10 авг 2021

Удар молнии

Удар молнии в дерево
Если такое происходит на земле с деревом, то что же происходит в небе при ударе молнии в самолёт?

В среднем на каждый коммерческий самолёт приходится по одному удару
молнии в год. Пилоты 
сталкиваются с молнией один раз за три тысячи часов налёта, то есть, раз в несколько лет работы. Пассажиры летают меньше, поэтому их шанс попасть в такую ситуацию ещё ниже.

Большинство случаев удара молнии
приходится на период, когда самолёт набирает высоту или снижается — 96% ударов молнии происходит внутри грозового облака.
Удары молний случаются и тогда, когда самолёт не находится в центре грозы, а пролетает мимо неё, например, рядом с перистыми облаками, которые остались от прошедшего грозового фронта.
Удар молнии - 902444015484
Попадания молний в самолёты случались бы намного чаще, но пилоты обычно обходят грозовые облака. Впрочем, пилоты беспокоятся главным образом не о молниях, а о серьезной или экстремальной турбулентности, которая может привести к потере контроля над самолётом и даже его разрушению в воздухе. По правилам, пилоты должны прокладывать курс не ближе, чем в 37 км от центра грозы, который отображается 
на их радарах красным цветом; иногда самолётам приходится отклоняться от маршрута на десятки километров.

Насколько молнии опасны для пассажиров и самолёта?

Почти не опасны. Пассажиры надежно защищены, так как самолёт — это почти идеальная 
клетка Фарадея, сделанная из 
хорошо проводящего электричество алюминия. Поражение током из-за молнии на борту происходит крайне редко. Например, в 2001 году второй пилот лайнера British Airways 
получил удар током и ожог от 
молнии; сидевший рядом командир не пострадал и самостоятельно посадил самолёт. Пострадавший лётчик вскоре вернулся к полётам.
Степень ущерба для самолёта зависит от места, куда попала и откуда «стекла» молния, а также от её энергии. Как правило, молния «входит» и «выходит» в районе носа самолёта, передней части двигателей, кончиков крыла и горизонтального стабилизатора. Обычно, места «выхода» и «входа» 
выглядят как небольшие (около или чуть более сантиметра в диаметре) несквозные оплавленные дыры (хотя бывают и более серьезные случаи). После удара молнии пилоты проверяют все системы на 
работоспособность; если обнаружены неполадки — они сажают самолёт в ближайшем аэропорту. Даже если системы работают нормально, самолёт, в который попала молния, должен быть тщательно осмотрен техниками после посадки.
Удар молнии - 902444015740
📷 Последствия удара молнии в Ан-124 28 мая 2020 года в Красноярске

С началом применения композитных материалов были проведены
исследования попадания молний, в ходе которых испытательные самолёты специально залетали в грозы. Для защиты от молний на внешнюю обшивку самолёта и несущие конструкции наносят электропроводящее покрытие. Благодаря этому современные авиалайнеры остаются почти идеальной клеткой Фарадея.

Как часто удары молнии приводят к авиакатастрофам?

Очень редко. С 2000 года
зафиксировано более трёх тысяч происшествий с самолётами всех типов, только восемь из них так или иначе связаны с ударом молнии.
Катастрофы после удара молнии часто случались на заре авиации, когда самолёты не были цельнометаллическими. В 1963 году в США взорвался в воздухе новейший на тот момент Boeing 707; молния вызвала детонацию паров топлива в его баках. С этого момента конструкция всех современных авиалайнеров претерпела изменения: во-первых, было сделано все, чтобы молния не могла проникнуть за обшивку и вызвать детонацию; во-вторых, на самолёты стали массово ставить своеобразные громоотводы. 5 мая 2019 года при нахождении в зоне грозовой деятельности произошёл сбой в работе систем "Суперджета" SSJ 100. В результате дальнейших событий 41 человек погиб.

Можно из салона увидеть, как молния попадает в самолёт?

Это зависит от мощности заряда и места его «входа». Обычно пассажиры не видят вообще ничего или замечают яркую вспышку на крыле. Но случаются и более
пугающие удары, которые сопровождаются яркими вспышками и громкими хлопками. С земли попадание молнии в самолёт выглядит намного
страшнее.

#авиасп

Комментарии

Комментариев нет.