Галина Абаева
27 июн 2023

Друзья, продолжение темы Волги – судостроение.

Тема очень огромная, поэтому кратко.
Во все времена волжское судоходство развивалось активно и мощно. Не перечислить даже названия всех судов, которые ходили по Волге.
Первоначально грузы транспортировались на плотах, срубах. Челн, ботник, бударка, лодка-ладья, струги — такие названия имели древнерусские суда. Разновидностью струг были насады, учаны, досчаники, коломенки, каюки. В петровский период названия судов были связаны либо с местом постройки — вышневолодки, белозерки, гусяны, мокшаны, боровлянки, тихвинки, унжаки, сурянки, клязьминки, либо с характером самой конструкции – суда барочной постройки: барки, паромы, ладьи, полулодки, канавки, плашкоуты, шкуты, романовки.
Следует упомянуть лодку-великовражку, они строились не одно столетие в селе Великий враг (Нижегородская область). Пользовались большим спросом благодаря своей особенной конструкции.
Ярко и образно В.И. Немирович-Данченко описывает суда, увидевши их на реке: «Жаль оторваться на минуту от этих синеющих далей, хочется разглядеть и прямо внизу под собою маленькие пароходы, мокшаны и беляны, причалившие к берегу… Пестрые каюки на них, челноки, качающиеся за ними, толпа экипажа на палубе… Вот какое-то неуклюжее судно. Стоит, кажется — а за ним след мерещится, значит, идет оно, дразня весь этот простор гулкими перекатами песни».
Венцом деревянного судостроения признаны расшивы. Их строительство началось по Указу Петра I в 1723 году. Строились они довольно основательно, с прочной палубой, и служили до 8—10 лет. Лес для постройки употреблялся сосновый и еловый, обшивка бортовая, днище крепилось железными гвоздями, конопатилось паклей и засмаливалось смолою. Основную ценность на расшиве представлял парус. Делался он из высококачественного материала.
Уникальным речным судном на Волге признана беляна - одноразовое сплавное судно, иной раз достигали до 100 м в длину, шириной - до 25 м, глубиной - до 5 м, г/п - до10000 т. Корпус выполнялся из лучших лесоматериалов, но не смолился, что определило название такого судна.
Затем пытливые умы судоходчиков поняли, что можно использовать даровую энергию попутного ветра. Изобретение паруса значительно увеличило возможности судоходства.
Вплоть до середины XIX века суда ходили по Волге исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных и людей, то есть бурлаков. Эта страница русской истории увековечена в художественной литературе, народных песнях и в живописных произведениях. Достаточно вспомнить неподражаемую «Дубинушку» и знаменитое полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге».
Первым парусным судном на Волге считается трехмачтовый плоскодонный корабль «Фредерик», построенный в 1636 году по заказу герцога Гольштейнского (Германия).
В 1668—1669 годах на судоверфи в с. Дединове на Оке был построен первый военный русский корабль «Орел». В 1669 году корабль пришел на Волгу, в Нижний Новгород, где для него установили мачты, натянули паруса, оснастили судно такелажем, вооружили пушками Марсельского завода пушек, то есть полностью снарядили судно для плавания. Подытожили денежные расходы на строительство, состоялась достройка и государственная приемка корабля.
Развитие деревянного судостроения, появление первых парусных судов сыграли важную роль в истории развития судостроения на Волге. Факты появления первых парусных судов подтверждают, что родиной судостроения может считаться Нижний Новгород.
А со временем на Волге стали раздаваться пароходные свистки («Дым столбом — кипит, дымится пароход»).
В 1843 году в Нижнем Новгороде указом императора Николая I было основано первое пароходное общество — «По Волге». Во второй половине XIX столетия развитие судоходства достигло расцвета. На 1917 год на Волге насчитывалось уже 59 пароходных компаний. Офисы таких крупнейших компаний как «По Волге», «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Зевеке», М.К. Кашина, «Бр. Каменские» и многих других располагались в Нижнем Новгороде.
Первый буксирный пароход «Волга» построен в 1846 г. в Голландия по заказу первого пароходного общества «По Волге». В первую же навигацию пароход, совершив три рейса с гружеными зерном баржами из Самары до Рыбинска, заработал 13 тысяч рублей чистой прибыли.
Красивое фото парохода «Царевичъ», он был построен в 1860 году на заводе Самуд-корпус в Лондоне по заказу общества «По Волге». С 1916 года – назывался «Керженец», с 1922 года – «Красный партизан». Списан в 1957 году.
О пароходе «Император Александр II» во время поездки по Волге в 1877г. В.И.Немирович-Данченко вспоминал:
«Издали точно изящная мраморная вилла, плывущая к нам со всеми своими балконами и карнизами. Всюду была видна лакировка парохода, красное дерево, бронза, плюш, и ковры, инкрустации, зеркальные залы и пр. Также роскошно были отделаны и все пассажирские каюты 1 и 2 классов… В общем зале «Александра II» стояли рояли, была библиотека и читальный зал. На пароходе имелись ванны, роскошная кухня, буфет. Проехаться от Нижнего Новгорода до Астрахани доставляло для пассажиров парохода несказанное удовольствие».
21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую о покупке Нижегородской машинной фабрикой, Волжским буксирным и завозным пароходством земли у д. Сормово вниз по правому берегу Волги. Этот день считается датой основания Сормовского завода. Здание фабрики было построено к ноябрю 1849 года. С этого времени начались работы по производству паровых машин, затем паровозов и вагонов, позднее здесь стали выпускать речные и морские суда, пассажирские пароходы и теплоходы. Ныне завод «Красное Сормово» является крупнейшим предприятием отрасли, на 2022 год имеет пропускную способность 12 сухогрузов в год.
Великая русская река как символ красоты, силы и мощи во все времена оказывала влияние на историю России, с давних времен помогала нашей стране развиваться. На берегах реки строились монастыри и населенные пункты, города, такие как Нижний Новгород.
Нижний Новгород, расположенный на слиянии двух больших рек, Оки и Волги, завоевывает признание как один из крупных центров судоходства. Здесь поднимались заводские корпуса, строились фабрики, создавался речной флот. В XIX столетии суда строились на заводах И. С. Колчина, У. С. Курбатова, Д. В. Сироткина, на судоверфях в Городце, Чкаловске, Сокольниках, на Оке (Мордовщиковская, ныне Окская судоверфь).
Время требовало специалистов, новых проектов и разработок. В XIX веке в Нижнем Новгороде начала складываться образовательная база речников. В 1872 году в городе было открыто Кулибинское ремесленное училище, в 1887 году — первое на Волге речное училище Министерства путей сообщения. В 1930 году был основан Горьковский институт инженеров водного транспорта, в 30-е годы — кораблестроительный факультет в Горьковском индустриальном институте (ныне НГТУ им. Р. Е. Алексеева). В первой половине XX столетия были открыты новые конструкторские бюро: ЦКБ «Вымпел», ГЦКБ МРФ, КБ «Лазурит», ЦКБ по СПК.
Исторически сложилось так, что Нижегородская земля занимает весомое место в российском судостроении. Столетиями формировалась Волжская школа корабелов, по праву считающаяся частью формирования русской инженерной школы.

Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.