Герой Советского Союза Мартынов Николай Михайлович

В его жизненном пути отразилась вся история двадцатого столетия. И голодные двадцатые, и период коллективизации, и огненные сороковые, и период восстановления и развития народного хозяйства.
В его трудовой книжке мало записей, и в основном они связаны с трудовой деятельностью в совхозе имени Карла Маркса. Отсюда в начале 1942 он ушёл на фронт. Сюда вернулся и продолжил работать трактористом, комбайнёром, механизатором.
Николай Михайлович Мартынов родился 12 августа 1918 года в селе Алфёровка, ныне Лукинское, Больше-Вьясовского района Пензенской области в семье крестьянина – бедняка. Семья Мартыновых проживала в селе Алфёровка до 1935 года, когда из совхоза имени Карла Маркса приехал вербовщик – агитатор. Семья осталась на месте, а поехал брат отца. Первое письмо получили со словами: «Здесь хлеб едят досыта». В мае 1935 года семья Мартыновых переехала в совхоз. Их отправили на третье отделение, где потребность в рабочих руках ощущалась больше, чем на других фермах.
С 1937 года, окончив курсы тракториста, Николай Михайлович стал работать механизатором и по 1941 год работал с техникой.
Начало войны застало его в поле. Директор совхоза бронью удерживал своего знатного механизатора от призыва — кому хлеба убирать?! Поэтому боевое крещение Мартынов принял только у стен Сталинграда после кратких курсов по изучению противотанкового оружия.
Он уже считался опытным бойцом, когда в жаркий июльский полдень сорок третьего ему вдруг обожгло грудь, Мартынов не сразу понял, что его ранило. Он упал и не мог сдвинуться с места. Боли, как он говорит, не было. Она пришла позднее – в медсанбате. Затем полевой госпиталь на станции Межевая. Бомбежка. Не долечившись, он самовольно покинул госпиталь и вернулся в свою часть, где добился зачисления в разведывательную роту.
Разведчикам дано стать не каждому. Нужно призвание. И Николай Михайлович его ощутил, поверил в него и стал отличным разведчиком. Он мог часами лежать в засаде, наблюдая, как фашист ведет себя: когда обедает, куда ходит за водой, где спит и т.д. Он уже десятки раз ходил за «языком», когда однажды перед самыми октябрьскими праздниками в сорок третьем получил горестную весть из дома о гибели отца, и на мгновение ослабил внимание. И пуля немецкого снайпера нашла его.
— Ранение в голову, — сказали ему в медсанбате. — Надо эвакуировать.
Но он не ушел в госпиталь. Едва подлечившись, с забинтованной головой, он вернулся в роту.
В начале февраля сорок четвертого Красная Армия вышла к устью реки Конка. Перед разведывательной ротой стояла задача, скрытно выйти к Днепру и наблюдением установить характер обороны противника на западном берегу Днепра, определить места, удобные для форсирования на подручных средствах. Для этого требовалось переплыть полноводную Конку с её стремительным течением. Средств переправы не было. Но выход был найден. Связали две металлические бочки и накрыли их плетнем. На этом импровизированном плоту они преодолели реку. Постепенно подтянулось остальная дивизия. В районе Никополя лед на Днепре уже в основном сошел, и река разлилась в небывалом половодье. Начальник штаба гвардейской мотострелковой бригады привел отделение разведчиков, которым командировал сержант Мартынов, к кромке разлившейся реки. Задача была поставлена ясно: первыми форсировать Днепр, высадиться в Никополе и прикрыть огнем высадку наших солдат. Шансов уцелеть почти не было. Нужны были добровольцы. В отделении Мартынова числилось шесть человек. Все они сделали шаг вперед.
До ночи седьмого февраля сорок четвертого готовились к переправе. И с наступлением темноты отделение село в лодку. Лодка то почти останавливалась, то рвалось скачками. Мартынов зорко следил за берегом и машинально отмечал пробоины от пуль. Когда ударилась двенадцатая, лодка не выдержала и дала течь. Пулеметы стали поливать свинцом беспрерывно. Отделение спасло и то, что Мартынов, предвидя это, вовремя дал команду выбросить из лодки: облегченная лодка на время отвлекла огонь. Разведчики, по пояс в мерзлой воде, ринулись к крутому берегу. Укрывшись под обрывом, они закидали дзоты гранатами и огнем прикрыли переправу остальной бригады. Когда они ворвались в город, стояла ужасная темень, и моросил дождь. На одной из улиц отделение столкнулось с группой противника и огнем из автоматов и гранатами уничтожило её. Освободителей встречали бежавшие навстречу женщины и дети. Они плакали, цеплялись за разведчиков, целовали им руки. Десятого февраля сорок четвертого года был составлен наградной лист о присвоении звания Героя Советского Союза.
В то время, когда он утверждался, сержант Мартынов в составе особого батальона был переброшен на другой участок фронта. За смелые действия в тылу врага Союзное командование представляет советского разведчика к ордену «Серебряная звезда», высшей военной награде Америки. К ней грамота на английском: «Соединенные Штаты Америки. Каждый, кто увидит эту награду, пусть знает, что президент США наградил на основании акта конгресса «Серебряной звездой» гвардии старшего сержанта Н.М. Мартынова, Красная Армия, СССР» подпись президента Рузвельта. Дата: 14 июня 1944 года.
В одной из новых операций в районе города Новый Буг летчик «мессера» ранил старшего сержанта из пулемета ногу. Очнулся Мартынов в санитарном поезде. Лечили его в грузинском госпитале опытные врачи.
В родные края гвардии сержант вернулся лишь под самые ноябрьские праздники. Весной сорок пятого он бросил костыли и сел на трактор. За годы работы зарекомендовал себя отличным производственником, умелым руководителем коллектива. Его бригада своевременно и качественно проводила ремонт и подготовку техники к полевым работам.
В музее совхоза Николай Михайловичу посвящён специальный уголок. Среди материалов, рассказывающих о его боевых подвигах, есть отлитая из бронзы эмблема с надписью на венгерском языке «Мартынов – клуб».


Этот армейский клуб, названый его именем, находится в венгерском городе Кишкунфеледхаз. Это большое и очень красивое двухэтажное здание с вывеской «Мартынов клуб». В холле на первом этаже огромный портрет героя. Художник нарисовал его молодым, каким он был в годы войны. В 1972 году Николай Михайлович по приглашению побывал в этой стране. В клубе состоялась встреча героя с местными жителями. Ему задавали много вопросов: кем он служил в армии, за что получил звание Героя, чем занимаются его дети. Ветерану было, что рассказать присутствующим. Много было ещё интересных встреч – в городском комитете, сельскохозяйственном кооперативе, в школе, в Будапеште и у величественного монумента на горе Геллерт над Дунаем. Он передал венгерским школьникам подарки ребят из марксовскиой школы, а взамен получил венгерское пионерское знамя, галстуки, значки, которые вручил своим землякам по возвращении домой.
На доме в посёлке Марксовский, где жил Николай Михайлович, мемориальная доска с надписью: «Здесь живёт Герой Советского Союза Мартынов Николай Михайлович». Его ратный и трудовой путь отмечен многими орденами и медалями. Он награждён орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны. В 2005 году, спустя 60 лет, Николаю Михайловичу вручили ещё одну награду высшей солдатской доблести – медаль «За отвагу», приказ о присвоении которой был подписан ещё в октябре 1943 года.

Комментарии