КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ

Керченский пролив – понятие не судоходное, а географическое. Да, он соединяет два моря. Но природа, обеспечивая эту связь, не думала об интересах человека. Ему пришлось самому позаботиться о себе, соорудив Керчь-Еникальский канал.

КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880307211091
Дело в том, что Керченский пролив неглубок – это не просто слова, а факты. Плавание по нему затрудняют и отмели у острова Тузла и косы Чушка
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880309336659
Древних греков и средневековых генуэзцев с их легкими деревянными парусниками этот вопрос не волновал. Парусные суденышки имели небольшой вес и грузоподъемность, а в результате – малую осадку. Они спокойно могли плавать в неглубоких зонах.

Но позапрошлый век совершил промышленную революцию – на смену деревянным парусникам пришли металлические тяжелые пароходы. Массивная подводная часть и большая осадка делали их устойчивыми, мало зависящими от капризов штормов, но и требовательными к уровню заглубления. Военная же техника сидела еще глубже, чем пассажирская и торговая.
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880308215379
Поэтому в 1874 г. приняли решение проложить в Керченском проливе канал, проходимый для современных (по понятиям того времени) кораблей. Работы шли до 1877 г., плановая глубина в нем составила 5,7 м.

Строго говоря, получился не канал в общем понимании (искусственно прокопанное русло, подводящее воду туда, где она не предусмотрена природой), а скорее фарватер, «проезжая дорога» для морских судов, безопасная и удобная для передвижения.
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880308775507
История Керчь-Еникальского канала (название дано не по городу и не по крепости, а про градоначальству) тесно связана с развитием судостроения. Уже в 1903 г. ему потребовалась реконструкция. Глубину увеличили до 6,5 м, через 5 лет – до 7,3 м. Показатель этот продержался долго – после войны он поддерживался, производилась очистка от «наследства» боев. Реконструкция 1965-1966 годов привела к углублению лишь отдельных участков.
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880309697107
Последнее глобальное изменение осуществили в 1969-1970 гг. Тогда глубинный максимум составлял 9,75 м, а ширина – 120 м. В то время проход по Керчь-Еникальскому каналу разрешили транспорту с осадкой до 8 м и длиной до 215 м (чтобы могли вписываться в повороты).
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880309776723
В общем, канал имеет длину 24,3 км, состоит из 4 колен (прямых отрезков, соединенных поворотами) разных глубин. Из-за определенной опасности в шторм вход в него запрещен. Теоретически он может пропускать до 150 кораблей в сутки, но реальное судоходство в нем в несколько раз менее интенсивно. В районе косы Чушка его пересекает линия паромной переправы.
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880310078803
Возможность прохода по Керчь-Еникальскому каналу обуславливается его гидрологическими особенностями, в том числе лимитирующими участками с физической глубиной до 8 метров. Эти природные особенности остаются неизменными более 100 лет (со времен создания Керчь-Еникальского канала) – вне зависимости от того, по правилам какого государства осуществлялось плавание – Российской империи, СССР, Украины или Российской Федерации.
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880310127187
Керчь-Еникальский канал (КЕК) исторически закреплен за морским портом Керчь как подход к нему, поэтому плавание по каналу находится в зоне ответственности капитана морского порта Керчь.
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880310298963
До 2014 года плавание судов по Керчь-Еникальскому каналу регулировалось соответствующими Правилами плавания, утвержденными приказом Министра транспорта Украины от 09.10.2002 № 721. В соответствии с указанными правилами и на основании паспорта Керчь-Еникальского канала плавание по нему было доступно для судов длиной до 215 м, с осадкой до 8 м. Ширина и высота судна правилами не регламентировалась.
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880310366291
После 2014 года плавание судов по Керчь-Еникальскому каналу осуществляется в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Керчь, утвержденными приказом Минтранса России от 21.10.2015 № 313, согласно которым для плавания по Керчь-Еникальскому каналу допускаются суда длиной до 252 метров и осадкой не более 8 метров.
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880310437459
По Керчь-Еникальскому каналу осуществляется судоходство между Черным и Азовским морями.

 В Азовском море расположены российские порты – Таганрог, Темрюк, Кавказ, Ейск, Азов, Ростов-на-Дону; и украинские – Мариуполь и Бердянск. Проход судов в Азовском море до портов Бердянск и Мариуполь после выхода из Керчь-Еникальского канала осуществляется по рекомендованному пути № 87, имеющего глубину на входе 10,8 метров и в конце пути на подходах к портам также около 8 метров. То есть суда с осадкой более 8 метров физически не могут пройти по Керчь-Еникальскому каналу ни в/из портов Бердянск и Мариуполь.
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880310537299
Российские порты на Азовском море – мелководные. Глубина у причалов и подходных каналов не превышает 5 метров. На якорных стоянках в Керченском проливе, в акватории порта Кавказ (южнее Крымского моста), глубины достигают 20 метров (там производится перевалка насыпных и наливных грузов на судах вместимостью 100-150 тысяч тонн). Украинские порты Мариуполь и Бердянск глубже российских, но и они принимают суда с осадкой не более 8 метров.»
КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ - 880310691155
Что бы там ни говорили и не думали политики, Керчь-Еникальский канал в Керченском проливе продолжает добросовестно выполнять свою задачу. Он исправно пропускает корабли из Черноморья в Азов и обратно, создавая морякам возможно более удобные условия для их непростого труда.
#инфо

Комментарии

Комментариев нет.