Муслим Магомаев и Арно Бабаджанян: - дружба азербайджанца и армянина.
В 60-70-х годах в СССР появилось яркое творческое трио Муслим Магомаев - Арно Бабаджанян - Роберт Рождественский, которое много лет восхищало публику своими произведениями.
Судьба их свела, когда восходящей звезде советской эстрады Муслиму Магомаеву было 19 лет, а композитору Арно Бабаджаняну - 40. В то славное время не существовало межнациональных противоречий, чему подтверждение творческая и человеческая дружба двух выдающихся представителей азербайджанского и армянского народов.
Шлягер за шлягером, да какие: "Королева красоты", "Чертово колесо", "Не спеши", "Ожидание", "Моя судьба", "Свадьба", которая пела и плясала, "Песня о Москве", которая была запрещена Н.Хрущевым как твист!
А во время исполнения песни "Благодарю тебя" многие люди не могли сдержать слёз, а зал аплодировал стоя...
Из 242 композиций Магомаева 36 были на музыку Бабаджаняна. Арно называл Муслима лучшим исполнителем своих песен и даже их соавтором.
Арно Бабаджанян, народный артист СССР (1921-1983) вспоминал:
"Как известно, песни состоит из трех компонентов- композитора, поэта и исполнителя.
Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором композитора и поэта. Приведу простой пример с песней "Свадьба". Она была мною написана для нового спектакля мюзик-холла в сатирическом плане и называлась "Понедельник - день тяжелый".
Мы с Робертом Рождественским показали ее Муслиму.
Услышав ее, он сказал, что эта песня должна быть решена в ином ключе, она должна быть звонкой и лихой, в общем, праздничной. Мысль Муслима нам понравилась, мы ее переделали, сделали такой, какой ее знают сегодня. Муслим - это певец, который своим мастерством превращает песни в праздник".
Начало творческого союза
В своей книге "Любовь моя - мелодия" Муслим Магомаев вспоминал:
"Мы встретились с ним так, словно знали друг друга давно. Показал ему запись его "Софии". Он удивился тому, как просто и быстро удалось управиться с ударением.
Сказал: "Лиха беда начала". Первая песня, которую он написал для меня, была "Ожидание" на стихи Гарольда Регистана. Арно знал мою страсть к неаполитанской песне, так что песня получилась именно в таком распевном стиле, но и с ароматом Востока.
Я пел ее и под рояль Арно, и с эстрадными и симфоническими оркестрами. Она вошла в мои лучшие диски. Возможно, "Ожидание" не было шлягером. Но именно эта песня стала нашей совместной с Арно визитной карточкой.
Потом мы "ударили" с ним по твистам и шейкам - что поделаешь, у песен тоже своя мода. Первым твистом в нашей стране был "Черный кот" Юрия Саульского и Михаила Танюша.
И надо заметить, "цензурные уши", увлекшись "погоней" за несчастным черным котом, прослушали наши с Бабаджаняном твисты.
У Арно был редкий дар - он умудрялся, услышав популярную тему и взяв какие-то стилистические элементы, переплавить в золото собственной мелодии. Так, "настроив слух" на твист Адриано Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев", написал свой твист "Лучший город земли".
Для Арно главным в момент создания песни была музыка, а не слова. Когда он писал "Королеву красоты", то говорил: "Хочу такую... пахучую песню..." Ему хотелось, чтобы песня была в стиле: "А ты ушла, моя Маруся..."
Может быть, песня такой бы и получилась, с неким душком, если бы не стихи Анатодия Горохова, который додумался до королевы красоты (хотя тогда у нас никаких королев еще не было), до лета, которое бродит по переулкам.
"Королева красоты" по итогам конкурса "Лучшая песня 1965 года" оказалась в ряду победителей.
В газете "Вечерняя Москва" в статье "Экспромт сердца" на вопрос: "Что определило успех вашей песни?", Арно ответил так: " Когда я писал "Королеву", то думал о Муслиме Магомаеве, представлял, как он будет ее исполнять..."
Муслим Магомаев о таланте композитора
"Недостатки - это продолжение наших достоинств. Темперамент Арно, его спешка в самовыражении граничили с тем, что можно назвать сочинительской жадностью.
И при этом он словно обкрадывал себя, опережая события. Поэтому он "утопил" немало хороших своих песен: едва родившись, они оставались за бортом популярности.
С Николаем Добронравовым они написали песню "Гордость" ("Пришел конец печальной повести").
Песня получилась очень красивая, она могла бы стать шлягером, нужно было только время, чтобы, как теперь говорят, "раскрутить" ее.
Я спел эту песню несколько раз, и тут Бабаджанян, который, как всегда, спешил, "задавил" ее: выдал очередную прекрасную песню "Благодарю тебя".
Она стала суперпопулярной, и получилось, что один шлягер убил другой, потенциальный шлягер. Такая же судьба у чудесной песни "В нежданный час" ("Как долго шли друг к другу") - ей "дала подножку" песня "Не спеши".
Даже "Чертову колесу" Арно не дал раскрутиться в полную меру: не дождался, когда она достигнет пика своей популярности, и тут же "выдал" "Свадьбу".
Нетерпеливый талант Бабаджаняна как бы сам себе наступал на пятки. Мелодии "поджимали" его, рождаясь одна за другой. Арно смотрел на меня из-под кустистых бровей "домиком" и с наивностью гения-подростка объяснял:
- Понимаешь, старик, я взял и написал другую мелодию. И она - лучше! Ведь лучше?..
Всякий раз он считал, что именно она-то и есть его бессмертная мелодия. А старую тему, которая и молодой-то не успевала побыть, он оставлял без присмотра.
Конечно, все это не вина его, а скорее беда, связанная с отсутствием в тогдашней нашей индустрии популярной музыки школы продюсеров. На Западе это давно вовсю процветало, а у нас еще собиралось взойти...
Мне трудно сейчас сказать, отчего творческая судьба Бабаджаняна сложилась так, а не иначе. Массовому слушателю он известен как блистательный песенник, знатокам серьезной музыки - как автор академических произведений.
Я всегда чувствовал, что ему хочется писать серьезную музыку. И он писал ее по мере возможности. Например, для Мстислава Ростроповича он сочинил прекрасный Виолончельный концерт...
И еще был он олицетворением фантастического пианизма: и по тому, что он писал для фортепиано, и по тому, как он сам это исполнял. Он написал для одного из конкурсов имени Чайковского в качестве обязательного произведения "Поэму" для фортепиано. Конкурсанты, талантливые молодые пианисты из разных стран мира, спотыкались на виртуозных пассажах "Поэмы".
На банкете, устроенном после окончания конкурса, к Арно Арутюновичу подошли "жертвы" его сочинения:
- Маэстро, а как вы сами исполняете "Поэму"? - Вопрос был явно с подковыркой: мол, написать-то можно все, а вот сыграть...
Бабаджанян сел за рояль и блистательно исполнил свое произведение.
И все-таки душа его цвела в мелодии. Иногда про кого-то говорят, что он человек-оркестр. Про Бабаджаняна можно сказать, что это был человек-мелодия.
У его песен ярко выраженный мелодический характер. Его мелодии не просто красивы - они чувственны. Веселость их зажигательна, а грусть пронзительна. Возможно, песни-то и сбили его с "истинного" пути - они стали для него искушением. Но и в песнях он оставался композитором масштабным.
Когда он исполнял их на рояле, из-под рук его звучал целый оркестр. Слушая же его песни в оркестровом варианте, я говорил себе: "Арно, на рояле было гуще, напористее".
Пока я помню, я живу
Песня, Арно Арутюнович Бабаджанян
«Пока я помню - я живу»
А. Бабаджанян, Р. Рождественский Муслим МАГОМАЕВ
Луна над городом взошла опять, Уже троллейбусы уходят спать. И словно ветры счастья в моё окно стучатся Вновь воспоминания. Воспоминания о давнем дне, Когда однажды ты пришла ко мне. В дожде таком весёлом, Цветном и невесомом, Ты пришла ко мне.
Плывут в дома воспоминания, Слова любви, слова признания. Живут во мне вспоминания, Живут во сне и наяву. Они тепло моё весеннее, Моя мечта, моё везение, Моя надежда и спасение, Пока я помню - я живу.
Воспоминания глядят в глаза, Воспоминаний обмануть нельзя. Они, по самой сути, мои друзья и судьи, И мои наставники. Хоть и расстались мы с тобой, но всё ж, В воспоминаньях ты моих живёшь. В дожде, таком весёлом, цветном и невесомом, Вновь идёшь ко мне.
Плывут в дома воспоминания, Слова любви, слова признания. Живут во мне вспоминания, Живут во сне и наяву. Они тепло моё весеннее, Моя мечта, моё везение, Моя надежда и спасение, Пока я помню - я живу.
Плывут в дома воспоминания, Слова любви, слова признания. Живут во мне вспоминания, Живут во сне и наяву. Они тепло моё весеннее, Моя мечта, моё везение, Моя надежда и спасение, Пока я помню - я живу.
21 января 1921 - 104 года назад День рождения Арно Бабаджаняна
МУСЛИМ МАГОМАЕВ "Человек - это звучит ГОРДО!"
:Вера Добровольская
Муслим Магомаев и Арно Бабаджанян: - дружба азербайджанца и армянина.
В то славное время не существовало межнациональных противоречий, чему подтверждение творческая и человеческая дружба двух выдающихся представителей азербайджанского и армянского народов.
Шлягер за шлягером, да какие: "Королева красоты", "Чертово колесо", "Не спеши", "Ожидание", "Моя судьба", "Свадьба", которая пела и плясала, "Песня о Москве", которая была запрещена Н.Хрущевым как твист!
А во время исполнения песни "Благодарю тебя" многие люди не могли сдержать слёз, а зал аплодировал стоя...
Из 242 композиций Магомаева 36 были на музыку Бабаджаняна. Арно называл Муслима лучшим исполнителем своих песен и даже их соавтором.
"Как известно, песни состоит из трех компонентов- композитора, поэта и исполнителя.
Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором композитора и поэта.
Приведу простой пример с песней "Свадьба". Она была мною написана для нового спектакля мюзик-холла в сатирическом плане и называлась "Понедельник - день тяжелый".
Мы с Робертом Рождественским показали ее Муслиму.
Услышав ее, он сказал, что эта песня должна быть решена в ином ключе, она должна быть звонкой и лихой, в общем, праздничной.
Мысль Муслима нам понравилась, мы ее переделали, сделали такой, какой ее знают сегодня.
Муслим - это певец, который своим мастерством превращает песни в праздник".
Начало творческого союза
В своей книге "Любовь моя - мелодия" Муслим Магомаев вспоминал:
"Мы встретились с ним так, словно знали друг друга давно. Показал ему запись его "Софии". Он удивился тому, как просто и быстро удалось управиться с ударением.
Сказал: "Лиха беда начала". Первая песня, которую он написал для меня, была "Ожидание" на стихи Гарольда Регистана.
Арно знал мою страсть к неаполитанской песне, так что песня получилась именно в таком распевном стиле, но и с ароматом Востока.
Я пел ее и под рояль Арно, и с эстрадными и симфоническими оркестрами.
Она вошла в мои лучшие диски. Возможно, "Ожидание" не было шлягером. Но именно эта песня стала нашей совместной с Арно визитной карточкой.
Потом мы "ударили" с ним по твистам и шейкам - что поделаешь, у песен тоже своя мода. Первым твистом в нашей стране был "Черный кот" Юрия Саульского и Михаила Танюша.
И надо заметить, "цензурные уши", увлекшись "погоней" за несчастным черным котом, прослушали наши с Бабаджаняном твисты.
У Арно был редкий дар - он умудрялся, услышав популярную тему и взяв какие-то стилистические элементы, переплавить в золото собственной мелодии. Так, "настроив слух" на твист Адриано Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев", написал свой твист "Лучший город земли".
Для Арно главным в момент создания песни была музыка, а не слова. Когда он писал "Королеву красоты", то говорил: "Хочу такую... пахучую песню..." Ему хотелось, чтобы песня была в стиле: "А ты ушла, моя Маруся..."
Может быть, песня такой бы и получилась, с неким душком, если бы не стихи Анатодия Горохова, который додумался до королевы красоты (хотя тогда у нас никаких королев еще не было), до лета, которое бродит по переулкам.
"Королева красоты" по итогам конкурса "Лучшая песня 1965 года" оказалась в ряду победителей.
В газете "Вечерняя Москва" в статье "Экспромт сердца" на вопрос: "Что определило успех вашей песни?", Арно ответил так: " Когда я писал "Королеву", то думал о Муслиме Магомаеве, представлял, как он будет ее исполнять..."
"Недостатки - это продолжение наших достоинств. Темперамент Арно, его спешка в самовыражении граничили с тем, что можно назвать сочинительской жадностью.
И при этом он словно обкрадывал себя, опережая события. Поэтому он "утопил" немало хороших своих песен: едва родившись, они оставались за бортом популярности.
С Николаем Добронравовым они написали песню "Гордость" ("Пришел конец печальной повести").
Песня получилась очень красивая, она могла бы стать шлягером, нужно было только время, чтобы, как теперь говорят, "раскрутить" ее.
Я спел эту песню несколько раз, и тут Бабаджанян, который, как всегда, спешил, "задавил" ее: выдал очередную прекрасную песню "Благодарю тебя".
Она стала суперпопулярной, и получилось, что один шлягер убил другой, потенциальный шлягер. Такая же судьба у чудесной песни "В нежданный час" ("Как долго шли друг к другу") - ей "дала подножку" песня "Не спеши".
Даже "Чертову колесу" Арно не дал раскрутиться в полную меру: не дождался, когда она достигнет пика своей популярности, и тут же "выдал" "Свадьбу".
Нетерпеливый талант Бабаджаняна как бы сам себе наступал на пятки. Мелодии "поджимали" его, рождаясь одна за другой. Арно смотрел на меня из-под кустистых бровей "домиком" и с наивностью гения-подростка объяснял:
- Понимаешь, старик, я взял и написал другую мелодию. И она - лучше! Ведь лучше?..
Всякий раз он считал, что именно она-то и есть его бессмертная мелодия. А старую тему, которая и молодой-то не успевала побыть, он оставлял без присмотра.
Конечно, все это не вина его, а скорее беда, связанная с отсутствием в тогдашней нашей индустрии популярной музыки школы продюсеров.
На Западе это давно вовсю процветало, а у нас еще собиралось взойти...
Мне трудно сейчас сказать, отчего творческая судьба Бабаджаняна сложилась так, а не иначе. Массовому слушателю он известен как блистательный песенник, знатокам серьезной музыки - как автор академических произведений.
Я всегда чувствовал, что ему хочется писать серьезную музыку. И он писал ее по мере возможности. Например, для Мстислава Ростроповича он сочинил прекрасный Виолончельный концерт...
И еще был он олицетворением фантастического пианизма: и по тому, что он писал для фортепиано, и по тому, как он сам это исполнял. Он написал для одного из конкурсов имени Чайковского в качестве обязательного произведения "Поэму" для фортепиано. Конкурсанты, талантливые молодые пианисты из разных стран мира, спотыкались на виртуозных пассажах "Поэмы".
На банкете, устроенном после окончания конкурса, к Арно Арутюновичу подошли "жертвы" его сочинения:
- Маэстро, а как вы сами исполняете "Поэму"? - Вопрос был явно с подковыркой: мол, написать-то можно все, а вот сыграть...
Бабаджанян сел за рояль и блистательно исполнил свое произведение.
И все-таки душа его цвела в мелодии. Иногда про кого-то говорят, что он человек-оркестр. Про Бабаджаняна можно сказать, что это был человек-мелодия.
У его песен ярко выраженный мелодический характер. Его мелодии не просто красивы - они чувственны. Веселость их зажигательна, а грусть пронзительна.
Возможно, песни-то и сбили его с "истинного" пути - они стали для него искушением. Но и в песнях он оставался композитором масштабным.
Когда он исполнял их на рояле, из-под рук его звучал целый оркестр. Слушая же его песни в оркестровом варианте, я говорил себе: "Арно, на рояле было гуще, напористее".
Песня, Арно Арутюнович Бабаджанян
«Пока я помню - я живу»
А. Бабаджанян,
Р. Рождественский
Муслим МАГОМАЕВ
Луна над городом взошла опять,
Уже троллейбусы уходят спать.
И словно ветры счастья в моё окно стучатся
Вновь воспоминания. Воспоминания о давнем дне,
Когда однажды ты пришла ко мне.
В дожде таком весёлом,
Цветном и невесомом,
Ты пришла ко мне.
Плывут в дома воспоминания,
Слова любви, слова признания.
Живут во мне вспоминания,
Живут во сне и наяву.
Они тепло моё весеннее,
Моя мечта, моё везение,
Моя надежда и спасение,
Пока я помню - я живу.
Воспоминания глядят в глаза,
Воспоминаний обмануть нельзя.
Они, по самой сути, мои друзья и судьи,
И мои наставники.
Хоть и расстались мы с тобой, но всё ж,
В воспоминаньях ты моих живёшь.
В дожде, таком весёлом, цветном и невесомом,
Вновь идёшь ко мне.
Плывут в дома воспоминания,
Слова любви, слова признания.
Живут во мне вспоминания,
Живут во сне и наяву.
Они тепло моё весеннее,
Моя мечта, моё везение,
Моя надежда и спасение,
Пока я помню - я живу.
Плывут в дома воспоминания,
Слова любви, слова признания.
Живут во мне вспоминания,
Живут во сне и наяву.
Они тепло моё весеннее,
Моя мечта, моё везение,
Моя надежда и спасение,
Пока я помню - я живу.
21 января 1921 - 104 года назад
День рождения
Арно Бабаджаняна