Часто вижу возникающий вопрос что же такое DLL ? - 866979972858

Часто вижу возникающий вопрос что же такое DLL ?

В сети много информации о данной тематике типа что это Dynamic Link Library — «библиотека динамической компоновки», «динамически подключаемая библиотека» и тут стоит немного более подробно объяснить вам о важнейшем механизме, лежащем в основе операционной системы Windows - механизме библиотек динамической компоновки DLL
Если вы уже заметили, в Windows имеется много важнейших механизмов и систем, например, только что рассмотренная система управления памятью, интерфейс графических устройств GDI, система динамического обмена данными DDE, система управления шрифтами, интерфейсы для мультимедиа, система динамической вставки и привязки объектов OLE, и так далее, и так почти до бесконечности. Редкое крупное приложение Windows обходится без собственных библиотек динамической компоновки, и ни одно приложение не может обойтись без вызова функций, расположенных в таких библиотеках. В частности, все функции программного интерфейса Windows находятся именно в библиотеках динамической компоновки DLL.
Статическая и динамическая компоновка
Вспомним старые добрые времена, когда операционная система MS-DOS и компьютеры с памятью 1 Мбайт удовлетворяли запросы подавляющего большинства пользователей. Как создавался загрузочный файл программы для MS-DOS? Вы готовили исходный текст приложения на своем любимом языке программирования (Си, Паскаль, Модула-2 и т. д.), затем транслировали его для получения объектного модуля. После этого в дело включался редактор связей, который компоновал объектные модули, полученные в результате трансляции исходных текстов и модули из библиотек объектных модулей, в один exe-файл. В процессе запуска файл программы загружался полностью в оперативную память и ему передавалось управление.
Таким образом, редактор связей записывал в файл программы все модули, необходимые для работы. Для обращения к внешним по отношению к программам модулям операционной системы MS-DOS и модулям BIOS использовался механизм программных прерываний. В любой момент времени в оперативной и постоянной памяти компьютера находился весь код, необходимый для работы как запущенной программы, так и самой операционной системы MS-DOS.
Если же программа была сложной и не помещалась целиком в 640 Кбайт памяти, на помощь приходили оверлеи, позволяющие загружать в оперативную память только те сегменты программы, которые требовались для решения текущей задачи.
В среде мультизадачной операционной системы, такой как Windows, OS/2 или UNIX, статическая компоновка неэффективна, так как приводит к неэкономному использованию очень дефицитного ресурса - оперативной памяти. Представьте себе, что в системе одновременно работают 5 приложений, и все они вызывают такие функции, как sprintf, memcpy, strcmp и т. д. Если приложения были собраны с использованием статической компоновки, в памяти будут находится одновременно 5 копий функции sprintf, 5 копий функции memcpy, и т. д. А ведь программы могут использовать и более сложные функции, например, предназначенные для работы с диалоговыми панелями или масштабируемыми шрифтами.
Очевидно, использование оперативной памяти было бы намного эффективнее, если бы в памяти находилось только по одной копии функций, а все работающие параллельно программы могли бы их вызывать.
Практически в любой многозадачной операционной системе для любого компьютера используется именно такой способ обращения к функциям, нужным одновременно большому количеству работающих параллельно программ.
При использовании динамической компоновки загрузочный код нескольких (или нескольких десятков) функций объединяется в отдельные файлы, загружаемые в оперативную память в единственном экземпляре. Программы, работающие параллельно, вызывают функции, загруженные в память из файлов библиотек динамической компоновки, а не из файлов программ.
Таким образом, используя механизм динамической компоновки, в загрузочном файле программы можно расположить только те функции, которые являются специфическими для данной программы. Те же функции, которые нужны всем (или многим) программам, работающим параллельно, можно вынести в отдельные файлы - библиотеки динамической компоновки, и хранить в памяти в единственном экземпляре. Эти файлы можно загружать в память только при необходимости, например, когда какая-нибудь программа захочет вызвать функцию, код которой расположен в библиотеке.
В операционной системе Windows версии 3.1 файлы библиотек динамической компоновки (DLL-библиотеки) имеют расширение имени dll, хотя можно использовать любое другое, например, exe. В первых версиях Windows DLL-библиотеки располагались в файлах с расширением имени exe. Возможно поэтому файлы krnl286.exe, krnl386.exe, gdi.exe и user.exe имеют расширение имени exe, а не dll, не смотря на то, что перечисленные выше файлы, составляющие ядро операционной системы Windows, есть ни что иное, как DLL-библиотеки.
Механизм динамической компоновки используется не только в системе Windows. Более того, он был изобретен задолго до появления Windows. Например, в мультизадачных многопользовательских операционных системах VS1, VS2, MVS, VM, созданных для компьютеров IBM-370 и аналогичных (вспомните добрым словом ушедшую в прошлое серию ЕС ЭВМ и операционные системы SVS, TKS, СВМ, МВС), код функций, нужных параллельно работающим программам, располагается в отдельных библиотеках и может загружаться при необходимости в специально выделенную общую область памяти. Операционная система OS/2 также работает с DLL-библиотеками.
DLL-библиотеки в операционной системе Windows
Формат DLL-библиотеки почти идентичен формату загрузочного модуля приложения Windows, однако вы не можете "запустить" DLL-библиотеку на выполнение, как обычное приложение. И это понятно, так как назначение DLL-библиотек другое - они служат хранилищем функций, вызываемых приложениями во время работы. Функции, расположенные в DLL-библиотеках, могут вызывать функции, которые находятся в других библиотеках. Для того чтобы вам были понятны отличия между приложением и DLL-библиотекой, уточним такие понятия, как задача (task ), копия приложения (instance ) и модуль (module ).
Когда вы запускаете несколько копий одного приложения, Windows загружает в оперативную память только одну копию кода и ресурсов. Для каждой копии приложения создается отдельный сегмент данных, стек и очередь сообщений.
Задачу (task) можно рассматривать как совокупность виртуального процессора и ресурсов, таких как стек, регистры процессора, глобальная память, очередь сообщений и т. д. В операционной системе Windows имеется база данных запущенных задач, в которой хранится вся относящаяся к задаче информация, например, идентификатор приложения, идентификатор модуля приложения.
Копия приложения (instance) является контекстом, в котором выполняется модуль приложения. Идентификатор копии приложения, который вы получаете через параметр hInstance функции WinMain, является идентификатором сегмента данных DGROUP, используемого при выполнении программного модуля.
Модуль приложения (module) состоит из исполнимого кода и ресурсов. Внутри Windows есть база данных модулей, в которой хранится такая информация, как ссылки на экспортируемые функции, расположение сегментов кода и сегментов, содержащих ресурсы. Так как модуль приложения не изменяется (сегменты кода и ресурсов не изменяются), все запущенные копии одного приложения могут им пользоваться.
DLL-библиотека также является модулем. Она находится в памяти в единственном экземпляре, содержит сегменты кода и ресурсы, а так же один сегмент данных. Можно сказать, что для DLL-библиотеки создается одна копия (instance), состоящая только из сегмента данных, и один модуль, состоящий из кода и ресурсов.
DLL-библиотека, в отличие от приложения, не имеет стека и очереди сообщения.
Функции, расположенные в модуле DLL-библиотеки, выполняются в контексте вызвавшей их задачи. При этом они пользуются стеком копии приложения, так как собственного стека в DLL-библиотеке не предусмотрено.
Тем не менее, функции, расположенные в DLL-библиотеке, пользуются сегментом данных, принадлежащей этой библиотеке, а не копии приложения. При этом возникают трудности, связанные с тем, что сегментный регистр SS, с помощью которого адресуется стек, указывает на стек копии приложения, а регистр DS - на сегмент данных DLL-библиотеки. В обычных приложениях Windows регистры SS и DS адресуют один и тот же автоматический сегмент данных. Позже мы займемся этим вопросом вплотную.
Для чего используются DLL-библиотеки ?
Прежде всего для экономии памяти, так как все запущенные приложения могут использовать один модуль DLL-библиотеки, не включая стандартные функции в состав своих модулей.
С помощью DLL-библиотек можно организовать коллективное использование ресурсов или данных, расположенных в сегменте данных библиотеки. Более того, вы можете создать DLL-библиотеки, состоящие только из одних ресурсов, например, из пиктограмм или изображений bitmap. В состав Windows входит DLL-библиотека moricons.dll, состоящая из одних пиктограмм. Файлы с расширением fon представляют собой ни что иное, как DLL-библиотеки, содержащие шрифты в виде ресурса.
Функции, входящие в состав DLL-библиотеки, могут заказывать блоки памяти с атрибутом GMEM_SHARE. Такой блок памяти не принадлежит ни одному приложению и поэтому не освобождается автоматически при завершении работы приложения. Так как в Windows версии 3.1 все приложения используют общую глобальную память, блоки памяти с атрибутом GMEM_SHARE можно использовать для обмена данными между приложениями. Управлять таким обменом могут, например, функции, расположенные в соответствующей DLL-библиотеке. Однако в следующих версиях Windows каждое приложение будет работать в собственном адресном пространстве, поэтому для организации обмена данных между приложениями следует использовать специальный механизм динамического обмена данными DDE, который мы рассмотрим позже в отдельной главе.
Использование DLL-библиотек повышает модульность приложений и самой операционной системы Windows. С точки зрения приложения DLL-библиотека является не более чем набором функций с тем или иным интерфейсом, а также, возможно, набором ресурсов. Внутреннее "устройство" и алгоритмы работы функций, а также используемые функциями структуры данных полностью скрыты от приложения. Поэтому при внесении изменений или усовершенствований в DLL-библиотеки нет необходимости выполнять повторную сборку приложений (если не изменился интерфейс или набор функций, входящих в библиотеку).
Область применения DLL-библиотек достаточно широка. Помимо предоставления приложениям функций организации пользовательского интерфейса и реализации различных расширений Windows типа мультимедиа или систем управления базами данных, DLL-библиотеки необходимы для обеспечения ряда системных операций.
Например, приложение может организовать "перехват" системных сообщений или функций, при этом соответствующие модули "перехватчика" необходимо располагать в фиксированном сегменте кода DLL-библиотеки. Для удаляемых (discardable) блоков памяти можно, вызвав функцию GlobalNotify, определить функцию, которой будет передаваться управление при попытке удалить блок из памяти. Такая функция должна находиться в фиксированном сегменте кода в DLL-библиотеке. Если ваше приложение обрабатывает аппаратные прерывания или само вызывает программные прерывания, ему также не обойтись без DLL-библиотек (единственный способ обработки прерываний в реальном времени - создание виртуального драйвера). Наконец, все обычные драйвера устройств в операционной системе Windows реализованы с помощью DLL-библиотек.
Даже если вы не собираетесь обрабатывать или вызывать прерывания и не разрабатываете собственный драйвер, отдельные подсистемы большого приложения имеет смысл оформлять в виде DLL-библиотек из соображений модульности и доступности библиотек для других приложений. Например, в приложении SMARTPAD мы создали орган управления Toolbar с использованием разработанного нами класса С++ Toolbar. Однако если бы мы сосредоточили все функции этого класса в DLL-библиотеке, нашим органом управления могли бы воспользоваться и другие созданные нами приложения.
Разумеется, у динамической компоновки есть и свои недостатки.
Во-первых, DLL-библиотеки сложнее в разработке по сравнению с обычными библиотеками статической компоновки. Приходится принимать во внимание неравенство содержимого регистров DS и SS во время выполнения функций, расположенных в DLL-библиотеке, а также то, что DLL-библиотека имеет единственный сегмент данных, общий для всех приложений, вызывающих функции из библиотеки.
Во-вторых, в дополнение к exe-файлу вместе с приложением необходимо устанавливать один или несколько dll-файлов, что в некоторой степени усложняет процесс установки и сопровождения приложения. Может также возникнуть ситуация, при которой приложение не находит свою DLL-библиотеку, несмотря на то, что нужная библиотека есть на диске.
В-третьих, без тщательного планирования состава функций, включаемых в DLL-библиотеку, экономии памяти может и не получиться. В частности, возможна такая ситуация, когда и приложение, и DLL-библиотека пользуются одними и теми же функциями стандартной библиотеки компилятора в варианте статической компоновки.
Не буду описывать функции и параметры ибо параметры описаны в целом 13 томе “Библиотеки системного программиста" и у вас закипит мозг, так что ограничемся сводной информацие того, что DLL это своего рода декларация о наличие той или иной функций для редактор связей. Редактор связей это инструментальная программа, которая производит компоновку («линковку»): принимает на вход один или несколько объектных модулей и собирает по ним исполнимый модуль «.exe» или «.bin»

Комментарии

  • 6 апр 2018 16:25
    А чо тут сложного?:-) Сканишь картинку,картинку-в эбби,распознаешь,правишь как надо-и вуаля! Шутка:-)
  • 6 апр 2018 16:26
    Елена,"эникейщик" енто ваще не профессия :-).А шутливое прозвище.И сравнение принципиально разных профессий(Сисадмин и программист) с разными специализациями одной(слесарь) не есть правильно.
     Здесь более уместны аналогии-"дизайнер и инженер-конструктор","художник и инженер-архитектор" и т.п. аналогии.Разные цели и разные методы достижения цели.Программист работает с кодом,а сисадмину приходится(в силу непонятных обстоятельств) работать и с людьми:-).А то уже и продавцов-консультантов  официально "менеджерами" именуют:-).ппц полный:-).ИМХО,ессно:-).
  • 6 апр 2018 16:28
    эникейщик - обслуживает операционку, сисадмин - настраивает сети, программист - пишет программы
     это таки ра3ные професси, а общее слово в среде далекой от этого дела - компьютерщик
  • 6 апр 2018 16:28
    На оригинальность (подлинность ) творения , на оценку вероятности плагиата.:-D:-D
  • 6 апр 2018 16:31
    ну пусть будет так::-) Аминь!:-D
  • 6 апр 2018 16:38
    Может ишшо на "водность и тошноту" проверить? Звиняюсь за такие словеса. Читаешь и читай! Извлекай нужную инфу. Анализом СЕО-шники занимаюцца!:-D
  • 6 апр 2018 21:26
    Как будто пуп земли!:-D:-D:-D
  • 6 апр 2018 22:07
    Но не я же требовал проверки!:-D:-D:-D Так что пуп тут не я ни разу!:-D
  • 6 апр 2018 22:34
    Автор заметки про dll
  • 6 апр 2018 22:38
    заметка как заметка. Читать тяжеловато столько текста сразу-но это же не сайт-выбор оформления не велик. Инфа есть и ладно:-)А уж нужна-не нужна-дело хозяйское.
  • 6 апр 2018 22:41
    Это очень и очень малая часть. :-D Поскольку языков программирования -куча, языков разметки гипертекста -несколько, да и ещё сред разработки -куча+ операционных систем.:-D:-D
  • 6 апр 2018 23:02
    Верю на слово:-).Пеши есчо! Только не надо все лично мне адресовать:-). Я ж вопросов не задавал:-). Пиши-кому-то могет инфа и пригодится.
  • 6 апр 2018 23:06
    Список языков программирования настолько широк и многообразен, что полностью выкладывать его - задача практически невыполнимая.
  • 6 апр 2018 23:18
    Ну, хватит просвещаться. :-D
  • 6 апр 2018 23:19
    Ну.))