Дачница из Раменья создала фотогалерею птиц Борисоглебского района. Многие любят ходить в зоопарк, разглядывать животных и птиц. При этом кажется, что удивительные животные живут только в зоопарках, а птицы в нашей средней полосе вообще одинаковые. Что смотреть-то?
Дачница из д. Раменье и жительница С.-Петербурга Алла Григорьева категорически не согласилась бы с этим. Практически всю жизнь, точнее 53 года из прожитых 59, она наблюдает и фотографирует птиц. По-английски это называется модным сегодня словом «бёрдвотчинг». Удивительно, но работа Аллы Григорьевой очень далека от орнитологии. Она родилась в Дзержинске Горьковской, теперь Нижегородской области, окончила школу в Ярославле. Первое образование химика-технолога получила в Санкт-Петербургском технологическом институте, в прошлом Ленинградский технологический институт им. Ленсовета. Поработав инженером, получила второе филологическое образование. Работала технической переводчицей, учителем в школе, сейчас даёт частные уроки английского языка.
А ранней весной, как только стает апрельский снег, и до самого сентября птицей летит из Петербурга в Раменье. В свое «родовое гнездо». Тут жила и работала в колхозе её прабабушка Екатерина Мурзина. Родилась и провела детство бабушка Лидия Федорова. (Она уехала учиться в Ярославль и потом работала в магазине). Так что с детства все летние каникулы Алла проводила в Раменье. - Сколько себя помню, у меня всегда были птицы, - улыбается Алла. - Наблюдала я за птицами с 6 лет. Первого подраныша, галку, подобрала в 10. После этого мне стали нести с улицы всех раненых галок да голубей. Я их выхаживала, выпускала. Еще всю зиму на моём окошке кормилась всякая мелочевка: воробьи, синицы, снегири. И сейчас в Петербургской квартире у меня живут кореллы. Раньше были волнистые попугайчики. Птицы «летели» за Аллой всю жизнь: и во время учебы, и во время работы. Сначала она просто наблюдала, потом купила бинокль и бегала за ними по лесам. А 15 лет назад приобрела фотоаппарат. Дело было так. Алла гуляла по Петербургу с биноклем и встретила двух фотографов. Один из них - Вячеслав Заметня - был известным исследователем птиц. Мужчины беседовали о хищных птицах: какого сокола встретили, где видели орлана-белохвоста. Алла включилась в разговор, и сказала, что недавно в апреле, встретила в Петербурге японскую синицу, которой никогда здесь до того не видывали. - Я ходила за ней, как завороженная. Даже отменила урок. Потом доложила на орнитологичеком клубе, а мне не поверили. Было обидно до слез. Но перепутать японскую синицу я не могла - у неё оранжевая грудка и синяя спинка, - обиженно рассказывала Алла фотографам. Тогда Заметня возмутился, что это несерьезно. В бинокль можно увидеть уникальную птицу, но никто не будет знать, что эта птица здесь была. В общем, нельзя смотреть только для себя. Нужно, чтобы другие люди тоже видели. Требуется фотоаппарат, тогда все поверят.
Все-все свободное время Алла фотографирует птиц или в Ленинградской области на Финском заливе или в Раменье. Ловить птиц в объектив не самая простая задача. Нужно знать птичьи голоса и повадки. Все эти знания Алла получила самостоятельно. Разговаривала с орнитологами, читала множество литературы, и конечно все применяла на практике. Нужно знать не только птичий язык, но и места их обитания. - Вот слышишь, как кто-то пискнул, чирикнул и уже знаешь кого искать. Значит нужно затаиться и ждать. Все птицы разные. Так, камышовка сначала сидит внизу в траве, потом обязательно поднимается выше-выше и выше. Значит нужно просто ждать, откуда она выскочит. А кукушку, например, легко караулить. Она садится на самые высокие деревья. Фотографировать интересно всех, но особенно Алла любит хищных. Правда в Раменье с хищниками беда, есть только луни и небольшие соколы. Но есть в Борисоглебском районе и другие интересные птицы. - Буквально на днях я фотографировала бекаса, - делится Алла. - Вообще тут водятся серые цапли. Есть полевые луни. Очень красивые, но их сложно заметить - они летают близко к земле. Несколько лет назад увидела самку с птенцами. Хотела их сфотографировать, но птица защищала малышей, набрасывалась на меня и кричала. Было жутковато. Еще в Борисоглебских краях водятся канюки, тоже хищники. Их так называют, за характерные крики, будто они канючат. Если видишь, как что-то коричневое мелькнет между деревьями - канюк. Есть соколы, но обычно в Борисоглебе они бывают пролетом. Конечно, есть совы, но снимать их довольно трудно. Алла пробовала ловить их ночью, но это нереально. Звук есть, а сфотографировать не получается - темно. В Санкт-Петербурге сов намного больше. Они слетаются туда на зиму из-за большого числа мышей. Так что в холода сов можно увидеть даже в парках. Два года назад Алла увидела у Раменья синехвостку - маленькую, меньше воробья, птичку из семейства мухоловковых. У самца синехвостки - нарядная одёжка: ярко-синее оперение на спинке и хвосте. Синехвостка живет в Сибири. В Ярославской области Алла зафиксировала её впервые: - Много споров тогда было по поводу этой фотографии, но в итоге убедились, что это синехвостка и даже внесли в справочник, что и такое бывает. А я убедилась, что Вячеслав Заметня был прав насчет фотоаппарата.
Фотографии Аллы побывали во многих сборниках и передачах, хотя сама она с ними не сотрудничает - времени не хватает. Ведь приходится буквально разрываться между работой и птицами: - Я фотографирую для себя, потому что мне интересно. Фотографии обычно выкладываю у себя на странице во «ВКонтакте», и все желающие могут их взять. Сайт Птицы Москвы брал, в Ярославском орнитологическом сборнике тоже есть мои фотографии. Иногда снимки берут и на ТВ, показывают в передачах про птиц. И, конечно, просто люди смотрят, многим становится интересно узнать про птиц больше. Чтобы сделать красивые фотографии летом Алла встает практически в 4 часа утра. Почти все певчие птицы поют по утрам и днем затихают - никого не поймать. Недавно в походах за птицами, если они недалёкие, Аллу стала сопровождать ее мама. А вот сын пока птицами не увлекся. Но в Борисоглебских лесах встречаются не только птицы, есть еще и крупные животные, некоторые из них довольно опасные. - Говорят и медведи здесь водятся, но сама не сталкивалась. Страшновато иногда. Но ничего, азарт того стоит. И потом почти все дикие животные боятся человека, убегают от него, - рассказывает Алла. - Я очень давно хотела сфотографировать кабанов. Но когда мне встретилась большое кабанье стадо, перепугалась. В итоге кабаны в одну сторону побежали, я в другую. Потом себя корила - надо было сначала фотографировать, потом бежать. А вот лося-сеголетка Алла не испугалась, сняла. Столкнулась с ним этим летом нос к носу. Долго так стояли и рассматривали друг друга. И енотовидные собаки на Аллу выходили, а лисы так вообще часто выскакивали. Всех их наблюдать приятно. Но птицы все-таки - любовь на всю жизнь: - Птицы всегда жизнерадостные, всегда вольные, воздушные. У птиц есть свобода лететь куда хотят.
Подслушано Борисоглебский в Одноклассниках
С фотоаппаратом за свободой.
Дачница из Раменья создала фотогалерею птиц Борисоглебского района.
Многие любят ходить в зоопарк, разглядывать животных и птиц. При этом кажется, что удивительные животные живут только в зоопарках, а птицы в нашей средней полосе вообще одинаковые. Что смотреть-то?
Дачница из д. Раменье и жительница С.-Петербурга Алла Григорьева категорически не согласилась бы с этим. Практически всю жизнь, точнее 53 года из прожитых 59, она наблюдает и фотографирует птиц. По-английски это называется модным сегодня словом «бёрдвотчинг».
Удивительно, но работа Аллы Григорьевой очень далека от орнитологии. Она родилась в Дзержинске Горьковской, теперь Нижегородской области, окончила школу в Ярославле. Первое образование химика-технолога получила в Санкт-Петербургском технологическом институте, в прошлом Ленинградский технологический институт им. Ленсовета. Поработав инженером, получила второе филологическое образование. Работала технической переводчицей, учителем в школе, сейчас даёт частные уроки английского языка.
- Сколько себя помню, у меня всегда были птицы, - улыбается Алла. - Наблюдала я за птицами с 6 лет. Первого подраныша, галку, подобрала в 10. После этого мне стали нести с улицы всех раненых галок да голубей. Я их выхаживала, выпускала. Еще всю зиму на моём окошке кормилась всякая мелочевка: воробьи, синицы, снегири. И сейчас в Петербургской квартире у меня живут кореллы. Раньше были волнистые попугайчики.
Птицы «летели» за Аллой всю жизнь: и во время учебы, и во время работы. Сначала она просто наблюдала, потом купила бинокль и бегала за ними по лесам. А 15 лет назад приобрела фотоаппарат.
Дело было так. Алла гуляла по Петербургу с биноклем и встретила двух фотографов. Один из них - Вячеслав Заметня - был известным исследователем птиц. Мужчины беседовали о хищных птицах: какого сокола встретили, где видели орлана-белохвоста. Алла включилась в разговор, и сказала, что недавно в апреле, встретила в Петербурге японскую синицу, которой никогда здесь до того не видывали.
- Я ходила за ней, как завороженная. Даже отменила урок. Потом доложила на орнитологичеком клубе, а мне не поверили. Было обидно до слез. Но перепутать японскую синицу я не могла - у неё оранжевая грудка и синяя спинка, - обиженно рассказывала Алла фотографам.
Тогда Заметня возмутился, что это несерьезно. В бинокль можно увидеть уникальную птицу, но никто не будет знать, что эта птица здесь была. В общем, нельзя смотреть только для себя. Нужно, чтобы другие люди тоже видели. Требуется фотоаппарат, тогда все поверят.
Все-все свободное время Алла фотографирует птиц или в Ленинградской области на Финском заливе или в Раменье. Ловить птиц в объектив не самая простая задача. Нужно знать птичьи голоса и повадки. Все эти знания Алла получила самостоятельно. Разговаривала с орнитологами, читала множество литературы, и конечно все применяла на практике. Нужно знать не только птичий язык, но и места их обитания.
- Вот слышишь, как кто-то пискнул, чирикнул и уже знаешь кого искать. Значит нужно затаиться и ждать. Все птицы разные. Так, камышовка сначала сидит внизу в траве, потом обязательно поднимается выше-выше и выше. Значит нужно просто ждать, откуда она выскочит. А кукушку, например, легко караулить. Она садится на самые высокие деревья.
Фотографировать интересно всех, но особенно Алла любит хищных. Правда в Раменье с хищниками беда, есть только луни и небольшие соколы. Но есть в Борисоглебском районе и другие интересные птицы.
- Буквально на днях я фотографировала бекаса, - делится Алла. - Вообще тут водятся серые цапли. Есть полевые луни. Очень красивые, но их сложно заметить - они летают близко к земле. Несколько лет назад увидела самку с птенцами. Хотела их сфотографировать, но птица защищала малышей, набрасывалась на меня и кричала. Было жутковато.
Еще в Борисоглебских краях водятся канюки, тоже хищники. Их так называют, за характерные крики, будто они канючат. Если видишь, как что-то коричневое мелькнет между деревьями - канюк. Есть соколы, но обычно в Борисоглебе они бывают пролетом.
Конечно, есть совы, но снимать их довольно трудно. Алла пробовала ловить их ночью, но это нереально. Звук есть, а сфотографировать не получается - темно. В Санкт-Петербурге сов намного больше. Они слетаются туда на зиму из-за большого числа мышей. Так что в холода сов можно увидеть даже в парках.
Два года назад Алла увидела у Раменья синехвостку - маленькую, меньше воробья, птичку из семейства мухоловковых. У самца синехвостки - нарядная одёжка: ярко-синее оперение на спинке и хвосте. Синехвостка живет в Сибири. В Ярославской области Алла зафиксировала её впервые:
- Много споров тогда было по поводу этой фотографии, но в итоге убедились, что это синехвостка и даже внесли в справочник, что и такое бывает. А я убедилась, что Вячеслав Заметня был прав насчет фотоаппарата.
Фотографии Аллы побывали во многих сборниках и передачах, хотя сама она с ними не сотрудничает - времени не хватает. Ведь приходится буквально разрываться между работой и птицами:
- Я фотографирую для себя, потому что мне интересно. Фотографии обычно выкладываю у себя на странице во «ВКонтакте», и все желающие могут их взять. Сайт Птицы Москвы брал, в Ярославском орнитологическом сборнике тоже есть мои фотографии. Иногда снимки берут и на ТВ, показывают в передачах про птиц. И, конечно, просто люди смотрят, многим становится интересно узнать про птиц больше.
Чтобы сделать красивые фотографии летом Алла встает практически в 4 часа утра. Почти все певчие птицы поют по утрам и днем затихают - никого не поймать. Недавно в походах за птицами, если они недалёкие, Аллу стала сопровождать ее мама. А вот сын пока птицами не увлекся.
Но в Борисоглебских лесах встречаются не только птицы, есть еще и крупные животные, некоторые из них довольно опасные.
- Говорят и медведи здесь водятся, но сама не сталкивалась. Страшновато иногда. Но ничего, азарт того стоит. И потом почти все дикие животные боятся человека, убегают от него, - рассказывает Алла. - Я очень давно хотела сфотографировать кабанов. Но когда мне встретилась большое кабанье стадо, перепугалась. В итоге кабаны в одну сторону побежали, я в другую. Потом себя корила - надо было сначала фотографировать, потом бежать.
А вот лося-сеголетка Алла не испугалась, сняла. Столкнулась с ним этим летом нос к носу. Долго так стояли и рассматривали друг друга. И енотовидные собаки на Аллу выходили, а лисы так вообще часто выскакивали. Всех их наблюдать приятно. Но птицы все-таки - любовь на всю жизнь:
- Птицы всегда жизнерадостные, всегда вольные, воздушные. У птиц есть свобода лететь куда хотят.
Елизавета Иваненко
фото Алла Григорьева
Газета "Новое время" от 13.09.2025
https://vk.com/club13104033