Комедии о сословном неравенстве влюблённых испанского драматурга эпохи Возрождения Лопе де Веги «El perro del hortelano», то бишь, «Собака на сене» – 400 лет!
. Первым в России в репертуар её включил Александринский театр в 1891-м, за ним через два года – Малый театр. Среди постановок советского времени театроведы особо выделяли спектакли Ленинградского театра комедии в 1936 году и Московского театра Революции в 1937-м.
Самой знаменитой же стала лента 1977 года, снятая на «Ленфильме» 69-летним Яном Фридом! Вот уж воистину «Что толку в этих молодых мужчинах?», когда старый мастер ставит фильм о любви! Диану, графиню де Бельфлор, сыграла Маргарита Терехова, прима Театра Моссовета, на роль её секретаря Теодоро пробовались два Олега – Янковский и Даль, но утвердили Михаила Боярского, ещё не д’Артаньяна, артиста Театра Ленсовета.
Как случилось, что утвердили именно его – из уст самого Михаила Сергеевича, которому через пару месяцев стукнет (на минуточку!) те же самые 69, что и тогда, в 1977-м, самому Яну Фриду! «Мои родители, Сергей Александрович Боярский и Екатерина Михайловна Мелентьева,
были актёрами Театра имени Ленсовета,
где подружились с Аркадием Исааковичем Райкиным, который часто туда приезжал.
Райкин же хорошо знал Яна Борисовича и не преминул познакомить моих родителей с Фридом.
Я же больше дружил с дочерью Яна Борисовича, Алёной. Мы часто гуляли вдвоём, я заходил к ней домой. К моему приходу она пыталась выпроводить из дому родителей, так что с Фридом я был знаком только визуально. Я тогда учился на актёрском факультете ЛГТМиКа
и, честно говоря, даже представить себе не мог, с фигурой какой величины мне доводилось пересекаться. Вообще, в «Собаке на сене» меня могло и не быть, если бы не Геннадий Гладков.
Заметив меня в одном из студенческих спектаклей, он порекомендовал мою кандидатуру Яну Борисовичу. Меня пригласили на пробы, где на каждую роль претендовали по три-четыре актёра. Фрид считал, что только в условиях жёсткой конкуренции можно выбрать стоящий материал. Я приехал, что-то спел, что-то прочитал, и меня утвердили на роль дворянина-прохвоста Рикардо.
После чего я с радостным выражением лица уехал на гастроли в Киев. Не успел приехать в столицу Украины, как мне звонит помощник режиссёра: «Михаил Сергеевич, вас снимают с роли Рикардо...» После этих слов я только и смог крикнуть: «Как снимают?!» А ассистент продолжает: «...и предлагают вам роль Теодоро».
Конечно, для меня это стало полной неожиданностью. Я – молодой актёр, и вдруг – главная роль в таком фильме! А когда узнал, кто пробовался на роль Теодоро, то вообще почувствовал себя не в своей тарелке: Даль, Янковский!
Почему эти гениальные актеры не подошли, понятия не имею, однако мне тогда было всё равно. Я был голоден ко всем видам съёмок, и мне было всё равно у кого и где, лишь бы сниматься. Однако после трёх дней съемок пошли слухи, что Теодоро снова будут менять. Ассистент режиссёра подходил ко мне и прямо говорил: «Знаешь, Миша, наверное, ничего не получится. Яну Борисовичу не нравится, как ты текст читаешь». Естественно, я затаил обиду. И тут, о чудо, меня оставляют! Это чудо звали Маргарита Терехова.
Когда она узнала, что меня собираются уволить, тотчас пошла к Фриду и закатила такой скандал, что мало не показалось!»
Второй известной европейской экранизацией «Собаки на сене», спустя 20 лет, стала предпоследняя картина испанской деятельницы кино и телевидения, режиссёра Пилар Мирó, получившая 7 номинаций на национальную кинопремию «Гойя», выиграв две из них – за лучшую режиссуру и адаптированный сценарий. Премьеру фильма удостоили чести посетить король с королевой. Критики приняли картину тепло, отметив в числе достоинств игру актёров, яркость костюмов, и точность текста пьесы, который удалось воспроизвести, «не изменив ни одной запятой»!
Разумеется, эти две экранизации, советскую и испано-португальскую, сравнивать не стоит: слишком различны режиссёрские подходы! Но представление о том, насколько мощным было отечественное кино, это сравнение вполне даёт!
СТАРОЕ КИНО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Комедии о сословном неравенстве влюблённых испанского драматурга эпохи Возрождения Лопе де Веги «El perro del hortelano», то бишь, «Собака на сене» – 400 лет!
Первым в России в репертуар её включил Александринский театр в 1891-м, за ним через два года – Малый театр. Среди постановок советского времени театроведы особо выделяли спектакли Ленинградского театра комедии в 1936 году и Московского театра Революции в 1937-м.
Самой знаменитой же стала лента 1977 года, снятая на «Ленфильме» 69-летним Яном Фридом! Вот уж воистину «Что толку в этих молодых мужчинах?», когда старый мастер ставит фильм о любви! Диану, графиню де Бельфлор, сыграла Маргарита Терехова, прима Театра Моссовета, на роль её секретаря Теодоро пробовались два Олега – Янковский и Даль, но утвердили Михаила Боярского, ещё не д’Артаньяна, артиста Театра Ленсовета.
«Мои родители, Сергей Александрович Боярский и Екатерина Михайловна Мелентьева,
Вообще, в «Собаке на сене» меня могло и не быть, если бы не Геннадий Гладков.
Однако после трёх дней съемок пошли слухи, что Теодоро снова будут менять. Ассистент режиссёра подходил ко мне и прямо говорил: «Знаешь, Миша, наверное, ничего не получится. Яну Борисовичу не нравится, как ты текст читаешь». Естественно, я затаил обиду. И тут, о чудо, меня оставляют! Это чудо звали Маргарита Терехова.
Премьеру фильма удостоили чести посетить король с королевой. Критики приняли картину тепло, отметив в числе достоинств игру актёров, яркость костюмов, и точность текста пьесы, который удалось воспроизвести, «не изменив ни одной запятой»!
© Эркин Касымов