Владимир Ульянич
26 фев

Вице-адмирал ВАРГАНОВ Владимир Фёдорович.

* * *
Неожиданно, даже, можно сказать, случайно наткнулся на этот фильм в Сети. Стало тепло на душе от воспоминаний об этом моряке и, прежде всего, Человеке с большой буквы.
На всех четырёх флотах приходилось встречаться с многими адмирами-флотоводцами. Адмирал, как говорили на Флоте, - он и в Африке адмирал! Я всех помню и уважаю. Бывало всякое, но ни об одном из них не могу сказать ничего дурного по прошествии лет. Тот груз ответственности, который на них лежал, тот служебный ритм - не каждому суждено это выдержать.
1973 год. Впервые довелось столкнуться с капитаном первого ранга Варгановым - начальником штаба 10 ОпЭск - на крейсере "Адмирал Сенявин", куда нас - выпускников разных военно-морских училищ - поселили "перебиться" на 2-3 ночи перед дальнейшим распределением на корабли эскадры. Какой-то нежилой затрапезный кубрик с драными матрацами, затасканными одеялами и подушками. И всё...
Естественно, кто валяется в одежде, кто забавляется преферансом... Того, о чём кто-то подумал, не было: до ближайшего магазина 7 км и полный "ноль" в кармане.
И вдруг неожиданно в кубрик спускается НШ эскадры капитан 1 ранга Варганов и командир крейсера капитан 2 ранга Затула В. П. Увиденное потрясло старшего начальника. Через считанные минуты в кубрике были построены заместитель по политической части, старший помощник командира крейсера, помощник командира по снабжению, вещевые баталеры. НШ прекрасной военно-литературной речью в течение минут десяти разъяснял довольно прописные истины, которые не буду повторять. Периодически, останавливался перед тем или иным офицером крейсера и, глядя глаза в глаза, разъяснял, какую мину, какие комплексы они закладывают под только начинающуюся корабельную службу здесь присутствующих лейтенантов. Что удивило - ни одного матерного слова.
Моментом была произведена тщательная приборка в кубрике, выданы новые матрацы, одеяла и подушки, хрустящие новые простыни и наволочки. Мелочь, скажете? Нет, не мелочь! Лично для меня этот случай отпечатался на подкорке, и если когда-то себе давал послабления в таких вопросах, мне было очень стыдно и в следующих подобных случаях я "исправлялся" с особым внутренним рвением. И так до конца службы.
Затем у меня последовала новостройка бпк "Адмирал Исаченков" - Ленинград, Балтика, Северный флот.
1979 год. Через 6 лет судьба возвращает меня на Тихоокеанский флот.
Командиром перехода отряда кораблей был командир 10 ОпЭск контр-адмирал Варганов В. Ф.
Я не буду раскрывать свои оценки его служебных достоинств с высоты тогдашней своей должности - это неэтично и, в какой степени, не по-офицерски.
А вот о человеческих качествах могу говорить сколько угодно!
На вахте в ходовой рубле он создавал такую атмосферу, где каждый мог исполнять свои обязанности, не будучи под прессом адмиральских "пауков" и всего, что за этим следует. Ему напрямую можно было задавать любые вопросы. Он не курил, обладал великолепным русским языком, не допуская обсценную лексику. Во всяком случае, я не припоминаю таковой, хотя неоднократно обстановка диктовала не преминуть ей воспользоваться. Мог вызвать в ходовую рубку именинника из гарантийной заводской команды (даже простого механика или слесаря) и вручить ему бутылку виски или блок импортных сигарет (напоминаю, это 1979 год)
Замечательный расказчик.
В Мозамбике он планировал посещение каждым матросом столицы Мапуту с использованием плашкоута с бдк "Иван Рогов" и плавстедств "Минска". Мы стояли на якоре на внешнем рейде очень далеко от города. И такой караван с одновременным размещением порядка 350 человек в сопровождении вертолёта охраны казался очень рискованным, тем более, что значительная часть маршрута должна была проходить по незнакомому речному фарватеру с интенсивным судоходством. Но тем не менее он это планировал. И только внезапный невероятный шквал со скоростью ветра до 45 м/сек в ночь перед этим мероприятием не дал ему состояться.
На переходе экватора вместе со всеми участвовал в театрализованном представлении, позволив "чертям" швырнуть себя в бассейн, получив "печать" на свою оголённую "филейную часть".
Обладал замечательной выправкой, формой одежды, спортивной формой.
И ещё много других "штучных" памятных случаев память хранит по прошествии 45-лет после тех событий. Лично для меня человеческое обаяние этого флагмана вселяло веру во всё хорошее и лучшее.
Вторым начальником с такой же человеческой харизмой (в какой-то степени, ученик или последователь Варганова) был контр-адмирал Затула В. П. Он тоже во Вьетнаме требовал, чтобы каждый (!) моряк побывал на пляже в Камрани и требовал ежедневных докладов о ходе выполнения своего приказания. А это было, ой, как непросто! Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Не со всеми озвученными фактами или деталями, о которых в фильме говорит В. Ф. Варганов по прошествии 10 лет после перехода "Минска", я стопроцентно согласен. Но это говорит ни о плохом, ни о хорошем: сама жизнь и проще, и сложнее её описания.
Мне радостно, что в моей военно-морской биографии было служебное и человеческое общение с Владимиром Фёдоровичем Варгановым, нахождение рядом с которым утвердили меня в сознании, что человечность, порядочность, интеллигентность и адмиральские "пауки" не обязательно должны быть антагонистами и вполне могут находиться и сосуществовать в "фазе".
Низкий поклон, товарищ Адмирал, через годы.
Светлая память...

Комментарии

Комментариев нет.