Комментарии
- 14 дек 2018 09:46Татьяна Захарова (Чернозёмова)Мы в школу ездили от ЖБИ или от нефтебазы на 2.
- 14 дек 2018 12:32🌺Елена🌺 Василькина🌺А воз и ныне там!
- 15 дек 2018 10:28Елена Баева (Полякова)Добавьте сюда громкую музыку и наше доблестное ГАИ. Америку Вы не открыли,
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ЦЕНТР АЗИИ
Маршрутный саркофаг.
Когда общественный транспорт Кызыла сделан не для людей
На прошлой неделе мы опубликовали интервью с Сергеем Лаптевым - новым директором МУП «Кызылгортранс». В беседе он упомянул, что собирается в крайний срок увеличить количество автобусов в городе, в частности добавить еще три единицы техники на маршрут №11 - от Зверофермы до ТЭЦ. Сейчас на этом маршруте только два автобуса. Их, разумеется, не хватает на всех пассажиров правобережных дач, и большинство из них вынуждены добираться до города на «ГАЗели» с маршрутом «7А».
Вот и я попробовал сделать точно так же – с утра пораньше и прямо в час пик я сел в маршрутку на «Звероферме», поколесил по правому берегу, а после уехал в центр. Я сменил три маршрутки, испробовал оба направления – с правого берега, потом обратно на правый. И на самом деле, я не понимаю, почему у нас настолько все печально. Рассказываю.
Я, как человек, выросший в Кызыле, но повидавший и другие города России, скажу смело, что наш общественный транспорт – совсем уж недоразумение какое-то. В маршрутках ездить не хочется – страшно в них и тесно. Это я еще в детстве усвоил, поэтому по городу предпочитаю передвигаться пешком. Если уж совсем приспичит, то на автобусах. Мне все равно, что их мало у нас и что маршруты их, в основном, проложены в центральной части города – лучше уж на автобусах, чем в «желтой консервной банке». С этой позиции «неискушенного ездока» я и буду вещать. Потому что так легче. Потому что меня многое поражает в наших городских пассажироперевозках.
Куда идешь – можно понять только по бело-синему снегу под ногами
Живу я не на правом берегу, но специально для написания материала добрался до «Зверофермы» рано-рано по утру на такси, чтобы оттуда уже уехать на «ГАЗели». В 6:30 в районе дач уже стоят люди на остановках. И чем дальше к «Звероферме», тем людей больше, и даже не на остановках – на перекрестках, у калиток своих участков вдоль дороги, да на любом месте обочины могут стоять. Похоже, когда начинаются дачи, всем уже все равно, где тормозить маршрутку.
И уличного освещения там почти нет, люди действительно бродят во тьме. Пока мы добирались, таксист использовал дальний свет, чтобы увидеть пешехода раньше, чем он окажется у него на капоте – ведь светоотражающих наклеек практически ни у кого из тех, кого мы встречали, не было. А ведь в районе зверофермы живет очень много детей, и утром они идут в школу. И увидеть в темноте человека в темной куртке из машины довольно сложно. Это нужно понимать – светоотражающие наклейки нужно носить обязательно!
На остановке «Звероферма» тьма тьмущая. Вон, в небе потихоньку гаснут звезды, а здесь в округе нет ни одного фонаря – просто ни одного! Что это такое? Только снег дает понять, что в этом мире что-то еще есть кроме тьмы.
6:50 утра. На остановке «Звероферма» стоят три маршрутки - одна сразу же уезжает по маршруту, другая увиливает почему-то в лес, а третья машина стоит и гудит. Мы собрались вокруг нее в кучку – будущие пассажиры. Руки в карманы, лицо прикрыто шарфом – стоим, как пингвинчики, и медленно замерзаем. Ждем, когда водитель удосужится нас впустить в салон.
Маршрутка-саркофаг – темный и холодный
Мы все еле втиснулись внутрь. Мне, как самому высокому, советуют двинуть в конец салона и торчать там, но кресло не дают - я сижу на корточках. Через секунду меня утрамбовывает туча из детей – и необходимость держаться за что-то отпадает, я как килька в банке килек.
Потом в салоне неожиданно выключают свет – и это, оказывается, тут норма. Кондуктор включает лампочку над дверью, только, когда выпускает или впускает пассажиров, в остальное время в салоне царит тьма. Все окна покрыты толстым слоем льда, через них ничего не видно – пар выходит из наших ртов; по ногам и до коленей гуляет жуткий холод, от которого немеют пальцы. У меня начинается легкий приступ клаустрофобии.
Но тут произошел весьма милый случай – крохотный, завернутый в теплую одежду ребеночек целует меня в щеку и улыбается. Он стоит возле меня в проходе, а мама его сидит рядом, держит его за руку. Я ведь на корточках, вот он тут возле меня маячил-маячил, а потом поцеловал. Он, я и его мама посмеялись. Хоть всем нам и было неудобно в этой коробке, даже тут с нами случилось что-то доброе.
Дети, которые ездят так каждый день, конечно, уже привыкли к такому, они даже знают, когда им выходить, хоть и не видят через лед на окне место, где сейчас находятся. Но если ребенок поедет так впервые, и к тому же один без родителей, а большинство детей здесь так и ездят – одни, потому что родитель – это лишнее место в без того тесной маршрутке, то ребенок таких условий может испугаться.
А учитывая, что уличное освещение в районе правобережных дач хуже некуда, а дороги там - сплошь ямы, которые то и дело объезжаешь, да еще сама дорога виляет жуткими поворотами – поездка в такой маршрутке становится весьма опасной не только для ребенка, но и для взрослого человека. А детей тут больше двадцати в салоне! Ведь с остановки «Звероферма» и до остановки «Школа №8» никто не выходит, наоборот – салон только забивается. А ведь еще восьми утра нет – когда начинаются уроки. То-есть почти еще час маршрутки будут забиты детьми под завязку, и ехать они будут в темноте. И так всю зиму.
Час пик для одной полосы
На остановке «Школа №8» в «ГАЗели» стало просторней. Дети «выплывали» из дверей секунд тридцать, пока в внутри нас не осталось восемь человек. Но простор радовал недолго. На следующей остановке «Детский сад №39» салон снова забился под завязку.
Так я проехал мост, вышел на остановке «Пионер», перешел дорогу и поехал в обратную сторону до остановки «Правобережная», чтобы понять, как обстоит дела на другой полосе дороги. К счастью, давки никакой не было. Я даже сел на кресло. Возле меня ненадолго даже было свободно. Но людей все равно садится много.
А ведь странно, во всех салонах маршрутных такси есть наклейка «Перевозка стоящих пассажиров запрещена», но водители постоянно ждут, пока в салоне места не останется, а только потом начинают движение.
А тем, кто стоит, нужно изворачиваться, чтобы не упасть и не повалить ближайшего – вечно искать точку опору, двигать тело в противоположную от поворота машины сторону – в общем, у него куча проблем. Доехать до места назначения в маршрутке – это целый подвиг.
Не хватает у нас общественного транспорта...
А если мороз, общественного транспорта становится меньше. На остановке «Правобережная» я простоял минут двадцать – одиннадцатый автобус проехал только раз. Два раза проехали маршрутки – обе были полными. Значит, есть вероятность, что можно не залезть в обе.
Поэтому, чтобы успеть на работу или в школу вовремя, нужно выходить заранее на час, а то и на полтора, а мы ведь не в Красноярске живем, город у нас не «миллионник» - тут не такие уж большие расстояния.
А сейчас у нас зима, на улице холодно, особенно утром и вечером, как раз в час пик, когда в общественный транспорт не влезешь. Этой проблеме уже много лет, и каждый год ее обещают решить. И каждый год только обещают. Правый берег - одна из болевых точек городских пассажироперевозок.
Есть еще Вавилинский затон, Спутник, левобережные дачи.
Слова нового директора «Кызылгортранса» подтверждаю - транспорта не хватает в столице Кызыла. И три новых автобуса ситуацию не решат.
Владислав Константинов
От редакции: Согласимся с мыслью автора о том, что «наш общественный транспорт – совсем уж недоразумение какое-то».
Чего далеко ходить? Каких-то 400 километров отделяют нас от соседней Хакасии, а картина кардинально меняется. Там в маршрутках ездят только по местам, а автобусы ходят по четкому графику. И частные, и муниципальные. Правила для всех одни. И не только в самом Абакане, но и Черногорске, Усть-Абакане, Тепличном, Калинино весь транспорт на маршрутах ходит только по графику. Чудеса! В маршрутках стоять ЗАПРЕЩЕНО.
В поселке Усть-Абакан, где насчитывается 16 тыс. жителей, помимо городского транспорта (как частного, так и поселкового), ездит бесплатный школьный автобус, и его маршрут построен так, что дети всех трех школ попадают на уроки вовремя. Без давки и толкучки.