Чингиз - Хан был бурятом ... Почти по - лермонтовски я в степи стоял ... ( ... Посвящено Параду в Москве ... ) Легенды и сказки, седых, и былых времён Нам, давно уже поросли травой-ковылью. Наш Мир ныне Великой Степи неспокоен, Мне грезится : в поднятой ветром пылью ... Коней со всадниками разъярённый табун, В Орде отрядов полотнища синих знамён. Я встал в немом почтении, будто истукан, Мчатся мимо меня, взгляд всех надменен. Несётся по степи тысячами копыт ураган, Молниями - громом извергаются их глаза. Во главе степной армады сам Чингиз-Хан, С диким грохотом молний как небес гроза. Не во сне, наяву все мчались мимо меня. Каждый Всадник - ВОИН, склонясь с коня, Кидал грозный полного презрения взгляд На мой синий - модный джинсовый наряд. Сам Великий Хан смеялся мне не жёстко, Мне было невдомёк - я не внял его упрёк. С Богами Тэнгрын - он звал меня с собой, Грозно призывно саблею - могучею рукой. Но я, ничтожный, как будто, в Землю врос, К ней, к родной и степной, без слёз и грёз. Не трус, но в грозу без чувств и воли стал, Пока не пронёсся табун, ничего не сказал ... Россия и Китай являются продуктом многовекового монгольского правления, которое не отличалось от западного развития ... Увидеть вклад победителя в завоёванную страну – нелегко. Это ещё труднее, когда завоеватель – Чингисхан, а покорённая страна - Россия. Но в республике Бурятия и других союзных бывших республиках Советского Союза взгляд меняется. На юге Бурятии, рядом с современной границей с Монголией, есть горная вышка, известная на местном уровне как крепость Меркит, которая смотрит на засушливую степь, постепенно исчезающую вдали. Согласно легенде, эта грозная естественная крепость была осаждена более 800 лет назад силами молодого монгольского военачальника, который утверждал, что его невеста была украдена племенем Меркит. Он захватил крепость и объединил большинство кочевых монгольских племён Северо-Восточной Азии, включая предков современных бурят. Взяв имя Чингисхан, что означает «универсальный правитель Далай хаан», он направил свою обширную армию высоко дисциплинированных конных штурмовых войск на юг и запад, завоевав Китай, большую часть Центральной Азии и Ближнего Востока, современную Россию и части Восточной Европы. На пике своего расцвета Монгольская Империя была самой крупной империей в истории, и она оставила свой отпечаток повсюду. Для Запада её влияние было в основном положительным, потому что охраняемый монголами легендарный Шёлковый Путь позволил путешественникам, таким как Марко Поло, привезти домой восточные диковинки - специи, шелк, порох, компас и печатный станок. Но российские историки традиционно рассматривали её как катастрофу. Первая волна монгольских захватчиков разгромила государство Киевской Руси, оставшиеся в живых спасались бегством в северные леса, где они объединялись. 200 лет потребовалось, чтобы скинуть то, что в России до сих пор называют «монгольское иго». До сих пор российские школьники узнают, что монгольские оккупанты или «Золотая Орда», не принесли ничего, кроме боли, опустошения и унизительного подчинения, пишет Фред Вейр (Fred Weir) – канадский журналист, который живёт в Москве и специализируется на России. Он - московский корреспондент Boston-daily The Christian Science Monitor и ежемесячного журнала Chicago In These Times. « Но эту точку зрения оспаривают историки и другие мыслители в Бурятии и даже в Москве. Они предлагают более тонкое толкование, которое рассматривает монгольскую оккупацию в качестве стимула, сформировавшего российское государство с высоко централизованной формой правления во главе с бесспорным лидером и с его коллективными формами социальной организации», - продолжает он. « Путин - Хан. То, что он говорит, исполняется. Это в монгольской традиции, а вовсе не в европейской, - говорит Алексей Гатапов, автор нескольких книг о Чингисхане и бурятах. « То, что я говорю, может быть спорным в Москве, но мы это видим довольно чЁтко ». Наследники Империи ... Россия и Китай одновременно являются продуктом многовекового монгольского правления, которое отнюдь не отличалось от западного развития. Их усилия в 20-м веке по модернизации, например, принятых форм коммунизма, могли бы быть не признаны Карлом Марксом, но, вероятно, получили бы одобрение Чингисхана, считает Фред Вейр. Несмотря на кончину коммунистической идеологии в прошлой четверти века и оплошное принятие капитализма как Россией, так и Китаем, геополитическая напряжённость с Западом не исчезла и может даже усилиться. Бурятские учёные говорят, что они могут понять, почему это происходит. « Россия и Китай были частью великой Монгольской Империи, и по сей день мы видим сохранение монгольского влияния на российскую государственную, военную и политическую культуру», - говорит Тимур Дугаржапов, главный редактор независимой политической газеты «Новая Бурятия». « Когда Владимир Путин и китайские лидеры встречаются сегодня и находят общий геополитический язык, а Китай говорит об использовании своей экономической мощи для восстановления старого Шёлкового Пути, они возвращаются к этому историческому опыту. Этот опыт уникален, отличен от западного и он создал общества, которые, в отличие от Запада, практически не похожи на их политическую ДНК». После распада СССР Россия приняла западные экономические методы, а также многие другие ценности, в том числе заявленную приверженность делу построения демократии. Но она остается основанной на политической системе, которую западные критики теперь называют «самодержавием», хотя раньше они же звали ее «коммунизмом». Эти различия не являются мнимыми. Недавно Китай внёс поправки в свою конституцию, чтобы позволить Си Цзиньпину остаться президентом пожизненно. Путин, недавно избранный на четвёртый срок в Кремле, находится под довольно низким давлением снизу, чтобы сделать что-то подобное, подчеркнул Фред Вейр. Для Бурятии особенно характерно влияние монголов. Буряты являются потомками воинов Чингисхана, которые развили отдельную идентичность после того, как Российская Империя завоевала эту территорию и провела границу между ними и остальной Монголией в 17 - м веке. Их земли были завоёваны русскими казаками - военизированными колонистами, которые возглавили царскую экспансию, - и позже были реставрированы старообрядцами, религиозными диссидентами, изгнанными из европейской России в 18 - м веке. В отличие от американских поселенцев, которые продвигались на запад по всей Северной Америке, русские имели тенденцию сосуществовать с коренными народами, проживающими на завоёванных территориях, часто вступая в брак с их представителями. Ранние русские поселенцы в Бурятии стали развивать сельское хозяйство в долинах рек и создали экономический симбиоз с племенами скотоводов, кочевыми бурятскими племенами. Но это не значит, что их сосуществование всегда было мирным. « Мы учились в [советской] школе, добровольно присоединились к России», - говорит г-н Гатапов. « Но в 1990 - х годах, когда у нас было больше свободы, мы смогли получить больше знаний. Мы узнали, что Россия завоевала бурят в многолетней войне. Итак, русское образование солгало нам. С другой стороны, вся наша цивилизация связана с Россией, а русский язык - наше окно в мир. Итак, у нас есть эта странная амбивалентность. Но это помогает объяснить, почему здесь нет агрессивного бурятского национализма ». Растущее противоречие в отношении Чингисхана и монгольского наследия в России одинаково досадно. «Чингисхан всегда был народным героем для бурят. Но в Бурятии даже сегодня дети учатся той же истории, что и во всех русских школах », - говорит г-н Дугаржапов. « Раньше я был учителем истории и я рассказывал своим ученикам о том, насколько ужасно «монгольское иго», как оно навредило России и что именно иго несёт ответственность за всевозможные исторические болезни. Теперь мы можем изучить и новые взгляды ». “ Всё это ведёт к Чингисхану ” ... Учёные говорят, что монгольское влияние всё ещё проявляется в российской политической культуре и военной организации, а также в русском языке. Хотя не многие русские слова можно проследить до монгольских и тюркских племён, составлявших Золотую Орду, в основном те, которые относятся к администрации, торговле и военной организации. Например, это русские слова «деньги», «лошадь», «обычай», «чай» и «казна». « В советские времена любое упоминание о Чингисхане было запрещено даже в Монголии (тогда это было государство-спутник СССР)», - говорит Николай Крадин, и.о. директора Института истории, археологии и этнографии Дальнего Востока, являющегося частью Российской академии наук. « Сегодня Монголия независима, а Чингисхан - их национальный герой. В Бурятии это тема для обсуждения, и даже среди российских историков постепенно рассматриваются новые интерпретации. Мы переходим к более сложному взгляду на монгольское завоевание и его исторические последствия. Да, они захватили и уничтожили цивилизации, они были безжалостными, но они интегрировали Россию в огромную Империю ». Он говорит, что многие историки теперь считают, что технологические, военные и политические преобразования, которые Россия пережила в XVI веке, можно проследить до двухвекового погружения в Монгольскую Империю. « Сегодня Россия - это очень модернизированная страна, она многое позаимствовала с Запада и изменила. Нельзя сказать, что Россия - всего лишь продукт монгольского наследия, потому что это лишь одно из многих влияний », - говорит Дугаржапов. « Здесь, в Бурятии, мы не видим будущего отдельно от России, но мы понимаем, что у нас есть несколько иная идентичность. Мы все говорим по-русски, но у нас есть собственный язык, культура и история. Традиция сегодня очень востребована среди молодых бурят, и всё это ведёт к Чингисхану ». Казахские и китайские историки отстаивают право называть Чингисхана своим полководцем. Наши учёные утверждают, что он был бурятского происхождения ... Хотя значительная часть предков современных бурятов боролись с войсками Чингисхана. Предки позднейших братов (бурятов) выделились из монгольских племён, обитавших в Прибайкалье и Забайкалье с тех времён, когда Империя, созданная Чингисханом, ещё не существовала. Дело в том, что в Забайкалье и Монголии во второй половине I тысячелетия н. э. происходят крупные перемещения кочевых народов. Исчезает государство уйгуров, и бассейн рек Селенги и Орхона занимают другие тюркские и монгольские племена. Господствовавшие в Прибайкалье в VII–IХ вв. курыкане уходят, видимо, на север, и на их месте появляются монголоязычные племена. Взамен проживавшего в Забайкалье племенного союза байегу появляются монголоязычные баргуты. Появление на Верхней Лене монгольских кочевников нашло отображение на писаницах Шишкинских скал. Учёные Г.Н. Румянцев и Л. Л. Викторова писали об этих рисунках: « Находки в могилах дополняются замечательными резными изображениями на Шишкинских скалах, которые хронологически следуют за курыканскими рисунками. На них реалистически воспроизведены сцены перекочёвки бродячих скотоводческих групп. Впереди едут на лошадях вооружённые всадники, которые гонят перед собой стада. Позади тянутся друг за другом повозки с поставленными на них кибитками. Это живая картина перекочевок, как они описаны в монгольском эпосе и в сочинениях западноевропейских путешественников ХIII в.» Монгольские племена, обитавшие в ХII-ХIII вв. на землях вокруг Байкала и в Монголии, говорили на разных племенных диалектах и отличались друг от друга по уровню развития. Рашидаддин, иранский учёный и государственный деятель (конец ХIII — начало ХIV в.), в сочинении «Сборник летописей» и анонимный монгольский автор, не ранее 1240 г. написавший историческую хронику «Сокровенное сказание», подразделяли все монгольские племена на две группы: лесные звероловные, жившие, видимо, в Прибайкалье, и степные скотоводческие, кочевавшие по пастбищам от Китая до Алтайских гор. В числе племён, живших в лесной и лесостепной зонах этого региона, были те, «в именах которых, — по мнению Г. Н. Румянцева и Л. Л. Викторовой, — слышны этнические термины, связанные с позднейшими бурятами». В «Сокровенном сказании» в числе лесных племен упоминаются явные предки бурятов: хори-туматы, икиресы, бархуны (баргуты), буряты (булия). Рашидаддин называет хори-туматов, булагачинов, кэремучинов, икиресов и баргутов. Учёные считают, что когда в Монголии возникло путём объединения монгольских племён изначальное первичное "государство" Чингисхана, то первые удары оно нанесло по племенам предков бурят и енисейских кыргызов, которые сопротивлялись порабощению их монгольским хаганом и его приближёнными. «Сокровенное сказание» повествует о походе монголов против лесных племён Прибайкалья: « В год Зайца (1207 г. — М.Ц.) Чжучи был послан с войском Правой руки к лесным народам. Проводником был Буха. Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки со своими тумен-ойротами. Явившись, он стал провожатым у Чжучи. Проводил его к своим тумен-ойротам и ввел в Шихшит. Подчинив ойротов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжучи подступил к тумен-кыргызам. Тогда к Чжучи явились кыргызские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжучи принял под власть монгольскую все лесные народы». Так впервые в числе врагов Чингисхана были названы буряты, как отдельные племена, а также бархуны (то есть баргуты), частично вошедшие в состав позднейших бурят. Долго сопротивлялись войскам Чингисхана предки бурятов — племена хори-туматов. После ухода основных монгольских отрядов они подняли восстание и захватили в плен монгольского наместника Хорчи-нойона и предателя Худуха-беки, отправленного ему на выручку. После этого для разгрома хори-туматов был направлен один из ближайших сподвижников Чингисхана Боро-ула. Но он попал в засаду и был убит хори-туматами. Только отправка на усмирение восставших новых монгольских отрядов под началом одного из ойротских нойонов, сумевшего провести карателей в тыл восставшим по звериным тропам, привела к их разгрому. Лесные племена так и не смирились с завоевателями. Г. Н. Румянцев и Л. Л. Викторова считают, что после нападения монголов на земли, заселённые предками бурят, некоторые прибайкальские племена, в том числе отдельные группы хоритуматов, частично откочевали на север и затем вошли в состав якутской народности. Частичнр многие бурятские племена платили дань монгольским властителям, но, видимо, не принимали прямого участия в завоевательных походах армий монгольской империи Чингисхана на восток и на запад. Такая роль предков бурят, их номинальная зависимость от монгольских властителей отразилась, видимо, и на языке бурят, который принадлежит, естественно, к монгольской группе языков. Диалекты бурятского языка сохранили много таких слов, которые характерны для памятников монгольской речи ХIII—ХIV вв., и не встречаются сейчас в других монгольских языках. Кроме того, язык бурят, по мнению лингвистов, отражает и процесс ассимиляции тюркских племён монголоязычными предками бурят. Так что наряду с монгольскими архаичными словами в бурятском языке имеется немало тюркских слов, которых нет в других монгольских языках. К ХVII в. буряты были народом скотоводов. В Прибайкалье у них преобладало скотоводство полуосёдлого типа. Они заготавливали корма для кормления скота в зимний период, когда содержали скот в постоянных загонах в своих поселениях. А в Забайкалье буряты вели жизнь типичных кочевников-скотоводов. Они разводили коров, овец, лошадей и верблюдов. Скотоводство давало им пищу, одежду и материалы для устройства жилищ — войлочных юрт. Правда, у западных бурят существовало и земледелие. Они сеяли просо, гречиху, ячмень, причём обрабатывали земли для посева при помощи мотыги. Важную роль в хозяйственной жизни бурят играла охота. Особенностью бурятской охоты было то, что практиковались коллективные её формы в виде облав, в которых наравне с мужчинами принимали участие и женщины. Крупных зверей — медведей, лосей и др. — поражали рогатинами, а мелких — стрелами. Изображения таких охотничьих облав имеются среди найденных в Прибайкалье и Забайкалье наскальных рисунков, часть из которых явно сделана предками бурят. У предков бурят были развиты добыча металла и кузнечное дело. Они умели искусно изготавливать вооружение для воинов, орудия охоты, топоры, ножи, котлы для варки пищи и соли, принадлежности конской сбруи с серебряной чеканкой, украшения. У племён, из которых позже сформировалась бурятская народность, была развита меновая торговля с эвенками, тывинцами, киргизами, а также со странами Средней Азии и с Монголией. От эвенков предки бурят получали пушнину в обмен на просо, скот, железные изделия. Скот и пушнину с помощью среднеазиатских купцов они поставляли в Среднюю Азию и Китай в обмен на драгоценности, шелковые и хлопчатобумажные ткани. К ХVII в. в Прибайкалье племенное название «буряты», ранее относившееся к части проживавших там племён, распространилось на все монголоязычные племена края. К этому времени в состав бурят вошли племена, ранее считавшиеся частью ойратов. Значительную прослойку в бурятском народе составляли собственно монголы. К моменту появления в Прибайкалье и Забайкалье русских буряты представляли собой самую многочисленную и сильную в военном отношении народность Восточной Сибири, которая брала «ясак со многих с малых землиц». По мере приближения чуть менее полутора века до тысячелетия со дня рождения Чингисхана среди историков разных стран всё жарче разгорается дискуссия об этнической принадлежности великого завоевателя ... Как известно, ЮНЕСКО признала его . В ближайшее время в Алма-Ате готовилось проведение научно-практической конференции с участием ведущих ученых из России, Ирана, Китая, Монголии, Казахстана и других стран. По сообщениям , организаторы конференции попытались поставить под сомнение монгольское происхождение Чингисхана. Некоторые казахские учёные считают, что исторические факты были намеренно искажены во времена правления Ивана Грозного. Чингисхан родился на территории современной Монголии в роду кият. При рождении ему дали имя Тэмуджин. Во время курултая (общее собрание родов и племен. - Авт.) в 1206 году Тэмуджин был провозглашён Ханом и ему дали новое имя - Чингисхан. Участниками курултая были кыпчакские (позже ставшие казахскими) роды кият, меркит, жалаир и аргын. Поэтому учёные утверждают, что Чингисхан был казахом. К кампании по признанию Чингисхана казахом подключились члены правительства Казахстана и ведущие СМИ страны. Кроме Казахстана, на Чингисхана всерьёз претендует Китай. включён в почётный реестр великих китайских императоров, а в Китае в честь него воздвигнут мавзолей. Для монголов не существует сомнений в происхождении Чингисхана. Что же думают по этому поводу представители бурятской науки ? Баир Дашибалов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМБИТ БНЦ СО РАН. -- Вокруг имени Чингисхана всегда было много политики, а хотелось бы, чтобы его история и деяния рассматривались строго научно. В вопросах истории мы должны доверять профессиональным ученым, таким, как российский академик Бартольд. В книге он прекрасно показал достижения Чингисхана. В 2000 - м году в Москве прошла конференция археологов, изучавших последствия нашествия Батыя, или Русь в ХIII веке. Факты, приведённые исследователями, свидетельствовали о том, что катастрофических изменений в русской культуре в результате прихода монголо-татар не было, а значит, традиционное представление о разрушительном характере нашествия нуждается в корректировке. Археологические раскопки показали, что с приходом монголов в Поволжье появляются первые астрономические приборы, а ведь астрономия без алгебры невозможна. Расцвет экономики и культуры во времена владычества монголов происходил не только в европейской части России, но и у нас. Это города Нарсатуй в Мухоршибирском районе, Кондуй в Аге. Поэтому мы должны отойти от предвзятого, европоцентристского подхода к оценке личности Чингисхана, главным достижением которого стало соединение Запада и Востока. О происхождении Тэмуджина ... Можем ли мы говорить, что Чингисхан был бурятом ? Нужно сразу оговориться, что в то время бурятский народ в его сегодняшнем виде не существовал. А были племена хори - монголов, булагачинов (булагатов) и керемучинов (эхиритов), которые сейчас стали частью бурятского этноса. Эти факты позволяют ответить на поставленный вопрос утвердительно. Да, он был бурятом! начинается с перечисления предков. Прародительница чингисидов Алан-Гоа родилась на хори-туматской земле Баргуджин-Токум, простиравшейся вокруг Байкала. Предком Чингисхана по материнской линии был Хорилартай-Мерган - хоринский бурят. Следовательно, Чингисхан родился среди хоринских монголов, которые издавна кочевали по берегам реки Онон. Член-корреспондент РАН, археолог С.В. Киселёв указывал местом его рождения урочище Делюн-Болдок в Аге. Такое же урочище есть и по другую сторону границы, в Монголии, где тоже проживают буряты хоринского происхождения. Эти два места расположены недалеко друг от друга, а границы, разделяющей их, раньше не было. Поэтому Чингисхана можно с полным правом назвать бурятом. Почему казахи ? ... Казахи - тюркоязычный народ, а тюрки и монголы представляют, в сущности, единый тюрко-монгольский мир. И у бурят значительно представлена тюркская линия. У нас был период двуязычия, когда мы говорили по-тюркски и по-монгольски, то есть мы являемся тюрко-монгольским этносом. Например, Гусиное озеро раньше называлось Кюльнур. Кюль по-тюркски, а нур - по-монгольски то же самое. Самый же убедительный пример - это сойоты, последняя этническая группа тюрков, влившаяся в бурятский народ и ныне проживающая в Окинском районе. Почему китайцы ? ... Китайцы традиционно считают своими те династии, что основаны чужеземными завоевателями Китая. Чингисхана они рассматривают как часть своей истории, как основателя китайской династии Юань. Всего же в истории Китая было три династии, основанные монголами и правившие в общей сложности 700 лет. Поэтому они рассматривают Чингисхана как своего правителя. И эта позиция, конечно же, справедлива. Но Чингисхан принадлежит всему миру. Он не может быть только китайским, монгольским, казахским или бурятским, он был вне этнических рамок. Монголы в XIII веке были носителями идеи евразийства, они разрушали замкнутость, косность сознания, религиозную нетерпимость и создавали открытое евразийское пространство и планетарное мировоззрение. Английский историк Лэмби сказал, что одинокая девственница с мешком золота могла проехать по всей монгольской империи от Адриатики до Тихого океана, не потеряв при этом ни девственности, ни золота. Громадное государство Чингисхана просуществовало более 200 лет потому, что его жители обрели справедливость, закон и порядок. Борис Халбаев, кандидат физико-математических наук, автор книги под псевдонимом Ялбак Халбай ... -- Попытки казахских учёных представить Чингисхана казахом по меньшей мере безосновательны. Я знаю книгу небезызвестных Носовского и Фоменко, где они утверждают даже, что Чингисхан был византийцем, то есть греком. Чингисхан был монголом. Сам этноним родился при Чингисхане, это гордое имя он дал своим сторонникам. А означало оно в переводе с бурятского - , ... С возвышением монголов тюрки, предки казахов, жившие в Хара-Киданьской империи и Хорезме, попали в зависимость от них, а их отряды вошли в состав войск Чингисхана. А сам этноним произошёл после распада Золотой Орды. Если толковать его смысл с точки зрения бурятского языка, то, на мой взгляд, он происходит от слова , - , . Тюркские и монгольские роды всегда были тесно переплетены. В западной Бурятии, в Эхирит-Булагатском районе, до сих пор есть группа бурят, которых называют кыргызами ... .Чингиз - Хану с почтением от Галсана ... Навеки, камнем в степи замер исполин, Ввысь я глядя, - с восхищением застыл. Царь царей половины мира властелин, Великим прослыл - никто Его не забыл. Он воин, всюду его конь, куда ни глянь, Бог неба, я потомок, сказать не берусь. За упрямство - отказ ему платить дань, Он смог превратить в руины бы и Русь. Грозы небес не боясь, он арат, не трус, Потомки и враги, не дадут мне соврать. Двинул изо всех сил в иноземный круиз, В один кулак сжав, ОН кочевников Рать. Кто не сдавался живым, не убивал Род, Сильных уважал и стриг шерсть овечек. И хозяином земель весь мирный народ Стал в быстрый срок, таков уж Человек ... #ГАюшиев #буряты
Мы из Ареды
:Галсан Баирович Аюшиев
...
Чингиз - Хан был бурятом ...
Почти по - лермонтовски я в степи стоял ...
( ... Посвящено Параду в Москве ... )
Легенды и сказки, седых, и былых времён
Нам, давно уже поросли травой-ковылью.
Наш Мир ныне Великой Степи неспокоен,
Мне грезится : в поднятой ветром пылью ...
Коней со всадниками разъярённый табун,
В Орде отрядов полотнища синих знамён.
Я встал в немом почтении, будто истукан,
Мчатся мимо меня, взгляд всех надменен.
Несётся по степи тысячами копыт ураган,
Молниями - громом извергаются их глаза.
Во главе степной армады сам Чингиз-Хан,
С диким грохотом молний как небес гроза.
Не во сне, наяву все мчались мимо меня.
Каждый Всадник - ВОИН, склонясь с коня,
Кидал грозный полного презрения взгляд
На мой синий - модный джинсовый наряд.
Сам Великий Хан смеялся мне не жёстко,
Мне было невдомёк - я не внял его упрёк.
С Богами Тэнгрын - он звал меня с собой,
Грозно призывно саблею - могучею рукой.
Но я, ничтожный, как будто, в Землю врос,
К ней, к родной и степной, без слёз и грёз.
Не трус, но в грозу без чувств и воли стал,
Пока не пронёсся табун, ничего не сказал ...
Россия и Китай являются продуктом многовекового монгольского правления, которое не отличалось от западного развития ...
Увидеть вклад победителя в завоёванную страну – нелегко.
Это ещё труднее, когда завоеватель – Чингисхан, а покорённая страна - Россия.
Но в республике Бурятия и других союзных бывших республиках Советского Союза взгляд меняется.
На юге Бурятии, рядом с современной границей с Монголией, есть горная вышка, известная на местном уровне как крепость Меркит, которая смотрит на засушливую степь, постепенно исчезающую вдали.
Согласно легенде, эта грозная естественная крепость была осаждена более 800 лет назад силами молодого монгольского военачальника, который утверждал, что его невеста была украдена племенем Меркит.
Он захватил крепость и объединил большинство кочевых монгольских племён Северо-Восточной Азии, включая предков современных бурят.
Взяв имя Чингисхан, что означает «универсальный правитель Далай хаан», он направил свою обширную армию высоко дисциплинированных конных штурмовых войск на юг и запад, завоевав Китай, большую часть Центральной Азии и Ближнего Востока, современную Россию и части Восточной Европы.
На пике своего расцвета Монгольская Империя была самой крупной империей в истории, и она оставила свой отпечаток повсюду.
Для Запада её влияние было в основном положительным, потому что охраняемый монголами легендарный Шёлковый Путь позволил путешественникам, таким как Марко Поло, привезти домой восточные диковинки - специи, шелк, порох, компас и печатный станок.
Но российские историки традиционно рассматривали её как катастрофу.
Первая волна монгольских захватчиков разгромила государство Киевской Руси, оставшиеся в живых спасались бегством в северные леса, где они объединялись.
200 лет потребовалось, чтобы скинуть то, что в России до сих пор называют «монгольское иго».
До сих пор российские школьники узнают, что монгольские оккупанты или «Золотая Орда», не принесли ничего, кроме боли, опустошения и унизительного подчинения, пишет Фред Вейр (Fred Weir) – канадский журналист, который живёт в Москве и специализируется на России.
Он - московский корреспондент Boston-daily The Christian Science Monitor и ежемесячного журнала Chicago In These Times.
« Но эту точку зрения оспаривают историки и другие мыслители в Бурятии и даже в Москве.
Они предлагают более тонкое толкование, которое рассматривает монгольскую оккупацию в качестве стимула, сформировавшего российское государство с высоко централизованной формой правления во главе с бесспорным лидером и с его коллективными формами социальной организации», - продолжает он.
« Путин - Хан. То, что он говорит, исполняется. Это в монгольской традиции, а вовсе не в европейской, - говорит Алексей Гатапов, автор нескольких книг о Чингисхане и бурятах.
« То, что я говорю, может быть спорным в Москве, но мы это видим довольно чЁтко ».
Наследники Империи ...
Россия и Китай одновременно являются продуктом многовекового монгольского правления, которое отнюдь не отличалось от западного развития.
Их усилия в 20-м веке по модернизации, например, принятых форм коммунизма, могли бы быть не признаны Карлом Марксом, но, вероятно, получили бы одобрение Чингисхана, считает Фред Вейр.
Несмотря на кончину коммунистической идеологии в прошлой четверти века и оплошное принятие капитализма как Россией, так и Китаем, геополитическая напряжённость с Западом не исчезла и может даже усилиться.
Бурятские учёные говорят, что они могут понять, почему это происходит.
« Россия и Китай были частью великой Монгольской Империи, и по сей день мы видим сохранение монгольского влияния на российскую государственную, военную и политическую культуру», - говорит Тимур Дугаржапов, главный редактор независимой политической газеты «Новая Бурятия».
« Когда Владимир Путин и китайские лидеры встречаются сегодня и находят общий геополитический язык, а Китай говорит об использовании своей экономической мощи для восстановления старого Шёлкового Пути, они возвращаются к этому историческому опыту.
Этот опыт уникален, отличен от западного и он создал общества, которые, в отличие от Запада, практически не похожи на их политическую ДНК».
После распада СССР Россия приняла западные экономические методы, а также многие другие ценности, в том числе заявленную приверженность делу построения демократии. Но она остается основанной на политической системе, которую западные критики теперь называют «самодержавием», хотя раньше они же звали ее «коммунизмом».
Эти различия не являются мнимыми.
Недавно Китай внёс поправки в свою конституцию, чтобы позволить Си Цзиньпину остаться президентом пожизненно.
Путин, недавно избранный на четвёртый срок в Кремле, находится под довольно низким давлением снизу, чтобы сделать что-то подобное, подчеркнул Фред Вейр.
Для Бурятии особенно характерно влияние монголов.
Буряты являются потомками воинов Чингисхана, которые развили отдельную идентичность после того, как Российская Империя завоевала эту территорию и провела границу между ними и остальной Монголией в 17 - м веке.
Их земли были завоёваны русскими казаками - военизированными колонистами, которые возглавили царскую экспансию, - и позже были реставрированы старообрядцами, религиозными диссидентами, изгнанными из европейской России в 18 - м веке.
В отличие от американских поселенцев, которые продвигались на запад по всей Северной Америке, русские имели тенденцию сосуществовать с коренными народами, проживающими на завоёванных территориях, часто вступая в брак с их представителями.
Ранние русские поселенцы в Бурятии стали развивать сельское хозяйство в долинах рек и создали экономический симбиоз с племенами скотоводов, кочевыми бурятскими племенами.
Но это не значит, что их сосуществование всегда было мирным.
« Мы учились в [советской] школе, добровольно присоединились к России», - говорит г-н Гатапов.
« Но в 1990 - х годах, когда у нас было больше свободы, мы смогли получить больше знаний.
Мы узнали, что Россия завоевала бурят в многолетней войне.
Итак, русское образование солгало нам.
С другой стороны, вся наша цивилизация связана с Россией, а русский язык - наше окно в мир.
Итак, у нас есть эта странная амбивалентность.
Но это помогает объяснить, почему здесь нет агрессивного бурятского национализма ».
Растущее противоречие в отношении Чингисхана и монгольского наследия в России одинаково досадно.
«Чингисхан всегда был народным героем для бурят.
Но в Бурятии даже сегодня дети учатся той же истории, что и во всех русских школах », - говорит г-н Дугаржапов.
« Раньше я был учителем истории и я рассказывал своим ученикам о том, насколько ужасно «монгольское иго», как оно навредило России и что именно иго несёт ответственность за всевозможные исторические болезни.
Теперь мы можем изучить и новые взгляды ».
“ Всё это ведёт к Чингисхану ” ...
Учёные говорят, что монгольское влияние всё ещё проявляется в российской политической культуре и военной организации, а также в русском языке.
Хотя не многие русские слова можно проследить до монгольских и тюркских племён, составлявших Золотую Орду, в основном те, которые относятся к администрации, торговле и военной организации.
Например, это русские слова «деньги», «лошадь», «обычай», «чай» и «казна».
« В советские времена любое упоминание о Чингисхане было запрещено даже в Монголии (тогда это было государство-спутник СССР)», - говорит Николай Крадин, и.о. директора Института истории, археологии и этнографии Дальнего Востока, являющегося частью Российской академии наук.
« Сегодня Монголия независима, а Чингисхан - их национальный герой.
В Бурятии это тема для обсуждения, и даже среди российских историков постепенно рассматриваются новые интерпретации.
Мы переходим к более сложному взгляду на монгольское завоевание и его исторические последствия.
Да, они захватили и уничтожили цивилизации, они были безжалостными, но они интегрировали Россию в огромную Империю ».
Он говорит, что многие историки теперь считают, что технологические, военные и политические преобразования, которые Россия пережила в XVI веке, можно проследить до двухвекового погружения в Монгольскую Империю.
« Сегодня Россия - это очень модернизированная страна, она многое позаимствовала с Запада и изменила.
Нельзя сказать, что Россия - всего лишь продукт монгольского наследия, потому что это лишь одно из многих влияний », - говорит Дугаржапов.
« Здесь, в Бурятии, мы не видим будущего отдельно от России, но мы понимаем, что у нас есть несколько иная идентичность.
Мы все говорим по-русски, но у нас есть собственный язык, культура и история.
Традиция сегодня очень востребована среди молодых бурят, и всё это ведёт к Чингисхану ».
Казахские и китайские историки отстаивают право называть Чингисхана своим полководцем.
Наши учёные утверждают, что он был бурятского происхождения ...
Хотя значительная часть предков современных бурятов боролись с войсками Чингисхана.
Предки позднейших братов (бурятов) выделились из монгольских племён, обитавших в Прибайкалье и Забайкалье с тех времён, когда Империя, созданная Чингисханом, ещё не существовала.
Дело в том, что в Забайкалье и Монголии во второй половине I тысячелетия н. э. происходят крупные перемещения кочевых народов.
Исчезает государство уйгуров, и бассейн рек Селенги и Орхона занимают другие тюркские и монгольские племена.
Господствовавшие в Прибайкалье в VII–IХ вв. курыкане уходят, видимо, на север, и на их месте появляются монголоязычные племена.
Взамен проживавшего в Забайкалье племенного союза байегу появляются монголоязычные баргуты.
Появление на Верхней Лене монгольских кочевников нашло отображение на писаницах Шишкинских скал.
Учёные Г.Н. Румянцев и Л. Л. Викторова писали об этих рисунках:
« Находки в могилах дополняются замечательными резными изображениями на Шишкинских скалах, которые хронологически следуют за курыканскими рисунками.
На них реалистически воспроизведены сцены перекочёвки бродячих скотоводческих групп.
Впереди едут на лошадях вооружённые всадники, которые гонят перед собой стада.
Позади тянутся друг за другом повозки с поставленными на них кибитками.
Это живая картина перекочевок, как они описаны в монгольском эпосе и в сочинениях западноевропейских путешественников ХIII в.»
Монгольские племена, обитавшие в ХII-ХIII вв. на землях вокруг Байкала и в Монголии, говорили на разных племенных диалектах и отличались друг от друга по уровню развития.
Рашидаддин, иранский учёный и государственный деятель (конец ХIII — начало ХIV в.), в сочинении «Сборник летописей» и анонимный монгольский автор, не ранее 1240 г. написавший историческую хронику «Сокровенное сказание», подразделяли все монгольские племена на две группы: лесные звероловные, жившие, видимо, в Прибайкалье, и степные скотоводческие, кочевавшие по пастбищам от Китая до Алтайских гор.
В числе племён, живших в лесной и лесостепной зонах этого региона, были те, «в именах которых, — по мнению Г. Н. Румянцева и Л. Л. Викторовой, — слышны этнические термины, связанные с позднейшими бурятами».
В «Сокровенном сказании» в числе лесных племен упоминаются явные предки бурятов: хори-туматы, икиресы, бархуны (баргуты), буряты (булия).
Рашидаддин называет хори-туматов, булагачинов, кэремучинов, икиресов и баргутов.
Учёные считают, что когда в Монголии возникло путём объединения монгольских племён изначальное первичное "государство" Чингисхана, то первые удары оно нанесло по племенам предков бурят и енисейских кыргызов, которые сопротивлялись порабощению их монгольским хаганом и его приближёнными.
«Сокровенное сказание» повествует о походе монголов против лесных племён Прибайкалья:
« В год Зайца (1207 г. — М.Ц.) Чжучи был послан с войском Правой руки к лесным народам.
Проводником был Буха.
Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки со своими тумен-ойротами.
Явившись, он стал провожатым у Чжучи.
Проводил его к своим тумен-ойротам и ввел в Шихшит.
Подчинив ойротов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжучи подступил к тумен-кыргызам.
Тогда к Чжучи явились кыргызские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин.
Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями.
Чжучи принял под власть монгольскую все лесные народы».
Так впервые в числе врагов Чингисхана были названы буряты, как отдельные племена, а также бархуны (то есть баргуты), частично вошедшие в состав позднейших бурят.
Долго сопротивлялись войскам Чингисхана предки бурятов — племена хори-туматов.
После ухода основных монгольских отрядов они подняли восстание и захватили в плен монгольского наместника Хорчи-нойона и предателя Худуха-беки, отправленного ему на выручку.
После этого для разгрома хори-туматов был направлен один из ближайших сподвижников Чингисхана Боро-ула.
Но он попал в засаду и был убит хори-туматами.
Только отправка на усмирение восставших новых монгольских отрядов под началом одного из ойротских нойонов, сумевшего провести карателей в тыл восставшим по звериным тропам, привела к их разгрому.
Лесные племена так и не смирились с завоевателями. Г. Н. Румянцев и Л. Л. Викторова считают, что после нападения монголов на земли, заселённые предками бурят, некоторые прибайкальские племена, в том числе отдельные группы хоритуматов, частично откочевали на север и затем вошли в состав якутской народности.
Частичнр многие бурятские племена платили дань монгольским властителям, но, видимо, не принимали прямого участия в завоевательных походах армий монгольской империи Чингисхана на восток и на запад.
Такая роль предков бурят, их номинальная зависимость от монгольских властителей отразилась, видимо, и на языке бурят, который принадлежит, естественно, к монгольской группе языков.
Диалекты бурятского языка сохранили много таких слов, которые характерны для памятников монгольской речи ХIII—ХIV вв., и не встречаются сейчас в других монгольских языках.
Кроме того, язык бурят, по мнению лингвистов, отражает и процесс ассимиляции тюркских племён монголоязычными предками бурят.
Так что наряду с монгольскими архаичными словами в бурятском языке имеется немало тюркских слов, которых нет в других монгольских языках.
К ХVII в. буряты были народом скотоводов.
В Прибайкалье у них преобладало скотоводство полуосёдлого типа.
Они заготавливали корма для кормления скота в зимний период, когда содержали скот в постоянных загонах в своих поселениях.
А в Забайкалье буряты вели жизнь типичных кочевников-скотоводов.
Они разводили коров, овец, лошадей и верблюдов.
Скотоводство давало им пищу, одежду и материалы для устройства жилищ — войлочных юрт.
Правда, у западных бурят существовало и земледелие.
Они сеяли просо, гречиху, ячмень, причём обрабатывали земли для посева при помощи мотыги.
Важную роль в хозяйственной жизни бурят играла охота.
Особенностью бурятской охоты было то, что практиковались коллективные её формы в виде облав, в которых наравне с мужчинами принимали участие и женщины.
Крупных зверей — медведей, лосей и др. — поражали рогатинами, а мелких — стрелами.
Изображения таких охотничьих облав имеются среди найденных в Прибайкалье и Забайкалье наскальных рисунков, часть из которых явно сделана предками бурят.
У предков бурят были развиты добыча металла и кузнечное дело.
Они умели искусно изготавливать вооружение для воинов, орудия охоты, топоры, ножи, котлы для варки пищи и соли, принадлежности конской сбруи с серебряной чеканкой, украшения.
У племён, из которых позже сформировалась бурятская народность, была развита меновая торговля с эвенками, тывинцами, киргизами, а также со странами Средней Азии и с Монголией.
От эвенков предки бурят получали пушнину в обмен на просо, скот, железные изделия.
Скот и пушнину с помощью среднеазиатских купцов они поставляли в Среднюю Азию и Китай в обмен на драгоценности, шелковые и хлопчатобумажные ткани.
К ХVII в. в Прибайкалье племенное название «буряты», ранее относившееся к части проживавших там племён, распространилось на все монголоязычные племена края.
К этому времени в состав бурят вошли племена, ранее считавшиеся частью ойратов.
Значительную прослойку в бурятском народе составляли собственно монголы.
К моменту появления в Прибайкалье и Забайкалье русских буряты представляли собой самую многочисленную и сильную в военном отношении народность Восточной Сибири, которая брала «ясак со многих с малых землиц».
По мере приближения чуть менее полутора века до тысячелетия со дня рождения Чингисхана среди историков разных стран всё жарче разгорается дискуссия об этнической принадлежности великого завоевателя ...
Как известно, ЮНЕСКО признала его .
В ближайшее время в Алма-Ате готовилось проведение научно-практической конференции с участием ведущих ученых из России, Ирана, Китая, Монголии, Казахстана и других стран.
По сообщениям , организаторы конференции попытались поставить под сомнение монгольское происхождение Чингисхана.
Некоторые казахские учёные считают, что исторические факты были намеренно искажены во времена правления Ивана Грозного.
Чингисхан родился на территории современной Монголии в роду кият.
При рождении ему дали имя Тэмуджин.
Во время курултая (общее собрание родов и племен. - Авт.) в 1206 году Тэмуджин был провозглашён Ханом и ему дали новое имя - Чингисхан.
Участниками курултая были кыпчакские (позже ставшие казахскими) роды кият, меркит, жалаир и аргын.
Поэтому учёные утверждают, что Чингисхан был казахом.
К кампании по признанию Чингисхана казахом подключились члены правительства Казахстана и ведущие СМИ страны.
Кроме Казахстана, на Чингисхана всерьёз претендует Китай. включён в почётный реестр великих китайских императоров, а в Китае в честь него воздвигнут мавзолей.
Для монголов не существует сомнений в происхождении Чингисхана.
Что же думают по этому поводу представители бурятской науки ?
Баир Дашибалов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМБИТ БНЦ СО РАН.
-- Вокруг имени Чингисхана всегда было много политики, а хотелось бы, чтобы его история и деяния рассматривались строго научно.
В вопросах истории мы должны доверять профессиональным ученым, таким, как российский академик Бартольд.
В книге он прекрасно показал достижения Чингисхана.
В 2000 - м году в Москве прошла конференция археологов, изучавших последствия нашествия Батыя, или Русь в ХIII веке.
Факты, приведённые исследователями, свидетельствовали о том, что катастрофических изменений в русской культуре в результате прихода монголо-татар не было, а значит, традиционное представление о разрушительном характере нашествия нуждается в корректировке.
Археологические раскопки показали, что с приходом монголов в Поволжье появляются первые астрономические приборы, а ведь астрономия без алгебры невозможна.
Расцвет экономики и культуры во времена владычества монголов происходил не только в европейской части России, но и у нас.
Это города Нарсатуй в Мухоршибирском районе, Кондуй в Аге.
Поэтому мы должны отойти от предвзятого, европоцентристского подхода к оценке личности Чингисхана, главным достижением которого стало соединение Запада и Востока.
О происхождении Тэмуджина ...
Можем ли мы говорить, что Чингисхан был бурятом ?
Нужно сразу оговориться, что в то время бурятский народ в его сегодняшнем виде не существовал.
А были племена хори - монголов, булагачинов (булагатов) и керемучинов (эхиритов), которые сейчас стали частью бурятского этноса.
Эти факты позволяют ответить на поставленный вопрос утвердительно.
Да, он был бурятом! начинается с перечисления предков.
Прародительница чингисидов Алан-Гоа родилась на хори-туматской земле Баргуджин-Токум, простиравшейся вокруг Байкала.
Предком Чингисхана по материнской линии был Хорилартай-Мерган - хоринский бурят.
Следовательно, Чингисхан родился среди хоринских монголов, которые издавна кочевали по берегам реки Онон.
Член-корреспондент РАН, археолог С.В. Киселёв указывал местом его рождения урочище Делюн-Болдок в Аге.
Такое же урочище есть и по другую сторону границы, в Монголии, где тоже проживают буряты хоринского происхождения.
Эти два места расположены недалеко друг от друга, а границы, разделяющей их, раньше не было.
Поэтому Чингисхана можно с полным правом назвать бурятом.
Почему казахи ? ...
Казахи - тюркоязычный народ, а тюрки и монголы представляют, в сущности, единый тюрко-монгольский мир.
И у бурят значительно представлена тюркская линия.
У нас был период двуязычия, когда мы говорили по-тюркски и по-монгольски, то есть мы являемся тюрко-монгольским этносом.
Например, Гусиное озеро раньше называлось Кюльнур.
Кюль по-тюркски, а нур - по-монгольски то же самое.
Самый же убедительный пример - это сойоты, последняя этническая группа тюрков, влившаяся в бурятский народ и ныне проживающая в Окинском районе.
Почему китайцы ? ...
Китайцы традиционно считают своими те династии, что основаны чужеземными завоевателями Китая.
Чингисхана они рассматривают как часть своей истории, как основателя китайской династии Юань.
Всего же в истории Китая было три династии, основанные монголами и правившие в общей сложности 700 лет.
Поэтому они рассматривают Чингисхана как своего правителя.
И эта позиция, конечно же, справедлива.
Но Чингисхан принадлежит всему миру.
Он не может быть только китайским, монгольским, казахским или бурятским, он был вне этнических рамок.
Монголы в XIII веке были носителями идеи евразийства, они разрушали замкнутость, косность сознания, религиозную нетерпимость и создавали открытое евразийское пространство и планетарное мировоззрение. Английский историк Лэмби сказал, что одинокая девственница с мешком золота могла проехать по всей монгольской империи от Адриатики до Тихого океана, не потеряв при этом ни девственности, ни золота.
Громадное государство Чингисхана просуществовало более 200 лет потому, что его жители обрели справедливость, закон и порядок.
Борис Халбаев, кандидат физико-математических наук, автор книги под псевдонимом Ялбак Халбай ...
-- Попытки казахских учёных представить Чингисхана казахом по меньшей мере безосновательны.
Я знаю книгу небезызвестных Носовского и Фоменко, где они утверждают даже, что Чингисхан был византийцем, то есть греком.
Чингисхан был монголом.
Сам этноним родился при Чингисхане, это гордое имя он дал своим сторонникам.
А означало оно в переводе с бурятского - , ...
С возвышением монголов тюрки, предки казахов, жившие в Хара-Киданьской империи и Хорезме, попали в зависимость от них, а их отряды вошли в состав войск Чингисхана.
А сам этноним произошёл после распада Золотой Орды.
Если толковать его смысл с точки зрения бурятского языка, то, на мой взгляд, он происходит от слова , - , .
Тюркские и монгольские роды всегда были тесно переплетены.
В западной Бурятии, в Эхирит-Булагатском районе, до сих пор есть группа бурят, которых называют кыргызами ...
.Чингиз - Хану с почтением от Галсана ...
Навеки, камнем в степи замер исполин,
Ввысь я глядя, - с восхищением застыл.
Царь царей половины мира властелин,
Великим прослыл - никто Его не забыл.
Он воин, всюду его конь, куда ни глянь,
Бог неба, я потомок, сказать не берусь.
За упрямство - отказ ему платить дань,
Он смог превратить в руины бы и Русь.
Грозы небес не боясь, он арат, не трус,
Потомки и враги, не дадут мне соврать.
Двинул изо всех сил в иноземный круиз,
В один кулак сжав, ОН кочевников Рать.
Кто не сдавался живым, не убивал Род,
Сильных уважал и стриг шерсть овечек.
И хозяином земель весь мирный народ
Стал в быстрый срок, таков уж Человек ...
#ГАюшиев
#буряты