НИКОЛАЙ МАРР И АГАТАНГЕЛОС О КРЕЩЕНИИ АРМЯН, ГРУЗИН, АБХАЗОВ И АЛАН ГРИГОРИЕМ ЛУСАВОРИЧЕМ.

(ст. от 8.05.24)
В VI в. Григорий Лусаворич становится общекавказским просветителем. Официальная концепция трех Церквей того времени на Южном Кавказе — Армянской, Грузинской и Албанской — представлена в греческой и арабской версиях жития Св. Григория Лусаворича. У М. Хоренаци и у Л.Парпеци Лусаворич назван не только общеармянским просветителем, но и ❗распространителем новой религии в пределах всего региона.
К примеру, о том, что святого одинаково почитали и в Армении, и в Грузии, свидетельствует ❗переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими владыками 604–609 гг., которая зафиксирована в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сказано, что Григорий Лусаворич насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях».
В сирийском тексте жития Григорий - продолжатель дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.
(ст. от 8.05.24) продолжение👇
Такая позиция в трактовке значения и роли Св. Григория в процессе христианизации Кавказа сохранялась до начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726г..
❗В редакциях источников о жизни Св. Григория и крещении Кавказа после раскола Церквей Грузии и Армении уже нет места идее обращения Григория в христианство соседних народов. Его проповедь ограничивается 15 областями Великой Армении, - вот пример "корректировки" истории в угоду политике и власти.
Главными источником биографии Св. Григория Лусаворича является «История обращения армян в христианскую веру» Агатангелоса – придворного летописца Трдата III.
Среди многочисленных переводов Агатангелоса особое место занимает более древний, чем другие, - арабский - найденной акад. Н. Я. Марром в 1902г. в библиотеке св. Екатерины Синая.
В 1906г. в Санкт-Петербурге в «Записках Восточнаго отделения Императорского Русского Археологического общества» (т.16. 1904-1905). под ред. барона В. Р. Розена был опубликован перевод Марра арабской рукописи Агатангелоса «Крещенiе армянъ, грузинъ, абхазовъ и алановъ святымъ Григорiемъ» (Арабская версiя) с постраничным приложением текста на арабском языке.
Свою публикацию Марр предварил словами: «Часть ея (рукописи) , заинтересовавшую меня, я сфотографировалъ. Издаваемый по ней вышъ впервые арабскiй, къ сожалънiю, дефектный въ началъ, текст Мученичества св. Григорiя и св. Рипсимы съ ея сподвижницами бросаетъ новый свътъ на миссiонерскую дъятельность Григорiя Просвътителя, ❗до сихъ поръ считавшагося Просвътителемъ однихъ армянъ».
Далее в переводе Марра читаем:
"И царь Тирдат, когда достиг города Валарсапата, приказалъ пис­цам своего царства явиться и велел им написать письма❗ ко всем жите­лям его царства, чтобы предстали вожди, вельможи, начальники и князья...❗царю абхазов и царю грузин, письмо царю аланов, и объяснил им в письмах все, что случилось с ними, и сказал: «поэтому нужно, чтобы вы пришли ко мне поскорее».
И как только прибыли письма, пришли к нему ❗три царя, царь абхазский, царь грузинский и царь аланский, и вместе с ними собрание князей.
▪️...князь Гипса (Ангела)
▪️князь Артануджа,
которого звали великим битаксом (бдешхом)
▪️князь Армаѳана
▪️князь Аспетов по званию аспет
▪️князь Мамиконян, по званию спарапетъ
Все, кого мы упомянули из князей и кого упомянем, в войнах были
подчинены ему (царю Тиридату)
▪️владетель великой обл. Софены, что около Страны рек (Месопотамии)
▪️князь страны Гургар
▪️князь Рустинов (Рштупіевъ)
❗ владетель Сюника и защитник
❗...князь утийцев
И все народы собрались, сообразно с их достоинством. Вот это те 16 вельмож, которых пересчитал царь и к которым он отправил письма, чтобы почтить их.
и онъ началъ учить их, ... толкование священных божественных книг и всех исцелил верой в Троицу, назидал их, чтобы они верили в единого Бога..."
Таким образом, житие Григория Лусаворича в изложении Агатангелоса и его самых ранних версий, в частности, на арабском языке в переводе акад. Н. Марром на рус.яз. , подтверждает, что христианство народам Кавказа распространялось при активном участии Крестителя Армении Григория Лусаворича.
На первом фото: Григорий Просветитель. Константинополь. 985 г. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим https://t.me/armhisdoc продолжение в первом комментарии https://t.me/armhisdoc

Комментарии

Комментариев нет.