Лучшие статьи на популярные темы

Водонапорные «Башни-близнецы»

Водонапорные «Башни-близнецы» на территории вокзала Новосибирск-Главный по ул. Движенцев, 16. Деревянная башня построена в 1894 году, каменная - в 1912 г. Памятник архитектуры областного значения (решение Облисполкома от 16.02.87 №53).

БАШНЯ ВОДОНАПОРНАЯ № 1

Одно из первых специальных инженерных сооружений в составе железнодорожного комплекса станции Обь на Транссибирской железной дороге. Сооружение производственного назначения — редкий сохранившийся пример архитектуры железнодорожных комплексов конца XIX века, построенных по типовым проектам, разработанным специально для различных участков сибирских железных дорог.

Водонапорная башня расположена в полосе отвода железной дороги, вне сложившейся квартальной сетки улиц, рядом с памятником архитектуры — Водонапорной башней № 3. Западный фасад выходит на железнодорожные пути.

Башня восьмиугольная в плане. Нижний ярус кирпичный, верхний рублен из бревен, снаружи обшит Досками. В разрыве карниза, разделяющего верхнюю и нижнюю часть по южному фасаду над входом, размещена врезка на трех кронштейнах, соединенных двумя арочками, с окном для освещения внутренней лестницы, завершенная треугольным фронтончиком.

Цоколь сложен из гранитных блоков. Главный вход оформлен арочным завершением с замковым камнем. Крыша низкая шатровая с широким свесом кровли. В центре крыши — восьмигранный фонарь с вентиляционным отверстием и дымовой трубой от подогревателя. Верхний деревянный этаж освещается двумя уровнями горизонтальных окон. Свесы кровли и фонаря подшиты досками и декорированы пропильной резьбой. Фундаменты бутовые ленточные. Перекрытия деревянные.

Габариты башни в плане: сторона восьмиугольника 2,7 м.

БАШНЯ ВОДОНАПОРНАЯ № 3

Пример архитектуры специального инженерного сооружения начала XX века в составе комплекса железнодорожной станции на Транссибирской магистрали.

Водонапорная башня № 3 расположена в полосе отвода железной дороги, вне сложившейся квартальной сетки улиц, рядом с памятником архитектуры — Водонапорной башней № 1. Западным фасадом выходит на железнодорожные пути.

Лаконичная по форме круглая в плане трехъярусная башня из красного кирпича поставлена на рустованный цоколь из гранитных камней. Перекрыта низким восьмигранным куполом с металлической кровлей и небольшим чердачным окном. Ярусы разделены кирпичными тягами. Первый уровень от второго отделен карнизным поясом и обработан горизонтальным кирпичным рустом. Второй от третьего — карнизным поясом, более сложным по профилю. Венчающий карниз башни широкий, многоступенчатый. Во всех ярусах башни на равном расстоянии друг от друга расположено по четыре вертикальных окна. Окна и входной проем с арочными завершениями обрамлены широкими архивольтами, выложенными из клинчатого кирпича с крупным замковым камнем.

Фундаменты бутовые ленточные. Перекрытия деревянные. Технологические уровни соединяются металлической лестницей, крепящейся к внутренней стороне стены. Под зданием имеется подвал.

Габариты в плане: диаметр 7,3 м.

Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области». Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.
Водонапорные «Башни-близнецы» - 666768797307
Водонапорные «Башни-близнецы» - 666768797051
Водонапорные «Башни-близнецы» - 666768796795
Водонапорные «Башни-близнецы» - 666768796539
Фото: Дмитрий Туаев. 2009 г.
Источник:
http://nsk.novosibdom.ru/
#ИсторияАрхитектуры #12января

Комментарии

  • 15 янв 2015 08:29
                         Водонапорные  башни                                             .      -  обязательная  принадлежность  ТРАНССИБА
  • 15 янв 2015 08:36
    на вокзале Новосибирск-Южный тоже имеется башня
  • 15 янв 2015 10:29
    ....  на  вокзале ....  сомнительно ...  на  станции - ДА  !
  • 15 янв 2015 10:30
    конечно на станции
  • 15 янв 2015 10:37
         На  каждой   станции  строили  обычно  ДВЕ   башни  .  -  НА  ВХОДЕ  и   НА  ВЫХОДЕ .  Основное  их  назначение  -  ЗАПАС  ВОДЫ   для  заправки  паровоза ( ~ 30 куб.м. )
  • 15 янв 2015 11:04
    У нас я видела только одну. Про заправку паровозов говорил мне отец. К сожалению я не знаю год постройки.
  • 15 янв 2015 11:16
    Мне непонятно, почему возле вокзала Новосибирск-главный памятник архитектуры, а возле вокзала Новосибирск-южный просто башня
  • 15 янв 2015 17:29
    и там далеко до ж-д путей от башни
  • 15 янв 2015 18:47
    прочитала в книге С.Н.Баландина, что ж-д станция Алтайская построена в 1912 году