёв;1925 — 2012) — советский и российский живописец, педагог, профессор, представитель «сурового стиля». Первый секретарь Союза художников РСФСР в 1968—1975 гг. Академик АХ СССР (1970; член-корреспондент 1962). Народный художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственной премии РСФСР имени Репина (1966) .«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу», — основа жизненной философии мастера. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Г. М. Коржев обращается к большим общечеловеческим темам, показывая людей в драматических, героических и бытовых ситуациях (триптих «Коммунисты», 1957—1960, серия «Опалённые огнём войны», 1962—1967, — эти работы находятся в собрании ГРМ).
Картина "Мать". Автор Гелий Коржев.
Коржев Гелий. " Солдат". 1957-1960 г.
Гелий Коржев. " Старые раны."
Г. М. Коржев-Чувелев " Облака 1945 года " 1985 г.
Г. Коржев "Память павших "1995 г.
Гелий Коржев "Проводы".
«Проводы» - едва ли не самая сильная работа серии «Опаленные огнем войны».
По смыслу она должна считаться заглавной.
«Проводы» - это начало войны, прощание с близкими. Остальные работы – это последствия войны.
В «Проводах» все достоверно: и драматическое настроение военных лет, выраженное в краснокирпичной стене дома казарменного типа, освещенного заходящим солнцем, которое угасает в окнах последними лучами, и образ немолодого солдата с мужественным лицом человека, сломить которого невозможно, и сам сюжет прощания с женщиной в красном, прижавшейся к груди солдата.
Характерны детали, как бы нагнетающие драматическую раскаленность сюжета: старая винтовка с потертым ремнем – оружие прошлого века, с которым ушло на фронт ополчение, огромная ладонь, прикрывшая голову женщины. Такого сильного, внутренне молчаливого, мужественного образа советское искусство еще не знало.
Поскольку здесь действует принцип типажности, облик солдата становится имперсональным, обобщенным образом простого человека, вставшего на защиту Родины. Этот мужественный образ несет в себе предчувствие трагедии, недоговоренной в картине, но предметно ощущаемой, выводимой из знания последствий Великой Отечественной войны. Попытка связать сюжет с кругом ассоциаций обогащает картину. Произведение это принадлежит своей эпохе, оно живет в ней.
Возможно, впоследствии что-то в нем не будет дочитываться, и тогда «Проводы» превратятся в историко-художественный документ, по которому будут изучать и познавать неведомое уже время социализма, его пафос, моральный облик людей.
«Суровый стиль» стал временным прибежищем для многих художников. Они «входили» в него, когда он был популярным, новаторским, немного оппозиционным, и тихо «уходили», не возвращаясь назад, но словно бы ища третий путь, располагающийся между «суровым стилем» и традиционным реализмом.
Гелий Коржев "Лишенные рая".
Заложники . Живой заслон.
Гелий Коржев. " Влюбленные". Фрагмент. 1959. Холст, масло. Государственный Русский музей.
✅ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ ...
:Дарина Роднина
Картины Гелия Коржева.
Ге́лий Миха́йлович Ко́ржев (Коржев-Чувелёв;1925 — 2012) — советский и российский живописец, педагог, профессор, представитель «сурового стиля». Первый секретарь Союза художников РСФСР в 1968—1975 гг.
Академик АХ СССР (1970; член-корреспондент 1962). Народный художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственной премии РСФСР имени Репина (1966)
.«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу», — основа жизненной философии мастера.
В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Г. М. Коржев обращается к большим общечеловеческим темам, показывая людей в драматических, героических и бытовых ситуациях (триптих «Коммунисты», 1957—1960, серия «Опалённые огнём войны», 1962—1967, — эти работы находятся в собрании ГРМ).
По смыслу она должна считаться заглавной.
«Проводы» - это начало войны, прощание с близкими.
Остальные работы – это последствия войны.
В «Проводах» все достоверно: и драматическое настроение военных лет, выраженное в краснокирпичной стене дома казарменного типа, освещенного заходящим солнцем, которое угасает в окнах последними лучами, и образ немолодого солдата с мужественным лицом человека, сломить которого невозможно, и сам сюжет прощания с женщиной в красном, прижавшейся к груди солдата.
Характерны детали, как бы нагнетающие драматическую раскаленность сюжета: старая винтовка с потертым ремнем – оружие прошлого века, с которым ушло на фронт ополчение, огромная ладонь, прикрывшая голову женщины.
Такого сильного, внутренне молчаливого, мужественного образа советское искусство еще не знало.
Поскольку здесь действует принцип типажности, облик солдата становится имперсональным, обобщенным образом простого человека, вставшего на защиту Родины.
Этот мужественный образ несет в себе предчувствие трагедии, недоговоренной в картине, но предметно ощущаемой, выводимой из знания последствий Великой Отечественной войны.
Попытка связать сюжет с кругом ассоциаций обогащает картину. Произведение это принадлежит своей эпохе, оно живет в ней.
Возможно, впоследствии что-то в нем не будет дочитываться, и тогда «Проводы» превратятся в историко-художественный документ, по которому будут изучать и познавать неведомое уже время социализма, его пафос, моральный облик людей.
«Суровый стиль» стал временным прибежищем для многих художников. Они «входили» в него, когда он был популярным, новаторским, немного оппозиционным, и тихо «уходили», не возвращаясь назад, но словно бы ища третий путь, располагающийся между «суровым стилем» и традиционным реализмом.