Мужчины и женщины вышли на "свободный рынок" и вступили в "свободную конкуренцию", отсюда такое разнообразие конкретных примеров мерзости внутрисемейных отношений.

Произошло то же самое, что и с эксплуатацией, вообще: в отличие от раба и крепостного крестьянина, рабочего не продают, как корову, а он идёт и продаётся сам, пребывая в иллюзиях о "свободном выборе". В женском вопросе при развитом капитализме - аналогичная ситуация. Если в дореволюционное время "хорошего мужа" искали родители, не спрашивая мнения девушки, теперь это делает она сама. А понятие о том, что значит "хороший", выводится при капитализме из присущей этому строю рыночной идеологии. И это - материальный фактор. Деньги.
В свое время Август Бебель, описывая положение женщины в европейском капитализме рубежа XIX – XX веков, подчёркивал существовавшее тогда несоответствие реального положения вещей и общественной идеологии: всё больше женщин шли на заводы, а буржуазия, с помощью государства, пропагандировала идеи об, исключительно, "семейном предназначении" женщины. Сегодня в России мы тоже видим такую пропаганду, но она факультативна и существует, как один из вариантов буржуазной промывки мозгов.
Век назад буржуазному браку, основанному на материальном расчёте, противопоставлялся брак "пролетарский": большинству тогдашних рабочих, живших в нищете, делить было нечего, поэтому союз мужчины и женщины, принадлежавших к пролетариату, в большинстве случаев, был здоров, в том плане, что соединялись вследствие симпатии друг другу, а не какой-либо выгоды. Сегодня мы имеем не только юридически свободных, но и относительно неплохо живущих людей, у многих из которых в собственности квартиры, машины и пр., что создаёт условия для того, что брак – зачастую арена "войны всех против всех" за господство и материальные ресурсы.
В результате, в реальной жизни мы видим самые разные ситуации: как семьи, где пьяный муж, придя с работы, избивает жену, которая, тем не менее, не уходит от него, потому что экономически и морально зависима, полагая, что "такова участь женщин", так и примеры женщин, отправляющих своего мужа на вторую или третью работу, потому что "хочу брилльянты и в Турцию", притом её муж вполне согласен, что "настоящий мужик должен обеспечивать бабу". Россия застряла между патриархатом и феминизмом западного типа - у нас имеют влияние и те, и другие установки, часто смешивающиеся в сознании людей. Отсюда и явление меркантильных женщин, который всей душой за равенство, но "обеспечивать должен мужик". Отсюда же и убеждение, что "дело женщины - кухня и семья, так решила природа" даже у неглупых людей.
Спор о женских и мужских привилегиях - порождение того факта, что современное российское общество - это капитализм, для своего идеологического прикрытия выбравший всякого рода патриархальщину, но несущий в себе достижения и советского времени, и влияние западного капитализма. Есть ли у женщин привилегии в современном российском государстве? Перечислим:
- в армии, которая остается в России призывной, принудительно служат только мужчины;
- по уголовному законодательству, для женщин предусмотрены более мягкие наказания;
- пенсионный возраст у женщин ниже, чем у мужчин;
- при разводе дети, как правило, остаются с женщиной;
- в сфере бытовой культуры роль "добытчика" остается у мужчины.
Есть ли у мужчин привилегии в современном российском государстве? Конечно:
- зарплата женщин в России, в среднем, на 30% ниже зарплаты мужчин.
Причины этого различны: женская рабочая сила концентрируется в низкооплачиваемых отраслях, женщины, согласно стереотипам, "менее работоспособны", а кроме того, уходят в декретный отпуск. "Российская женщина легче соглашается на более низкий уровень дохода и худшие условия труда, поскольку у неё есть семейные обязательства, она чувствует ответственность не только за работу, но и за остальные сферы жизни, на которые нужно потратить время, констатируют эксперты. У нас силен стереотип, что мужчина кормилец семьи, а доход женщины не является в семье основным, поэтому самооценка и зарплата у женщины низкие" - пишут Ведомости. С детства женщине вдалбливается в СМИ, популярной культуре, очень часто и в семье: "твоё делать рожать и готовить, мужик должен обеспечивать". Это следствие порождения экономических условий, идущих из прошлой культурной традиции, которая уже неадекватна экономике развитого капитализма, однако, изменения в надстройке всегда отстают от изменений в базисе. Страна, переживающая эпоху оголтелой реакции в политике и общественной жизни, воспроизводит патриархальщину в новой форме, когда только формально "все равны". В результате, многие женщины соглашаются на более низкие зарплаты, так как решение своих материальных проблем видят в поиске "мужского кошелька". Лепту вносит и пренебрежительное отношение к женщинам со стороны работодателей: молодая бездетная женщина "угрожает" хозяину скорыми родами и уходом в декрет, женщина с маленьким ребёнком - постоянными больничными. Это дополнительный стимул для поддержания в обществе патриархального "идеала". В итоге, возникает ситуация, когда женщине есть, что продать, кроме своих профессиональных навыков, и многие этим пользуются, продаваясь не только, как работник капиталистического производства, но и как член семьи, способный оказывать услуги по домашней работе и секс-обслуживанию супруга. Тип женщины, сидящей на шее мужчины, получает в общественном мнении поддержку и подпитку (жить за счёт другого в капиталистическом обществе, в отличие от социалистического, не повод стыдиться, а повод для гордости), входит в культуру, когда капиталистический брак (по определению, проституция), соответственно, и пропаганда, идёт в том ключе, что женщине необходимо удачно продаться. Получается "диалектика" зависимого положения женщины и, в то же время, возможность использовать это зависимое положение для паразитизма.
- система буржуазных СМИ насаждает отношение к женщине, как к товару и придатку мужчины. Эротическая макулатура, порнокультура выставляет на продажу женское тело так же, как и индустрия проституции. Если к мужской проституции отношение в обществе негативное, то к женской вполне толерантное, в том числе, и у значительной части женщин. Так же, как женщины ищут "богатого мужика", мужчины разыскивают "бабу с ногами от ушей". По сути, это зеркальные явления. Женщине нужен кошелек для удовлетворения своих потребностей, а мужчине - удовлетворение сексуальной потребности, плюс возможность хвастаться перед друзьями молоденькой красоткой.
- условиях тотальной клерикализации общества, когда буржуазная власть нашла в религиозных организациях, в первую очередь, в РПЦ, структуру, которая определяет современную российскую государственную идеологию, ставится под вопрос ряд прав женщины, завоёванных в СССР. Женщина, связывающая свою жизнь с карьерой, с наукой, не испытывающая восторгов по поводу патриархальных "семейных ценностей", выставляется, как "эгоистка", "полоумная феминистка", "результат занесения западной заразы в православную страну". Конечно, многие женщины равнодушны к такой пропаганде, однако, она имеет влияние на часть российских семей и подрастающее поколение. Мракобесие, апеллирующее к "святой старине", может очень хорошо сосуществовать в обществе с пропагандой порнографических мерзостей и фактической легализацией проституции. Здесь РФ - и впрямь, достойный наследник РИ с повсеместным гнетом поповщины и "желтобилетницами".
Таким образом, мы видим очень запутанную картину. Надо понимать, что ситуация с привилегиями и дискриминациями ещё и весьма различна по регионам России - зачастую, различные географические области представляют собой очень разные картины взаимоотношений между полами. Чем дальше от столиц, крупных городов и секулярной общественной среды, тем меньше "феминизма" и больше мракобесия и патриархата. Разрабатывая современный классовый взгляд на вопрос положения женщины в обществе, проблемы семьи и брака, нельзя не вспомнить имеющийся опыт попыток решить эти вопросы в социалистических государствах XX столетия.
В революционном движении XIX-начала XX века выдвинулся целый ряд ярких женщин-политиков, сделавших многое для борьбы за новое общество - при том, что сексизм, пренебрежительное отношение к женщинам в ту эпоху разделялся большинством мужчин, в том числе, и "пролетариями". Многие профсоюзы не принимали в свои ряды женщин и требовали запретить женский труд, как противоречащий "природному предназначению слабого пола". В возникшем, в результате победы революции, СССР важные шаги были сделаны уже в первый период его существования. Прекращение пропаганды "святости" брачных уз, свободные разводы, целый ряд упрощающих быт столовых, фабрик-кухонь, яслей, детсадов - все это значительно видоизменило семью, некоторые её функции начали выполнять общественные структуры. Женщины были, в значительной мере, освобождены от домашнего труда, получили возможность совмещать воспитание детей с учебой, участием в производстве и общественной жизни. Именно это явилось важнейшей вехой в достижении не декларируемого, а фактического равноправия полов.
Как и во многих других сферах, движение к коммунизму в области семьи и брака было заторможено объективными причинами - поражениями попыток социалистических революций везде, кроме СССР. В обстановке, когда стране необходимо было выжить, сохранить уже достигнутое, неизбежным стал некоторый откат назад, опиравшийся на крестьянские, не порвавшие с патриархальными семейными отношениями, массы. Естественно, основные достижения были сохранены - женщины получили равенство в браке и доступ, практически, ко всем сферам жизни и деятельности советского человека. В дальнейшем, в послесталинский период существования СССР, партийное руководство, опираясь на мелкобуржуазно настроенные массы, только закрепило советскую семью в её тогдашней форме, во многих случаях, содержавшей остатки патриархальных представлений, которые затем нарастали, по мере идейного загнивания КПСС и роста атомизации общества. Проблема не была решена - и после реставрации капитализма расцвела ядовитым "буйным цветом".
Уничтожение господства в обществе рыночных отношений, прекращения существования частной собственности с восприятием её, как самой главной ценности, логично привело бы к кардинальным изменениям в понятии о том, каким должен быть партнер/супруг. Интеллектуальные и моральные качества, научные и общественные интересы, наконец, свойства характера - все эти критерии, очищенные от экономических вопросов, стали бы основной опорой в отношениях людей такого общества. В здоровом обществе неудачи в личной жизни переживаются менее болезненно, вследствие товарищеских отношений между людьми, легче находится замена партнеру, так как имущественный ценз исчезает, да и институты психологической помощи получают большее развитие, нежели сейчас. Отмирание собственнической психологии ведет и к исчезновению презрительного отношения к "брошенному мужику/брошенной женщине", потому что близкие связи перестанут быть "престижным товаром", каким они являются в эксплуататорском обществе. Это путь постепенного отмирания конфликтов и суицидов, к примеру, на почве ревности, а основанный на искренних чувствах союз не будет ареной войны по вопросам домашней работы, ухода за детьми и пр...
Задача в области межполовых отношений - формулировать/пропагандировать общую программу и противостоять попыткам вбить клин между различными категориями трудящихся. И у женщин, и у мужчин, в конечном итоге, есть самое главное право - покончить с отжившей эксплуататорской формацией и строить жизнь, достойную современного человека. В. Сарматов

Мужчины и женщины вышли на "свободный рынок" и вступили в "свободную конкуренцию", отсюда такое разнообразие конкретных примеров мерзости внутрисемейных отношений. - 814162786295

Комментарии

Комментариев нет.