18 сен 2024
Пушкинская улица, 4
СВЯТЫЕ (ПЯТНИЦКИЕ) ВОРОТА Святогорского монастыря.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫРЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА
Эта статья представляет собой краткий экскурс в историю создания
и реставрации памятника архитектуры, Святых (Пятницких) ворот. Рассматриваются аспекты и методические подходы к возможной реставрации памятника, а также перспективы его современной реставрации на
основе действующего законодательства в сфере сохранения объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Если не опираться на сухие определения законодательства Российской Федерации о реставрации объектов культурного наследия, то
определение термина «реставрация» в Большом толковом словаре русского языка сформулировано следующим образом: «Реставрация (лат.
restauratio) — восстановление в первоначальном виде чего-либо обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины)».
Любым решениям реставратора по сохранению памятника предшествует научная работа по исследованию иконографических и библиографических источников. Важным аспектом является личное ознакомление с памятником и общение с ним, только так памятник раскрывает
постепенно свою историю жизни.
Для понимания истории создания, жизни и изменения образа памятника Святых (Пятницких) ворот необходимо проанализировать исторические события, разворачивающиеся в течение почти пяти веков вокруг
Святогорского Свято-Успенского монастыря и в прилегающих окрестностях.
История появления Святогорского Свято-Успенского монастыря,
как и история любого святого места Русской земли, вмещает в себя некоторое количество «небесных явлений» и чудотворений. Они отражены в Святогорской повести.
Датой основания монастыря по праву считается 1569 год, когда по
указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков построил
храм Успения Пресвятой Богородицы на месте явления блаженному Тимофею чудотворной иконы. Так на Святой горе зарождается монастырская обитель.
Но мы должны осознавать, что обитель на приграничных территориях является передовым форпостом защиты русских земель, и монастырские стены — не только защита монашеской жизни от мирских соблазнов и сует, но и защита при вражеской интервенции.
До конца XVIII века монастырская ограда была деревянной, «рубленной в тарасы». Начиная с 1794 года ограда монастырская неоднократно перестраивается. В настоящее время мы наблюдаем часть ограды, возведенной в 1832 году в рамках крупного ремонта и реконструкции
внешней монастырской стены.
К настоящему времени часть монастырской ограды, окружавшей
торговый двор с ярмарочными лавками, утрачена. Сохранившаяся ограда отреставрирована в послевоенный период восстановления народного
хозяйства в 1948 году институтом «Ленакадемстройпроект» (архитектор Л.И. Рожнов).
Градостроительной доминантой и сердцем всего монастырского
комплекса является Успенский собор. Монастырские ворота, а их трое
в настоящее время, в свое время имели определенную функциональную
нагрузку. К западным Святым (Пятницким) воротам опускается по рельефу довольно широкая, ранее, по всей видимости, проезжая дорога
от главной южной лестницы Успенского собора. К северо-восточным
Анастасьевским воротам ведет лестница от Успенского собора. Третьи,
Никольские ворота через братский корпус выходят на Гостиный двор.
Монастырские ворота с проездами и проходами разделяют территорию
монастыря на три основные функциональные зоны. Никольские ворота
несут по большей части хозяйственную нагрузку. Анастасьевские ворота со сторожкой, вероятно, являются проходом на внутреннюю монастырскую территорию для монахов, а Святые ворота — главный парадный вход и въезд в монастырь. Именно от этих ворот раскрывается вся
величественная красота Успенского собора.
Важным и, возможно, поворотным событием в жизни самого монастыря и его окрестностей становится 1837 год, год смерти поэта
Александра Сергеевича Пушкина. И постепенно монастырь, родовая
усыпальница семьи Ганнибалов — Пушкиных и место Святогорской ярмарки, превращается в центр паломничества к могиле великого
поэта.
Территория возле Святых ворот постепенно преображается. При архимандрите Геннадии на месте прежнего дома настоятеля в 1838 году
был выстроен новый полукаменный двухэтажный настоятельский дом,
который располагался в южной части «чистого двора» и своей южной
стеной примыкал к каменной монастырской ограде.
и реставрации памятника архитектуры, Святых (Пятницких) ворот. Рассматриваются аспекты и методические подходы к возможной реставрации памятника, а также перспективы его современной реставрации на
основе действующего законодательства в сфере сохранения объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Если не опираться на сухие определения законодательства Российской Федерации о реставрации объектов культурного наследия, то
определение термина «реставрация» в Большом толковом словаре русского языка сформулировано следующим образом: «Реставрация (лат.
restauratio) — восстановление в первоначальном виде чего-либо обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины)».
Любым решениям реставратора по сохранению памятника предшествует научная работа по исследованию иконографических и библиографических источников. Важным аспектом является личное ознакомление с памятником и общение с ним, только так памятник раскрывает
постепенно свою историю жизни.
Для понимания истории создания, жизни и изменения образа памятника Святых (Пятницких) ворот необходимо проанализировать исторические события, разворачивающиеся в течение почти пяти веков вокруг
Святогорского Свято-Успенского монастыря и в прилегающих окрестностях.
История появления Святогорского Свято-Успенского монастыря,
как и история любого святого места Русской земли, вмещает в себя некоторое количество «небесных явлений» и чудотворений. Они отражены в Святогорской повести.
Датой основания монастыря по праву считается 1569 год, когда по
указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков построил
храм Успения Пресвятой Богородицы на месте явления блаженному Тимофею чудотворной иконы. Так на Святой горе зарождается монастырская обитель.
Но мы должны осознавать, что обитель на приграничных территориях является передовым форпостом защиты русских земель, и монастырские стены — не только защита монашеской жизни от мирских соблазнов и сует, но и защита при вражеской интервенции.
До конца XVIII века монастырская ограда была деревянной, «рубленной в тарасы». Начиная с 1794 года ограда монастырская неоднократно перестраивается. В настоящее время мы наблюдаем часть ограды, возведенной в 1832 году в рамках крупного ремонта и реконструкции
внешней монастырской стены.
К настоящему времени часть монастырской ограды, окружавшей
торговый двор с ярмарочными лавками, утрачена. Сохранившаяся ограда отреставрирована в послевоенный период восстановления народного
хозяйства в 1948 году институтом «Ленакадемстройпроект» (архитектор Л.И. Рожнов).
Градостроительной доминантой и сердцем всего монастырского
комплекса является Успенский собор. Монастырские ворота, а их трое
в настоящее время, в свое время имели определенную функциональную
нагрузку. К западным Святым (Пятницким) воротам опускается по рельефу довольно широкая, ранее, по всей видимости, проезжая дорога
от главной южной лестницы Успенского собора. К северо-восточным
Анастасьевским воротам ведет лестница от Успенского собора. Третьи,
Никольские ворота через братский корпус выходят на Гостиный двор.
Монастырские ворота с проездами и проходами разделяют территорию
монастыря на три основные функциональные зоны. Никольские ворота
несут по большей части хозяйственную нагрузку. Анастасьевские ворота со сторожкой, вероятно, являются проходом на внутреннюю монастырскую территорию для монахов, а Святые ворота — главный парадный вход и въезд в монастырь. Именно от этих ворот раскрывается вся
величественная красота Успенского собора.
Важным и, возможно, поворотным событием в жизни самого монастыря и его окрестностей становится 1837 год, год смерти поэта
Александра Сергеевича Пушкина. И постепенно монастырь, родовая
усыпальница семьи Ганнибалов — Пушкиных и место Святогорской ярмарки, превращается в центр паломничества к могиле великого
поэта.
Территория возле Святых ворот постепенно преображается. При архимандрите Геннадии на месте прежнего дома настоятеля в 1838 году
был выстроен новый полукаменный двухэтажный настоятельский дом,
который располагался в южной части «чистого двора» и своей южной
стеной примыкал к каменной монастырской ограде.
В 1911 году на месте бывшей монастырской книжной лавки был построен двухэтажный
каменный странноприимный дом. Верхний этаж его занимали покои настоятеля, а нижний этаж отводился для приезжающих в Святые Горы и
Михайловское. Рядом с домом были выстроены книжная лавка и трапезная для паломников.
Святые, второе название Пятницкие, ворота за несколько веков претерпели множественные перестройки.
Первые сведения о Святых воротах встречаются в «Кратком описании монастырей Псковской епархии, представленном в комиссию по
церковным имениям» 1767 года.
В своей архитектуре ворота, по всей видимости, несли еще черты
средневекового оборонительного сооружения: они были описаны как
каменные массивные в основании ворота с надвратной деревянной церковью Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.
После реформ 1764 года церковь сняли и поставили на монастырскую ограду на Тимофееву гору. В 1795 году старые массивные каменные ворота были заменены более легкими кирпичными, с деревянным
накатом, а по правую сторону от ворот было устроено кирпичное помещение для караульного. Нам по итогам двух столетий представляется
проблематичным воссоздание облика первоначальных Святых ворот без
достаточного набора иконографических материалов.
В описании Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии игуменом Иоанном представлено следующее описание Святых ворот:
«...после духовных штатов 1764 года церковь снята, поставлена за
монастырскою оградою и обращена в приходскую, с особым причтом
из белого духовенства. В 1795 году сии Святые ворота были заменены
кирпичными, с деревянным накатом, а по правую сторону ворот была
устроена кирпичная келия для караульного.
Ныне же существующие врата изящной архитектуры, в византийском вкусе, устроены в 1858 году при игумене Гаврииле. Они сложены аркою из жженого кирпича, с уступами, карнизами, прикрольками и
другими украшениями; оштукатурены и отбелены известью, покрыты
листовым железом; крыша окрашена кобальтом; на вратах глава обита
железом и вызолочена; на ней крест — медный, гладкий, позлащенный.
Над дверьми, как с наружной, так и с внутренней стороны, вставлены в
рамах за стеклами две одинаковые полукруглые деревянные иконы с художественным изображением на них икон Одигитрии Божией Матери.
Под иконами, на особых досках, крупными медными, позлащенными
словами надписано с внешней стороны: «Богородице, дверь небесная,
отверзи нам двери милости Твоея», а с внутренней: «Возведох очи мои
в горы, отнюду же приидет помощь моя». Самые же двери деревянные,
распашные, столярной работы, окрашены под ясень, окованы железом
и укреплены винтами, висят на шести железных крюках и петлях и запираются висячим замком. При Святых воротах находится небольшая
калитка для проходящих. В ней деревянная дверь на двух железных
крюках и петлях. В калитке, над дверью, вставлен Нерукотворенный
образ, писанный на доске в длину 5 верш., а в ширину 4 верш. У калитки, в северо-восточной стене Святых врат, вставлена икона Успения
Божией Матери, писанная также на доске — длиной 14 верш., шириной
12 верш.»1
Достаточно точно и достоверно мы можем судить об архитектурном
облике Святых (Пятницких) ворот 1858 года постройки: до нас дошло
множество иконографических источников, гравюр и фотодокументов
современников — вплоть до второй половины XX века. Именно на этих
изображениях мы можем увидеть роскошную и богато декорированную
архитектуру Святых ворот, не присущую провинциальной Псковской
губернии.
Святые ворота устояли в Великую Отечественную войну, пережили
этапы восстановительных работ Святогорского монастыря, когда были
разобраны Никольская и Пятницкая церкви.
21 марта 1961 года С.С. Гейченко обратился к председателю Псковского облисполкома Я.А. Прушинскому в письме: «Как известно,
Святогорский монастырь-музей Пушкинского Заповедника является
первоклассным памятником древнерусской архитектуры. Разрушенный в 1944 году фашистскими захватчиками, он был восстановлен в 1949 году и приведен в почти полное соответствие со своей эпохой. Осталось доделать лишь одно — видоизменить небольшие входные ворота, построенные позднее и искажающие весь замечательный
архитектурно-художественный ансамбль. Реконструкция этих ворот
предусматривалась генеральным планом восстановления Святогорского монастыря в 1945‒1949 годах и лишь случайно не была выполнена.
В связи с тем, что в 1962 году исполняется 125-летие со дня смерти
Пушкина, дирекция Заповедника предполагает к этому знаменательному дню видоизменить эти ворота, ведущие к могиле Пушкина, сделав
их такими, какими они были в эпоху поэта, а вместе с тем и гармонирующими с архитектурой памятника в целом. Проект реконструкции, разработанный еще «Ленакадемстроем», имеется в Заповеднике… Дирекция Заповедника просит Вашего разрешения включить в число работ по
реставрации исторических памятников Псковской области реконструкцию указанных ворот монастыря-музея»2
.
Уже в мае 1962 года под руководством начальника Псковской
научно-реставрационной мастерской архитектора В.П. Смирнова осуществляется перестройка Святых ворот, и именно в этих архитектурных
формах современник может увидеть главные ворота монастыря.
Реставрация — довольно молодая наука. Во второй половине
XX века в СССР происходит еще ее формирование и становление, зачастую методом проб и ошибок.
Что мы имеем в настоящее время? Уже несколько лет комитетом по
охране объектов культурного наследия Псковской области фиксируется
неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия — ансамбля Святогорского монастыря, Святых (Пятницких) ворот. Ворота
по различным причинам не являются работоспособными, пройти через
них в монастырь нельзя, историческая функция монастыря нарушена,
внешний вид диссонирует с окружающей застройкой. Все эти факторы
в комплексе негативно влияют на общее восприятие ансамбля памятника в его исторической среде.
Необходимо отметить, что сохранение удовлетворительных эксплуатационных характеристик при существовании любого объекта недвижимости, даже если он является объектом культурного наследия, является важным фактором верного использования и приспособления.
В современной методике реставрации одним из главных критериев
по оценке предполагаемых к производству работ по сохранению памятника является понятие сохранения подлинности объекта культурного
наследия, то есть соответствие первоначальному виду, качеству, подтверждаемое наличием материальных особенностей (элементов, свидетельств), отражающих этапы создания и формирования объекта, историческая достоверность которых документально и научно обоснована.
Рассматривая объем имеющихся в распоряжении иконографических и
библиографических материалов, можно довольно полно и достоверно
делать выводы о внешнем архитектурном облике, габаритах и материалах конструктивных элементов объекта культурного наследия Святые
(Пятницкие) ворота на дату постройки (1858 год).
Важным подспорьем в определении облика памятника для реставратора становятся подтвержденные факты строительства Святых (Пятницких) ворот из кирпича. Знание размерного модуля кирпича производства второй половины XIX века, владение технологией производства
кирпичной кладки, точная читаемость архитектурных деталей на иконографических источниках, наличие пусть и косвенных, но аналогов на
территории Псковской области, относящихся к тому же периоду, позволяют с высокой точностью и достоверностью сформировать методику реставрации Святых (Пятницких) ворот.
Любой работе по реставрации памятника сопутствует подготовка
научно-проектной документации с обоснованием принятых решений,
публичное обсуждение вопросов реставрации специалистами в сфере
сохранения культурного наследия на научно-методическом совете и
проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Всё это требует определенной воли всех заинтересованных в сохранении культурного наследия сторон. Возможно, в год 225-летия со дня
рождения Александра Сергеевича Пушкина нам, современникам, стоит
задуматься о возможных перспективах реставрации утраченной жемчужины ансамбля Святогорского монастыря.
каменный странноприимный дом. Верхний этаж его занимали покои настоятеля, а нижний этаж отводился для приезжающих в Святые Горы и
Михайловское. Рядом с домом были выстроены книжная лавка и трапезная для паломников.
Святые, второе название Пятницкие, ворота за несколько веков претерпели множественные перестройки.
Первые сведения о Святых воротах встречаются в «Кратком описании монастырей Псковской епархии, представленном в комиссию по
церковным имениям» 1767 года.
В своей архитектуре ворота, по всей видимости, несли еще черты
средневекового оборонительного сооружения: они были описаны как
каменные массивные в основании ворота с надвратной деревянной церковью Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.
После реформ 1764 года церковь сняли и поставили на монастырскую ограду на Тимофееву гору. В 1795 году старые массивные каменные ворота были заменены более легкими кирпичными, с деревянным
накатом, а по правую сторону от ворот было устроено кирпичное помещение для караульного. Нам по итогам двух столетий представляется
проблематичным воссоздание облика первоначальных Святых ворот без
достаточного набора иконографических материалов.
В описании Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии игуменом Иоанном представлено следующее описание Святых ворот:
«...после духовных штатов 1764 года церковь снята, поставлена за
монастырскою оградою и обращена в приходскую, с особым причтом
из белого духовенства. В 1795 году сии Святые ворота были заменены
кирпичными, с деревянным накатом, а по правую сторону ворот была
устроена кирпичная келия для караульного.
Ныне же существующие врата изящной архитектуры, в византийском вкусе, устроены в 1858 году при игумене Гаврииле. Они сложены аркою из жженого кирпича, с уступами, карнизами, прикрольками и
другими украшениями; оштукатурены и отбелены известью, покрыты
листовым железом; крыша окрашена кобальтом; на вратах глава обита
железом и вызолочена; на ней крест — медный, гладкий, позлащенный.
Над дверьми, как с наружной, так и с внутренней стороны, вставлены в
рамах за стеклами две одинаковые полукруглые деревянные иконы с художественным изображением на них икон Одигитрии Божией Матери.
Под иконами, на особых досках, крупными медными, позлащенными
словами надписано с внешней стороны: «Богородице, дверь небесная,
отверзи нам двери милости Твоея», а с внутренней: «Возведох очи мои
в горы, отнюду же приидет помощь моя». Самые же двери деревянные,
распашные, столярной работы, окрашены под ясень, окованы железом
и укреплены винтами, висят на шести железных крюках и петлях и запираются висячим замком. При Святых воротах находится небольшая
калитка для проходящих. В ней деревянная дверь на двух железных
крюках и петлях. В калитке, над дверью, вставлен Нерукотворенный
образ, писанный на доске в длину 5 верш., а в ширину 4 верш. У калитки, в северо-восточной стене Святых врат, вставлена икона Успения
Божией Матери, писанная также на доске — длиной 14 верш., шириной
12 верш.»1
Достаточно точно и достоверно мы можем судить об архитектурном
облике Святых (Пятницких) ворот 1858 года постройки: до нас дошло
множество иконографических источников, гравюр и фотодокументов
современников — вплоть до второй половины XX века. Именно на этих
изображениях мы можем увидеть роскошную и богато декорированную
архитектуру Святых ворот, не присущую провинциальной Псковской
губернии.
Святые ворота устояли в Великую Отечественную войну, пережили
этапы восстановительных работ Святогорского монастыря, когда были
разобраны Никольская и Пятницкая церкви.
21 марта 1961 года С.С. Гейченко обратился к председателю Псковского облисполкома Я.А. Прушинскому в письме: «Как известно,
Святогорский монастырь-музей Пушкинского Заповедника является
первоклассным памятником древнерусской архитектуры. Разрушенный в 1944 году фашистскими захватчиками, он был восстановлен в 1949 году и приведен в почти полное соответствие со своей эпохой. Осталось доделать лишь одно — видоизменить небольшие входные ворота, построенные позднее и искажающие весь замечательный
архитектурно-художественный ансамбль. Реконструкция этих ворот
предусматривалась генеральным планом восстановления Святогорского монастыря в 1945‒1949 годах и лишь случайно не была выполнена.
В связи с тем, что в 1962 году исполняется 125-летие со дня смерти
Пушкина, дирекция Заповедника предполагает к этому знаменательному дню видоизменить эти ворота, ведущие к могиле Пушкина, сделав
их такими, какими они были в эпоху поэта, а вместе с тем и гармонирующими с архитектурой памятника в целом. Проект реконструкции, разработанный еще «Ленакадемстроем», имеется в Заповеднике… Дирекция Заповедника просит Вашего разрешения включить в число работ по
реставрации исторических памятников Псковской области реконструкцию указанных ворот монастыря-музея»2
.
Уже в мае 1962 года под руководством начальника Псковской
научно-реставрационной мастерской архитектора В.П. Смирнова осуществляется перестройка Святых ворот, и именно в этих архитектурных
формах современник может увидеть главные ворота монастыря.
Реставрация — довольно молодая наука. Во второй половине
XX века в СССР происходит еще ее формирование и становление, зачастую методом проб и ошибок.
Что мы имеем в настоящее время? Уже несколько лет комитетом по
охране объектов культурного наследия Псковской области фиксируется
неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия — ансамбля Святогорского монастыря, Святых (Пятницких) ворот. Ворота
по различным причинам не являются работоспособными, пройти через
них в монастырь нельзя, историческая функция монастыря нарушена,
внешний вид диссонирует с окружающей застройкой. Все эти факторы
в комплексе негативно влияют на общее восприятие ансамбля памятника в его исторической среде.
Необходимо отметить, что сохранение удовлетворительных эксплуатационных характеристик при существовании любого объекта недвижимости, даже если он является объектом культурного наследия, является важным фактором верного использования и приспособления.
В современной методике реставрации одним из главных критериев
по оценке предполагаемых к производству работ по сохранению памятника является понятие сохранения подлинности объекта культурного
наследия, то есть соответствие первоначальному виду, качеству, подтверждаемое наличием материальных особенностей (элементов, свидетельств), отражающих этапы создания и формирования объекта, историческая достоверность которых документально и научно обоснована.
Рассматривая объем имеющихся в распоряжении иконографических и
библиографических материалов, можно довольно полно и достоверно
делать выводы о внешнем архитектурном облике, габаритах и материалах конструктивных элементов объекта культурного наследия Святые
(Пятницкие) ворота на дату постройки (1858 год).
Важным подспорьем в определении облика памятника для реставратора становятся подтвержденные факты строительства Святых (Пятницких) ворот из кирпича. Знание размерного модуля кирпича производства второй половины XIX века, владение технологией производства
кирпичной кладки, точная читаемость архитектурных деталей на иконографических источниках, наличие пусть и косвенных, но аналогов на
территории Псковской области, относящихся к тому же периоду, позволяют с высокой точностью и достоверностью сформировать методику реставрации Святых (Пятницких) ворот.
Любой работе по реставрации памятника сопутствует подготовка
научно-проектной документации с обоснованием принятых решений,
публичное обсуждение вопросов реставрации специалистами в сфере
сохранения культурного наследия на научно-методическом совете и
проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Всё это требует определенной воли всех заинтересованных в сохранении культурного наследия сторон. Возможно, в год 225-летия со дня
рождения Александра Сергеевича Пушкина нам, современникам, стоит
задуматься о возможных перспективах реставрации утраченной жемчужины ансамбля Святогорского монастыря.
Митинг, посвященный 112-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина. У входа в монастырь-музей. 1949 год. Фото А.С. Шарова.
Лисенкова Мария Александровна — инженер-реставратор, заместитель директора — начальник отдела «Служба управления объектом всемирного наследия, особо ценными объектами культурного наследия и объектами деревянного зодчества» Научно -производственного центра по охране памятников (Псков).
источник: Михайловская Пушкиниана №103
источник: Михайловская Пушкиниана №103
Стало красиво!