Танцевальная эстрада обогатилась выступлениями талантливых исполнителей из национальных республик. Теперь уже ни один эстрадный концерт не мыслился без того или иного народного танца. В предвоенные годы танец занял на эстраде одно из ведущих мест. Это было подтверждено и результатами Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, состоявшегося в 1939 году (Первую премию вместе с певицей Д. Пантофель-Нечецкой получили А. Редель и М. Хрусталев, Н. Мирзоянц и В. Резцов. Вторую премию вместе с А. Райкиным получили комедийные танцоры М. Харитонов и Н. Тиберг. Третью премию - В. Сергеева и А. Таскин и трио танцоров Краснознаменного ансамбля - Г. Светланов, Л. Печерский, И. Гурченко. Четвертую премию вместе с М. Мироновой и К. Шульженко - А. Седлярова и А. Смолко и грузинские танцоры Гуния и И. Сухишвили.). На нем со всей очевидностью выявились основные тенденции развития танца, и стало возможным подвести итоги всему предшествующему периоду. Народный танец, в особенности в его массовой форме, утвердился как основной танцевальный жанр эстрады - победила давняя демократическая традиция русской эстрады, возрожденная вниманием, которое стали уделять многонациональной культуре страны. Теоретические предпосылки И. Моисеева, воплощенные им в практике Государственного ансамбля народного танца СССР, а также творческий опыт П. Вирского и Н. Болотова помогли рождению многих ансамблей народного танца в республиках и указали путь сценической интерпретации танцевального фольклора. 'Лезгинка'. В. Чабукиани
В свою очередь и республики дали всесоюзной эстраде великолепных солистов - исполнителей национальных плясок.
Существенные достижения оказались и в жанре сюжетно-игровой миниатюры, черпавшей темы в современной жизни. В этом жанре отваживалось работать не так уж много исполнителей. Поиск типажной характерности пластики, начатый еще Фореггером, требовал от танцоров наличия актерских данных, а от балетмейстеров - способности создавать опоэтизированный эквивалент бытового жеста - обобщенное танцевальное движение. Правда, иные ограничивались однозначной иллюстративностью приемов. Это направление танца, наиболее точно отвечающее главному свойству эстрадного искусства - его злободневности, - было поддержано жюри конкурса присуждением нескольких премий. процессе сближения эстрадной хореографии с современностью и с повышением ее идейного уровня наряду с положительными тенденциями обнаружился и ряд негативных явлений. Сузился жанровый диапазон эстрадного танца за счет полного исчезновения одних и слияния других жанров. Так, исчезли границы между акробатическим танцем и сюжетно-танце-вальной миниатюрой. А это в какой-то мере обеднило краски эстрадного концерта в целом. Тем более что стали исчезать и другие жанры эстрадного искусства, в частности сатирические. "Скучно на эстраде" (Ильинский И. В поисках индивидуальности.-- "Сов. искусство", 1939, 14 дек.), -жаловался в те годы Игорь Владимирович Ильинский.
Квартет чечеточников. Любимовы
Новые задачи конкретной выразительности танца, требовавшие от музыкального сопровождения иллюстративных приемов, значительно снизили художественный уровень музыкального материала. Прошла пора увлечения Скрябиным, Рахманиновым, Бетховеном, чье творчество подсказывало балетмейстерам создание обобщенных пластических образов. Теперь музыкальный материал, подходящий для сюжета будущего танца, стал подбираться или сочиняться чаще всего аккомпаниаторами. Появился даже специальный термин - "сборная музыка", хотя лучшие танцевальные номера создавались в этот период на музыку Исаака Дунаевского, Иоганна Штрауса и на народную музыку самых различных национальностей.
И все же, несмотря на существенные потери, возникшие отчасти как результат неверных теоретических предпосылок, успехи эстрадного танца были несомненны.
Иными стали и сами эстрадные танцоры и балетмейстеры. Многие из них получили профессиональное образование, приобрели разностороннюю культуру, широкий кругозор, что отразилось на их творческой практике. Теперь своим творчеством они стремились решать политико-воспитательные задачи, которые ставились перед советским искусством. Но работавшие в ту пору на эстраде вряд ли осознавали, сколь широкое влияние оказала их деятельность. Расстояние времени позволяет об этом судить.
Если проанализировать балетные спектакли, созданные на протяжении 20-х и 30-х годов, то в большинстве из них можно обнаружить черты, заимствованные у эстрадной хореографии. И не только в творчестве тех балетмейстеров, что сами непосредственно были связаны с ней.
Особенно показательны в этом смысле постановки балета "Красный мак", прошедшие в 20-х и начале 30-х годов почти во всех балетных театрах страны. В любой из них были использованы все тогдашние эстрадные жанры: от салонных танцев до краснофлотского "Яблочка" включительно. В спектаклях Большого театра "Футболист" и Ленинградского ГАТОБа "Золотой век" типажная характерность и широкое использование физкультурных приемов также отражали соответствующие находки эстрадного танца.
Элементы эстрадной акробатики органично вошли и в лексику классического танца. Эстетика пластического направления смягчила жесткие каноны позировок академического танца. Особенно много он воспринял у танцевального фольклора.
Изучение этого периода дает право утверждать, что в творчестве наиболее выдающихся мастеров эстрадного танца - исполнителей и балетмейстеров - нашли отражение типичные явления тогдашней жизни, ее стиль и душевный накал, эпический, приподнятый.
МИР ТАНЦА. ТАНЦЫ.
Танцевальная эстрада и народный танец.
Танцевальная эстрада обогатилась выступлениями талантливых исполнителей из национальных республик. Теперь уже ни один эстрадный концерт не мыслился без того или иного народного танца.
В предвоенные годы танец занял на эстраде одно из ведущих мест. Это было подтверждено и результатами Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, состоявшегося в 1939 году (Первую премию вместе с певицей Д. Пантофель-Нечецкой получили А. Редель и М. Хрусталев, Н. Мирзоянц и В. Резцов. Вторую премию вместе с А. Райкиным получили комедийные танцоры М. Харитонов и Н. Тиберг. Третью премию - В. Сергеева и А. Таскин и трио танцоров Краснознаменного ансамбля - Г. Светланов, Л. Печерский, И. Гурченко. Четвертую премию вместе с М. Мироновой и К. Шульженко - А. Седлярова и А. Смолко и грузинские танцоры Гуния и И. Сухишвили.). На нем со всей очевидностью выявились основные тенденции развития танца, и стало возможным подвести итоги всему предшествующему периоду.
Народный танец, в особенности в его массовой форме, утвердился как основной танцевальный жанр эстрады - победила давняя демократическая традиция русской эстрады, возрожденная вниманием, которое стали уделять многонациональной культуре страны. Теоретические предпосылки И. Моисеева, воплощенные им в практике Государственного ансамбля народного танца СССР, а также творческий опыт П. Вирского и Н. Болотова помогли рождению многих ансамблей народного танца в республиках и указали путь сценической интерпретации танцевального фольклора.
'Лезгинка'. В. Чабукиани
Существенные достижения оказались и в жанре сюжетно-игровой миниатюры, черпавшей темы в современной жизни. В этом жанре отваживалось работать не так уж много исполнителей. Поиск типажной характерности пластики, начатый еще Фореггером, требовал от танцоров наличия актерских данных, а от балетмейстеров - способности создавать опоэтизированный эквивалент бытового жеста - обобщенное танцевальное движение. Правда, иные ограничивались однозначной иллюстративностью приемов. Это направление танца, наиболее точно отвечающее главному свойству эстрадного искусства - его злободневности, - было поддержано жюри конкурса присуждением нескольких премий.
процессе сближения эстрадной хореографии с современностью и с повышением ее идейного уровня наряду с положительными тенденциями обнаружился и ряд негативных явлений. Сузился жанровый диапазон эстрадного танца за счет полного исчезновения одних и слияния других жанров. Так, исчезли границы между акробатическим танцем и сюжетно-танце-вальной миниатюрой. А это в какой-то мере обеднило краски эстрадного концерта в целом. Тем более что стали исчезать и другие жанры эстрадного искусства, в частности сатирические. "Скучно на эстраде" (Ильинский И. В поисках индивидуальности.-- "Сов. искусство", 1939, 14 дек.), -жаловался в те годы Игорь Владимирович Ильинский.
Квартет чечеточников. Любимовы
И все же, несмотря на существенные потери, возникшие отчасти как результат неверных теоретических предпосылок, успехи эстрадного танца были несомненны.
Иными стали и сами эстрадные танцоры и балетмейстеры. Многие из них получили профессиональное образование, приобрели разностороннюю культуру, широкий кругозор, что отразилось на их творческой практике. Теперь своим творчеством они стремились решать политико-воспитательные задачи, которые ставились перед советским искусством. Но работавшие в ту пору на эстраде вряд ли осознавали, сколь широкое влияние оказала их деятельность. Расстояние времени позволяет об этом судить.
Если проанализировать балетные спектакли, созданные на протяжении 20-х и 30-х годов, то в большинстве из них можно обнаружить черты, заимствованные у эстрадной хореографии. И не только в творчестве тех балетмейстеров, что сами непосредственно были связаны с ней.
Особенно показательны в этом смысле постановки балета "Красный мак", прошедшие в 20-х и начале 30-х годов почти во всех балетных театрах страны. В любой из них были использованы все тогдашние эстрадные жанры: от салонных танцев до краснофлотского "Яблочка" включительно. В спектаклях Большого театра "Футболист" и Ленинградского ГАТОБа "Золотой век" типажная характерность и широкое использование физкультурных приемов также отражали соответствующие находки эстрадного танца.
Элементы эстрадной акробатики органично вошли и в лексику классического танца. Эстетика пластического направления смягчила жесткие каноны позировок академического танца. Особенно много он воспринял у танцевального фольклора.
Изучение этого периода дает право утверждать, что в творчестве наиболее выдающихся мастеров эстрадного танца - исполнителей и балетмейстеров - нашли отражение типичные явления тогдашней жизни, ее стиль и душевный накал, эпический, приподнятый.