Счастливый турок и скандальное расследование внутри соцлагеря
📷 Погибший самолёт
21 сентября 1977 года при посадке в Бухаресте разбился самолёт Ту-134 авиакомпании Malév, выполнявший рейс Стамбул — Бухарест — Будапешт. Самолёт, снизившись ниже допустимого, на скорости около 350 км/ч врезался в лес, пролетел, разрушаясь, сквозь деревья 75 метров, вылетел на поле, остановился и сгорел. Из 53 человек, находившихся на борту, 29 погибли, включая весь экипаж. Выжили только 24 пассажира, которые находились в хвосте: 23 англичанина и 1 турок.
С турком произошёл курьёзный момент. Дело в том, что на месте происшествия были обнаружены только 23 выживших англичанина. Затем, при опознании погибших выяснилось, что не хватает ещё одного пассажира. Были перепроверены документы и сделан запрос в Стамбул, которые подтвердили, что этот пассажир на борту был, но по непонятной причине исчез. Однако через несколько дней пропавший турок был найден. Оказывается, не получив травм, он вылез из уцелевшей части самолёта и, прихватив чемодан, вышел на шоссе, где на попутном автобусе уехал в Бухарест по делам. После завершения всех своих дел он пришёл в агентство венгерской авиакомпании и потребовал возвращения в Стамбул.
📷 Рекламный постер авиакомпании Malev
Тем временем румынский диктатор Чаушеску отправил своему венгерскому коллеге Кадару телеграмму, что катастрофа произошла из-за отказа техники советского производства, а экипаж боролся за жизни пассажиров и самолёта до конца. Тела членов экипажа по-быстрому переправили в Венгрию, где их с почестями похоронили. Всё это произошло ещё до того, как советские представители смогли прибыть в Румынию для участия в расследовании.
📷 Чаушеску и Кадар
При расшифровке бортового самописца выяснилось, что отказа техники не было, почти всё время в кабине между экипажем проходил обычный разговор. Ту-134 подходил к Бухаресту с востока, поэтому диспетчер дал указания по выполнению прямого захода на посадку на полосу с восточной стороны. Однако аэропорт Отопень не имел с этой стороны радиомаяков курсо-глиссадной системы, поэтому посадка могла выполняться только визуально. Экипаж запросил посадку с западной стороны, но диспетчер настаивал на посадке с востока. Длительное время КВС спорил с диспетчером, но всё же согласился. В процессе спора был пропущен момент начала снижения, поэтому к Бухаресту самолёт подошёл с переизбытком высоты. Тогда для ускорения снижения командир дал указание перевести двигатели в режим малого газа, снизив тем самым поступательную скорость до 340 км/ч, при этом увеличив вертикальную до 8—10 м/с. Так как полёт проходил в воздушном пространстве аэропорта, то штурман теперь не следил за высотой и удалением от аэропорта. Пилоты, отвлёкшись на разговоры, также не следили за высотой и скоростью снижения, потеряв ориентацию по высоте. К тому же, снижение происходило в условиях сгущающихся сумерек, и земля плохо просматривалась. Затем, спохватившись, командир спросил у штурмана, какая высота, на что тот ответил: 120. Одновременно зазвучала сирена, так как самолёт снизился ниже установленной на радиовысотомере высоты принятия решения 120 м. Через пару секунд Ту-134 врезался в деревья.
Согласно заключению советских специалистов, материальная часть самолёта была полностью исправна и все системы работали нормально, а катастрофа произошла по вине экипажа. Румынская сторона приняла данное заключение, хотя это и противоречило телеграмме Чаушеску к Кадару, что виновата советская техника, а экипаж — герой.
Венгерская сторона принимать заключение советской стороны отказалась. Венгры ссылались на одно из слов командира: "интер". По их версии, при снижении произошёл самопроизвольный выпуск интерцепторов, потому самолёт и продолжал снижаться под безопасную высоту. Советскими специалистами на это было заявлено, что в процессе переговоров внутри кабины была команда на подготовку интерцепторов. В Министерстве гражданской авиации СССР отказались принимать заключение, что катастрофа венгерского самолёта произошла по вине экипажа. Однако, руководители ЛИИ МАП и ОКБ Туполева полностью согласились с заключением советской стороны комиссии.
АВИА
Счастливый турок и скандальное расследование внутри соцлагеря
21 сентября 1977 года при посадке в Бухаресте разбился самолёт Ту-134 авиакомпании Malév, выполнявший рейс Стамбул — Бухарест — Будапешт. Самолёт, снизившись ниже допустимого, на скорости около 350 км/ч врезался в лес, пролетел, разрушаясь, сквозь деревья 75 метров, вылетел на поле, остановился и сгорел.
Из 53 человек, находившихся на борту, 29 погибли, включая весь экипаж. Выжили только 24 пассажира, которые находились в хвосте: 23 англичанина и 1 турок.
С турком произошёл курьёзный момент. Дело в том, что на месте происшествия были обнаружены только 23 выживших англичанина. Затем, при опознании погибших выяснилось, что не хватает ещё одного пассажира. Были перепроверены документы и сделан запрос в Стамбул, которые подтвердили, что этот пассажир на борту был, но по непонятной причине исчез. Однако через несколько дней пропавший турок был найден. Оказывается, не получив травм, он вылез из уцелевшей части самолёта и, прихватив чемодан, вышел на шоссе, где на попутном автобусе уехал в Бухарест по делам. После завершения всех своих дел он пришёл в агентство венгерской авиакомпании и потребовал возвращения в Стамбул.
Malev
Тем временем румынский диктатор Чаушеску отправил своему венгерскому коллеге Кадару телеграмму, что катастрофа произошла из-за отказа техники советского производства, а экипаж боролся за жизни пассажиров и самолёта до конца. Тела членов экипажа по-быстрому переправили в Венгрию, где их с почестями похоронили. Всё это произошло ещё до того, как советские представители смогли прибыть в Румынию для участия в расследовании.
При расшифровке бортового самописца выяснилось, что отказа техники не было, почти всё время в кабине между экипажем проходил обычный разговор. Ту-134 подходил к Бухаресту с востока, поэтому диспетчер дал указания по выполнению прямого захода на посадку на полосу с восточной стороны. Однако аэропорт Отопень не имел с этой стороны радиомаяков курсо-глиссадной системы, поэтому посадка могла выполняться только визуально. Экипаж запросил посадку с западной стороны, но диспетчер настаивал на посадке с востока. Длительное время КВС спорил с диспетчером, но всё же согласился. В процессе спора был пропущен момент начала снижения, поэтому к Бухаресту самолёт подошёл с переизбытком высоты. Тогда для ускорения снижения командир дал указание перевести двигатели в режим малого газа, снизив тем самым поступательную скорость до 340 км/ч, при этом увеличив вертикальную до 8—10 м/с. Так как полёт проходил в воздушном пространстве аэропорта, то штурман теперь не следил за высотой и удалением от аэропорта. Пилоты, отвлёкшись на разговоры, также не следили за высотой и скоростью снижения, потеряв ориентацию по высоте. К тому же, снижение происходило в условиях сгущающихся сумерек, и земля плохо просматривалась. Затем, спохватившись, командир спросил у штурмана, какая высота, на что тот ответил: 120. Одновременно зазвучала сирена, так как самолёт снизился ниже установленной на радиовысотомере высоты принятия решения 120 м. Через пару секунд Ту-134 врезался в деревья.
Венгерская сторона принимать заключение советской стороны отказалась. Венгры ссылались на одно из слов командира: "интер". По их версии, при снижении произошёл самопроизвольный выпуск интерцепторов, потому самолёт и продолжал снижаться под безопасную высоту. Советскими специалистами на это было заявлено, что в процессе переговоров внутри кабины была команда на подготовку интерцепторов. В Министерстве гражданской авиации СССР отказались принимать заключение, что катастрофа венгерского самолёта произошла по вине экипажа. Однако, руководители ЛИИ МАП и ОКБ Туполева полностью согласились с заключением советской стороны комиссии.