Минздрав остановит «размножение» специальностей в медицине

Российские вузы в ближайшем будущем перейдут к системе модульной ординатуры, срок обучения в которой — от года до пяти лет. При этом число специальностей в ординатуре планируется значительно сократить. Минздрав затеял глобальную реформу высшей медицинской школы.
В этом году медицинские вузы прекращают прием в интернатуру, однако это не все изменения, запланированные Минздравом. Планируется создать новые образовательные стандарты для ординатуры с различными сроками обучения.
Планируется создать новые образовательные стандарты для ординатуры с
различными сроками обучения, рассказала в интервью директор Департамента
медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Татьяна
Семенова.
Так, сейчас в ординатуре существует 94 специальности,
срок обучения по любой из которых составляет два года. Минздрав,
во-первых, планирует пересмотреть реестр специальностей, сократив и
объединив многие из них. Во-вторых, предусмотреть для каждой программы
свой срок обучения.
- Мы выступали инициаторами идеи
сокращения, потому что считаем этот путь развития медицинской отрасли
единственно правильным. Было решено пересмотреть подходы к количеству
специальностей с их укрупнением и объединением более «узких» в более
крупные, - пояснила Татьяна Семенова. - Исторически сложилось так, что
под новые методики и технологии старались создать новую специальность,
не задумываясь об избыточности такого дробления. Сегодня
профессиональное сообщество в целом с нашей идеей объединения
специальностей согласно.
Директор Департамента медицинского
образования и кадровой политики Минздрава РФ пояснила, как она
представляет новый порядок обучения в ординатуре:
- Возьмем,
например, хирургический профиль. В его основе лежат базовые принципы,
каноны хирургии, понятие хирургического вмешательства, его видов. Но
какая разница, где нанести разрез – на лице или на ноге? Каноны
неизменны, принципы одинаковы – и для отоларингологов, и для
офтальмологов, и для урологов, и для онкологов, и для торакальных
хирургов. Это азы ведения хирургических больных, особенности
хирургической болезни. Их целесообразнее начинать изучать по единым
стандартам в едином профиле, поскольку подходы идентичны, а потом уже,
на следующем уровне обучения, разделять на специальности, а более узкие
аспекты – на специализации. Например, профиль хирургический – первый
модуль (ступень) ординатуры, подготовка не менее года, далее делится на
специальности – например, урология или общая хирургия, или гинекология –
второй модуль ординатуры, а потом третий модуль – уже специализация, из
хирургии – ангиохирургия или пластическая хирургия, а далее возможен и
следующий уровень – кардиохирургия или реконструктивная или эстетическая
хирургия.
В Минздраве считают, что изначальное дробление
программ ординатуры искусственно создает кадровый дефицит и лишает
врачей более общих специальностей возможности лечить пациентов с
определенными патологиями.
- Есть специальности врачей, которых
всего несколько десятков. А есть другой пример – специальность
«диабетология». Значимость такого заболевания, как сахарный диабет,
очевидна, и системный вред, наносмый организму человека этим
заболеванием, требует мультидисциплинарных знаний у врача, - отмечает
Татьяна Семенова. - Из эндокринологии образовалась новая специальность
«диабетология», новый стандарт подготовки врачей, но, на мой взгляд,
диабетология – это все же специализация врача‑эндокринолога, и если речь
не идет об узкоспециализированной медицинской организации, то основная
специальность в данном случае – эндокринология. То есть отдельная
специальность – это изьятие возможности лечить тех или иных пациентов
одним врачом у другого. Получается, вводя специальность «диабетология»,
нужно было эндокринологов лишить возможности заниматься профилактикой
сахарного диабета и лечить пациентов, страдающих этим недугом.
По мнению Минздрава, «размножение» специальностей стоит остановить.
- Иначе мы дойдем до того, что у нас будет миллион специальностей, и
каждая – с тупиковой ветвью профессионального развития. Мы намерены
двигаться в противоположном направлении, поскольку лечим не болезнь, не
нозологическую форму, а пациента. Чем шире базовая подготовка врача, тем
шире его кругозор и понимание того, чем занимаются его коллеги, которые
ведут пациента по цепочке к наилучшему результату, - пояснила Татьяна
Семенова.
Источник: "Доктор Питер"

Минздрав остановит «размножение» специальностей в медицине - 837490264650

Комментарии