Тайные смыслы бурятского национального костюма ( часть первая)
Чимита Цыренова
В народном костюме все не просто так, приметливый глаз подметит и тайнопись вышивок, и загадку кроя. Столетиями примерялся костюм, выверялся каждый стежок. В этом одеянии, как в песне и душа народа, и мечта о красивой, и обязательно счастливой доле.
О бурятском костюме, о том, какие они - бурятские женщины, рассказывает Чимита Цыренова. Два года, как эта обаятельная женщина переехала из Бурятии в Хабаровск.
- Когда переехала, думала, что все национальное размоется, все забудется. То, что заложено, все остается. Оно требует выхода. Хочется и песни бурятские послушать, и на своем языке поговорить. Особенно остро стояла проблема общения на бурятском языке. Сейчас стало проще, когда появилось землячество.
Бурятское землячество «Тоонто» появилось совсем недавно. Только в Хабаровске бурят около тысячи человек, а в Хабаровском крае еще больше – учителей и врачей, приехавших по программе переселения.
Буряты – народ кочевой, и это все отразилось на костюме. Он был удобен в первую очередь для верховой езды. Бурятский костюм мужской зимний костюм называется дэгэл. Есть летнее одеяние. Оно называется тэрлиг.
Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же, длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.
- К халату пришивали серебряные, коралловые или золотые пуговицы. Первую пуговицу - на вороте, затем на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Каждая пуговица пришивалась не просто так, каждая имела свое тайное значение.
Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молитв и обрядов расстёгивали верхнюю пуговицу на вороте, чтобы не было препятствии для благодати, нисходящей в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай – были ответсвен ы за многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка - хэшэг буянай.
Буряты верили, что от того, как застегивают пуговицы зависит долголетие человека.
- Мужской халат украшал особый четырехугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос.
Сначала шла синяя полоса. Этот цвет (Хухэ унгэ) – воплощение Вечного синего неба (Хухэ мунхэ тэнгри), одного из главных высших сил, олицетворение неба и воды, он символизируют вечность и бесконечность и является одним из предпочитаемых цветов в бурятской в одежде.
Вторая полоса черного цвета. Это символ земли, величия и могущества.
Третья полоса красная. Это символ огня, жизненной энергии. Она должна уходить до самого низа халата, чтобы все плохое сгорало и уходило вниз.
- Получается, что буряты - это люди, которые стоят крепко на земле, смотрят в небо и всегда энергичны?
- Да. Мы же потомки Чингиз-Хана.
- Бурятский головной убор тоже имеет свой тайный смысл. Черный край шапки тоже символизирует землю, синий цвет-небо. Например, если это шапка мужчины из хоринских бурят, то там будет по количеству родов 11 швов. Шапка полусферической формы, наверху - серебряный наконечник. Это символизирует Луну. К наконечнику привязывают 108 красных нитей. Это лучи солнца. Для бурят это сакральное число.
А теперь об обуви. Носки изогнуты для того, чтобы меньше топтать землю, стараться ее не подковырнуть. Буряты всегда относились к земле с уважением, потому что она кормила, она поила.
И еще. Рукава. То место,где они заканчиваются, похоже на копыта лошадей. Варежек-то раньше не было. Когда было морозно, мужчина опускал эти «копыта» и руки не мерзли.
Каждый элемент в костюме продуман, ни одной детали нет лишней.
Мужской костюм дополняли два элемента – нож («хутага») и огниво («хэтэ»).
Народный костюм был связан с кочевым образом жизни, с буддизмом.
улан-удэ
:Людмила Рoplevina( Wirt-фамилия)
Тайные смыслы бурятского национального костюма ( часть первая)
Чимита Цыренова
О бурятском костюме, о том, какие они - бурятские женщины, рассказывает Чимита Цыренова. Два года, как эта обаятельная женщина переехала из Бурятии в Хабаровск.
- Когда переехала, думала, что все национальное размоется, все забудется. То, что заложено, все остается. Оно требует выхода. Хочется и песни бурятские послушать, и на своем языке поговорить. Особенно остро стояла проблема общения на бурятском языке. Сейчас стало проще, когда появилось землячество.
Бурятское землячество «Тоонто» появилось совсем недавно. Только в Хабаровске бурят около тысячи человек, а в Хабаровском крае еще больше – учителей и врачей, приехавших по программе переселения.
Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же, длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.
- К халату пришивали серебряные, коралловые или золотые пуговицы. Первую пуговицу - на вороте, затем на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Каждая пуговица пришивалась не просто так, каждая имела свое тайное значение.
Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молитв и обрядов расстёгивали верхнюю пуговицу на вороте, чтобы не было препятствии для благодати, нисходящей в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай – были ответсвен
ы за многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка - хэшэг буянай.
Буряты верили, что от того, как застегивают пуговицы зависит долголетие человека.
- Мужской халат украшал особый четырехугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос.
Сначала шла синяя полоса. Этот цвет (Хухэ унгэ) – воплощение Вечного синего неба (Хухэ мунхэ тэнгри), одного из главных высших сил, олицетворение неба и воды, он символизируют вечность и бесконечность и является одним из предпочитаемых цветов в бурятской в одежде.
Вторая полоса черного цвета. Это символ земли, величия и могущества.
Третья полоса красная. Это символ огня, жизненной энергии. Она должна уходить до самого низа халата, чтобы все плохое сгорало и уходило вниз.
- Получается, что буряты - это люди, которые стоят крепко на земле, смотрят в небо и всегда энергичны?
- Да. Мы же потомки Чингиз-Хана.
А теперь об обуви. Носки изогнуты для того, чтобы меньше топтать землю, стараться ее не подковырнуть. Буряты всегда относились к земле с уважением, потому что она кормила, она поила.
И еще. Рукава. То место,где они заканчиваются, похоже на копыта лошадей. Варежек-то раньше не было. Когда было морозно, мужчина опускал эти «копыта» и руки не мерзли.
Каждый элемент в костюме продуман, ни одной детали нет лишней.
Мужской костюм дополняли два элемента – нож («хутага») и огниво («хэтэ»).
Народный костюм был связан с кочевым образом жизни, с буддизмом.
-Ходят ли буряты в национальных костюмах в жизни?
- В советское время наша национальная одежда была под запретом. Но, тем не менее, старики одевались в народное. Конечно, все зависит от семьи, насколько сохранены традиции. Когда мы были молодыми, мы, конечно, этого не понимали. А сейчас все меняется.
Источник https://zen.yandex.ru/media/vyazankin/tainye-smysly-buriatskogo-nacionalnogo-kostiuma-5eadf9b6a3f457144fbfeb4a Продолжение во 2 части.