Краткая история развития мирового classical crossover
Нарисовать картину без красок, снять кинофильм без камеры и актеров, возвести монументальное сооружение без единого камня - музыка может все. С того самого момента, как Пифагор понял зависимость высоты звука от длины струны, музыка завладела умами и сердцами человечества. Испробовав все возможные инструменты, она потребовала себе самый совершенный - человеческую душу, и гениальные композиторы научились играть на тончайших струнах чувств. Музыка - интернациональный язык, понятный каждому... Или нет? Настолько уйти от земных забот и проблем, чтобы понять высшую гармонию произведений Генделя или Баха, может далеко не каждый. Умение слушать, а не просто слышать, - это способность, которая требует развития, даже, если хотите, обучения; это достаточно трудный и эмоционально затратный путь. Многие боятся этого пути: кого-то отпугивает сама идея погружения в сложные симфонические вещи, а кого-то - непонятные слова вроде "Соната восьмая для виолончели с оркестром си-бемоль мажор в четырех частях, сочинений 53-е", которые кажутся строками из консервативного, скучного учебника. Гораздо интереснее "зацепиться" слухом за веселую, летящую мелодию, которая звучит саундтерком к повседневной реальности, не требуя внимания или анализа... Но ведь классическая музыка - это не заумный трактат. Классическая музыка - это образ жизни, это взрыв эмоций, это некая субстанция, которая помогает человеку постоянно расти и совершенствоваться. Множество материалов классических произведений взяты из тех самых народных песен, которые напевались во время сбора урожая или в дороге, - значит, музыка неотделима от самых обычных, простых людей. Во все времена композиторы, писавшие серьезные и глубокие произведения, обращались к более легким жанрам вроде песенных или вокальных циклов, как приобретая для себя опыт познания человеческой души, так и помогая людям придти к пониманию музыки. Кастраты, ангельские голоса которых услаждали слух королей, не гнушались участия в городских праздниках, где, взобравшись на винные бочки, с удовольствием пели любимые публикой песни. Ярчайшие оперные звезды приобретали народную любовь, исполняя песни ямщиков или крестьян.
Основная идея и принцип сlassical crossover, синтеза современной композиторам популярной музыки и академического звучания, появились, пожалуй, еще в Средние века, - но в ХХ веке, вместе с разделением музыки на жанры, crossver превратился даже не столько в музыкальный стиль с четко очерченными границами, сколько - в жизненную позицию и философию.
Итак, рядовой слушатель начала XIX века на вопрос о существующих музыкальных жанрах ответил бы, пожалуй, что знает таковых три: это музыка народная, духовная и авторская, концертная или театральная. Его "коллега" из 1890-х годов рассказал бы о мюзик-холлах, опереттах и театрах варьете, в которых можно было послушать нечто менее серьезное, чем предлагала опера. Очевидец рождения ХХ века признался бы уже в любви к эстраде, к концертным площадкам, где играют музыку совсем легкую, где звучат саксофоны джаз-бэндов и порхают "воробышки" вроде Эдит Пиаф. От вокалиста двадцатого столетия не требовался уже поставленный, грамотный голос; было достаточно иметь приятный тембр и хороший слух, который не позволял бы брать совсем уж фальшивые ноты. Выпускники консерваторий с удивлением оглядывали пустеющие оперные залы - и выходили из них к народу, чтобы попытаться отвоевать потерянные позиции у новомодных певцов. Великий бас Федор Шаляпин, к примеру, исполнил огромное количество совершенно нетипичных для оперного солиста народных песен. Не отставал от Шаляпина и гениальный тенор Энрико Карузо, который взял за основу для своего эстрадного репертуара неаполитанские и испанские композиции. Иван Сергеевич Козловский отправляется в путешествие по старым русским деревням, чтобы добыть музыкальный материал народных песен и исполнить их для широкой публики в академической обработке. А в то время, как Элвис Пресли вызывает дикий восторг фанатов своими легендарными уже композициями в стиле рок-н-ролл, Марио Ланца, оперный тенор и киноактер создает новый музыкальный жанр. Пришла эпоха окончательного разделения музыки на течения; не занять нишу в то время означало - упустить шанс, и Марио Ланца совершил настоящий подвиг во имя классики, доказав, что академический вокал - не закостенелый пережиток дворцовой эпохи, а модный способ исполнения. Именно Ланца становится тем человеком, которого можно назвать создателем classical crossover: композиторы сочиняют песни специально для его голоса и аранжируют уже известные композиции, придавая им современное звучание. К слову сказать, Элвис Пресли называл своим любимым певцом как раз-таки Марио Ланца. Большим поклонником творчества Ланца был и советский оперный баритон Муслим Магомаев. Своему кумиру он посвятил цикл передач на Всесоюзном радио и на Центральном телевидении. Собирая материалы о певце, Магомаев не раз бывал в Соединенных Штатах Америки, где встречался с родственниками и друзьми Марио Ланца, посетил его музей и сам был приглашен выступить на Вечере памяти Ланца. В 1993 году в издательстве «Музыка» впервые в нашей стране вышла книга Муслима Магомаева «Великий Ланца», которую Магомаев передал в дар Российскому фонду культуры. Конечно же, великий баритон не мог не разделять жизненную философию кумира. Он считал личным принципом привнесение академизма в эстрадную музыку; его вокал звучит во множестве совершенно обычных поп-песен, которые вслед за Магомаевым распевала вся страна. Неоднократно встречая сопротивление со стороны властей, которые считали невозможным обращение оперного гения к "низким" жанрам, Магомаев, тем не менее, каждый свой концерт разделял на две части, в одной исполняя классический материал, а в другой - эстрадный. Всемирными хитами стали и песни советского оперного баритона Эдуарда Хиля, который, в конечном итоге, пришел к решению оставить классическую сцену и посвятить себя исключительно classical crossover. Конечно же, не теряли времени зря и западные исполнители. Тенор Луис Мариано вызывает своими композициями настоящий фурор в 1950-х годах, оставаясь даже после смерти кумиром для миллионов поклонников и идейным вдохновителем для современных звезд классического кроссовера.Главным "двигателем" classical crossover стал проект, в котором соединили три голоса суперзвезды мировой оперной сцены, тенора Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Каждый из них по отдельности обращался в своем творчестве к классическом кроссоверу; но их взлет как гениев жанра начался с рождением в 1990 году «Трех теноров» — цикла совместных концертов, призванных донести оперный репертуар до широкой аудитории. «Три тенора» продолжали выступления в течение 15 лет, имея большой коммерческий успех. Кроме того, Лучано Павортти и его коллеги поддерживали дружеские отношения со многими поп- и рок-исполнителями, и неоднократно участвовали с ними в совместных концертах, при этом поддерживая свой статус в мире оперы. Но не стоит думать, что только лишь академические вокалисты стремились соединить современную музыку с классикой. Неизмеримый багаж опыта, накопленный классикой за все века ее существования, привлекал и эстрадных звезд. В семидесятых годах прошлого века Emerson, Lake & Palmer (ELP) с шумным успехом играли рок-обработку сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», а Procol Harum смело цитировал Баха. Неоднократно обращается к classical crossover Золотой голос Франции Мирей Матье: исполняя как полюбившиеся публики композиции жанра, так и новаторские аранжировки классических мелодий, она становится яркой звездой кроссовера. Queen, начиная с альбома «A Night at the Opera», применяет классические приёмы композиции и звучания, и это становится неотъемлемой частью ее уникального звучания. А сотрудничество солиста группы Фредди Меркьюри с оперной дивой Монтсеррат Кабалье в проекте "Барселона" укрепило певца в статусе корифея classical crossover. Рок-группы Metallica, Scorpions, музыкант Гэри Мур и Ричи Блэкмор, певцы Элтон Джон и Боно с большим успехом выступают с симфоническими оркестрами, а на рубеже веков к classical crossover обращаются металлисты. Новое течение внутри жанра носит название симфоник-металл: гиганты тяжелого звучания Therion становятся пионерами жанра, выводя на сцену вместе с электрогитаристами оперных певиц. "Золотым веком" Therion является период, когда свой вокал соединили американская дива Люси Льюис и шведский тенор Томас Викстрём, свободно чувствующий себя в диапазоне 4-х октав. Интересным экспериментов был концерт Therion в Мишкольце, где вместе с большим симфоническим оркестром и академическим хором группа представила обработки серьезнейших классических произведений и собственных песен. Симфо-пауэр-металлисты Nightwish использовали академический вокал Тарьи Турунен - и стали самым коммерчески успешным металл-проектом конца столетия. Огромные залы, которые собирали Nightwish, вызывали зависть у самых крупных мировых звезд и менее успешных, но от этого не менее интересных проектов симфоник-металла. Стремление мирового сообщества к глобализации, а также поиск новых путей развития культуры приводит к тому, что в начале нынешнего века сlassical crossover развивается на огромной музыкальной территории, приобретая всё больше поклонников. Популярные певицы Лара Фабиан, Сара Брайтман, Эмма Шаплин, певцы Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Джош Гробан, Витторио Григоло, группы Il Volo и Il Divo, инструменталисты Дэвид Гаррет, Эдвин Мартон, Ванесса Мэй успешно работают в стиле кроссовера, стирая границы между музыкальными стилями. Наша страна на данный момент пока еще не охвачена страстью к classical crossover. Несмотря на то, что Россия, а точнее, СССР, является родиной несколкьих пионеров жанра, на нынешний момент лишь несколько отечественных проектов достойно держат марку наследников Муслима Магомаева и Эдуарда Хиля. Широкую известность, к примеру, приобрел "Терем-квартет", выступавший в разное время перед папой Римским и на закрытии Олимпийских игр. Определенной популярностью на территории страны пользуется группа "Кватро". Проект Дмитрия Янковского NeoClassic обладает достаточным потенциалом для того, чтобы потеснить не только звезд отечественного, но и мирового classical crossover. Уникальный баритон Дмитрия Янковского придает новый смысл поп-шлягерам, которые в соединении с отрывками из классических произведений обретают второе дыхание и занимают достойное место среди сокровищ истинного искусства. Сейчас classical crossover является самым перспективным направлением в мировой эстрадной музыке. Самые лучшие композиторы отдают свои предпочтения академическим голосам, а популярные исполнители начинают искать в музыке нечто большее, чем мелодии-однодневки, регулярно обращаясь к классике. Такой синтез эпох и направлений может быть назван идеальным отображением нынешнего мира, реальности нового тысячелетия, когда исчезают границы между странами, континентами и народами. Появившись в начале прошлого века, classical crossover все еще остается совершенно молодым, развивающимся стилем, - и можно только отдать ему честь, вспоминая известный латинский афоризм Vita brevis, ars longa - "Жизнь коротка, искусство - вечно". (Евгения Белова) http://www.neoclassic.pro/posts/The-history-of-classical-crossover
Classical Crossover
Краткая история развития мирового classical crossover
Настолько уйти от земных забот и проблем, чтобы понять высшую гармонию произведений Генделя или Баха, может далеко не каждый. Умение слушать, а не просто слышать, - это способность, которая требует развития, даже, если хотите, обучения; это достаточно трудный и эмоционально затратный путь. Многие боятся этого пути: кого-то отпугивает сама идея погружения в сложные симфонические вещи, а кого-то - непонятные слова вроде "Соната восьмая для виолончели с оркестром си-бемоль мажор в четырех частях, сочинений 53-е", которые кажутся строками из консервативного, скучного учебника. Гораздо интереснее "зацепиться" слухом за веселую, летящую мелодию, которая звучит саундтерком к повседневной реальности, не требуя внимания или анализа...
Но ведь классическая музыка - это не заумный трактат. Классическая музыка - это образ жизни, это взрыв эмоций, это некая субстанция, которая помогает человеку постоянно расти и совершенствоваться. Множество материалов классических произведений взяты из тех самых народных песен, которые напевались во время сбора урожая или в дороге, - значит, музыка неотделима от самых обычных, простых людей. Во все времена композиторы, писавшие серьезные и глубокие произведения, обращались к более легким жанрам вроде песенных или вокальных циклов, как приобретая для себя опыт познания человеческой души, так и помогая людям придти к пониманию музыки. Кастраты, ангельские голоса которых услаждали слух королей, не гнушались участия в городских праздниках, где, взобравшись на винные бочки, с удовольствием пели любимые публикой песни. Ярчайшие оперные звезды приобретали народную любовь, исполняя песни ямщиков или крестьян.
Основная идея и принцип сlassical crossover, синтеза современной композиторам популярной музыки и академического звучания, появились, пожалуй, еще в Средние века, - но в ХХ веке, вместе с разделением музыки на жанры, crossver превратился даже не столько в музыкальный стиль с четко очерченными границами, сколько - в жизненную позицию и философию.
Итак, рядовой слушатель начала XIX века на вопрос о существующих музыкальных жанрах ответил бы, пожалуй, что знает таковых три: это музыка народная, духовная и авторская, концертная или театральная. Его "коллега" из 1890-х годов рассказал бы о мюзик-холлах, опереттах и театрах варьете, в которых можно было послушать нечто менее серьезное, чем предлагала опера. Очевидец рождения ХХ века признался бы уже в любви к эстраде, к концертным площадкам, где играют музыку совсем легкую, где звучат саксофоны джаз-бэндов и порхают "воробышки" вроде Эдит Пиаф. От вокалиста двадцатого столетия не требовался уже поставленный, грамотный голос; было достаточно иметь приятный тембр и хороший слух, который не позволял бы брать совсем уж фальшивые ноты. Выпускники консерваторий с удивлением оглядывали пустеющие оперные залы - и выходили из них к народу, чтобы попытаться отвоевать потерянные позиции у новомодных певцов. Великий бас Федор Шаляпин, к примеру, исполнил огромное количество совершенно нетипичных для оперного солиста народных песен. Не отставал от Шаляпина и гениальный тенор Энрико Карузо, который взял за основу для своего эстрадного репертуара неаполитанские и испанские композиции. Иван Сергеевич Козловский отправляется в путешествие по старым русским деревням, чтобы добыть музыкальный материал народных песен и исполнить их для широкой публики в академической обработке. А в то время, как Элвис Пресли вызывает дикий восторг фанатов своими легендарными уже композициями в стиле рок-н-ролл, Марио Ланца, оперный тенор и киноактер создает новый музыкальный жанр. Пришла эпоха окончательного разделения музыки на течения; не занять нишу в то время означало - упустить шанс, и Марио Ланца совершил настоящий подвиг во имя классики, доказав, что академический вокал - не закостенелый пережиток дворцовой эпохи, а модный способ исполнения. Именно Ланца становится тем человеком, которого можно назвать создателем classical crossover: композиторы сочиняют песни специально для его голоса и аранжируют уже известные композиции, придавая им современное звучание. К слову сказать, Элвис Пресли называл своим любимым певцом как раз-таки Марио Ланца. Большим поклонником творчества Ланца был и советский оперный баритон Муслим Магомаев. Своему кумиру он посвятил цикл передач на Всесоюзном радио и на Центральном телевидении. Собирая материалы о певце, Магомаев не раз бывал в Соединенных Штатах Америки, где встречался с родственниками и друзьми Марио Ланца, посетил его музей и сам был приглашен выступить на Вечере памяти Ланца. В 1993 году в издательстве «Музыка» впервые в нашей стране вышла книга Муслима Магомаева «Великий Ланца», которую Магомаев передал в дар Российскому фонду культуры.
Конечно же, великий баритон не мог не разделять жизненную философию кумира. Он считал личным принципом привнесение академизма в эстрадную музыку; его вокал звучит во множестве совершенно обычных поп-песен, которые вслед за Магомаевым распевала вся страна. Неоднократно встречая сопротивление со стороны властей, которые считали невозможным обращение оперного гения к "низким" жанрам, Магомаев, тем не менее, каждый свой концерт разделял на две части, в одной исполняя классический материал, а в другой - эстрадный. Всемирными хитами стали и песни советского оперного баритона Эдуарда Хиля, который, в конечном итоге, пришел к решению оставить классическую сцену и посвятить себя исключительно classical crossover. Конечно же, не теряли времени зря и западные исполнители. Тенор Луис Мариано вызывает своими композициями настоящий фурор в 1950-х годах, оставаясь даже после смерти кумиром для миллионов поклонников и идейным вдохновителем для современных звезд классического кроссовера.Главным "двигателем" classical crossover стал проект, в котором соединили три голоса суперзвезды мировой оперной сцены, тенора Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Каждый из них по отдельности обращался в своем творчестве к классическом кроссоверу; но их взлет как гениев жанра начался с рождением в 1990 году «Трех теноров» — цикла совместных концертов, призванных донести оперный репертуар до широкой аудитории. «Три тенора» продолжали выступления в течение 15 лет, имея большой коммерческий успех. Кроме того, Лучано Павортти и его коллеги поддерживали дружеские отношения со многими поп- и рок-исполнителями, и неоднократно участвовали с ними в совместных концертах, при этом поддерживая свой статус в мире оперы. Но не стоит думать, что только лишь академические вокалисты стремились соединить современную музыку с классикой. Неизмеримый багаж опыта, накопленный классикой за все века ее существования, привлекал и эстрадных звезд. В семидесятых годах прошлого века Emerson, Lake & Palmer (ELP) с шумным успехом играли рок-обработку сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», а Procol Harum смело цитировал Баха. Неоднократно обращается к classical crossover Золотой голос Франции Мирей Матье: исполняя как полюбившиеся публики композиции жанра, так и новаторские аранжировки классических мелодий, она становится яркой звездой кроссовера. Queen, начиная с альбома «A Night at the Opera», применяет классические приёмы композиции и звучания, и это становится неотъемлемой частью ее уникального звучания. А сотрудничество солиста группы Фредди Меркьюри с оперной дивой Монтсеррат Кабалье в проекте "Барселона" укрепило певца в статусе корифея classical crossover. Рок-группы Metallica, Scorpions, музыкант Гэри Мур и Ричи Блэкмор, певцы Элтон Джон и Боно с большим успехом выступают с симфоническими оркестрами, а на рубеже веков к classical crossover обращаются металлисты. Новое течение внутри жанра носит название симфоник-металл: гиганты тяжелого звучания Therion становятся пионерами жанра, выводя на сцену вместе с электрогитаристами оперных певиц. "Золотым веком" Therion является период, когда свой вокал соединили американская дива Люси Льюис и шведский тенор Томас Викстрём, свободно чувствующий себя в диапазоне 4-х октав. Интересным экспериментов был концерт Therion в Мишкольце, где вместе с большим симфоническим оркестром и академическим хором группа представила обработки серьезнейших классических произведений и собственных песен. Симфо-пауэр-металлисты Nightwish использовали академический вокал Тарьи Турунен - и стали самым коммерчески успешным металл-проектом конца столетия. Огромные залы, которые собирали Nightwish, вызывали зависть у самых крупных мировых звезд и менее успешных, но от этого не менее интересных проектов симфоник-металла. Стремление мирового сообщества к глобализации, а также поиск новых путей развития культуры приводит к тому, что в начале нынешнего века сlassical crossover развивается на огромной музыкальной территории, приобретая всё больше поклонников. Популярные певицы Лара Фабиан, Сара Брайтман, Эмма Шаплин, певцы Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Джош Гробан, Витторио Григоло, группы Il Volo и Il Divo, инструменталисты Дэвид Гаррет, Эдвин Мартон, Ванесса Мэй успешно работают в стиле кроссовера, стирая границы между музыкальными стилями.
Наша страна на данный момент пока еще не охвачена страстью к classical crossover. Несмотря на то, что Россия, а точнее, СССР, является родиной несколкьих пионеров жанра, на нынешний момент лишь несколько отечественных проектов достойно держат марку наследников Муслима Магомаева и Эдуарда Хиля. Широкую известность, к примеру, приобрел "Терем-квартет", выступавший в разное время перед папой Римским и на закрытии Олимпийских игр. Определенной популярностью на территории страны пользуется группа "Кватро". Проект Дмитрия Янковского NeoClassic обладает достаточным потенциалом для того, чтобы потеснить не только звезд отечественного, но и мирового classical crossover. Уникальный баритон Дмитрия Янковского придает новый смысл поп-шлягерам, которые в соединении с отрывками из классических произведений обретают второе дыхание и занимают достойное место среди сокровищ истинного искусства. Сейчас classical crossover является самым перспективным направлением в мировой эстрадной музыке. Самые лучшие композиторы отдают свои предпочтения академическим голосам, а популярные исполнители начинают искать в музыке нечто большее, чем мелодии-однодневки, регулярно обращаясь к классике. Такой синтез эпох и направлений может быть назван идеальным отображением нынешнего мира, реальности нового тысячелетия, когда исчезают границы между странами, континентами и народами. Появившись в начале прошлого века, classical crossover все еще остается совершенно молодым, развивающимся стилем, - и можно только отдать ему честь, вспоминая известный латинский афоризм Vita brevis, ars longa - "Жизнь коротка, искусство - вечно". (Евгения Белова) http://www.neoclassic.pro/posts/The-history-of-classical-crossover