ГАЗ-3301

Неизвестный преемник «шишиги»

ГАЗ-3301 - 914098118769
К концу 70-х стало понятно, что по некоторым параметрам ГАЗ-66 начал утрачивать свою конкурентоспособность и как следствие перестал соответствовать требованиям целого ряда ГОСТов. У военных появились новые системы вооружения, для которых требовалось :увеличить грузоподъемность шасси и усилие на буксировочном крюке, установить ровную, без колесных ниш бортовую платформу, повысить защищенность экипажа. Кроме того, страна взяла курс на дизелизацию грузового автотранспорта. Этим новым требованиям и должен был соответствовать принципиально новый автомобиль ГАЗ, получивший в соответствии с новой отраслевой нормалью соответствующий индекс — 3301.
Разработка ГАЗ-3301 была начата в середине 1970-х, тогда же в 1974 году на прежней базе от ГАЗ-66 был выполнен первый прототип будущей новой модели. Ведущим конструктором был Вячеслав Григорьевич Шадрин, работы велись под общим руководством главного конструктора грузовых автомобилей ГАЗ А.М.Бутусова. Главным конструктором двигателя был Н.Д.Пархоменко, отдел трансмиссий возглавлял Ю.В.Кудрявцев, а за стилистику внедорожника отвечали дизайнеры С.В.Волков и Н.И.Киреев.
В 1979 году появился первый опытный образец ГАЗ-3301, и тогда же начались полномасштабные испытания. Кабина нового грузовика получилась в современном тогда стиле, угловатой и в принципе надолго не устаревающей.
ГАЗ-3301 - 914098419569
 Уже через год были готова два опытных прототипа. Автомобиль получил усиленное шасси с новой рамой, а также модернизированную рессорную подвеску, которая обеспечивала более мягкий ход и плавность движения. Кроме того, инженеры установили новый перспективный дизель ГАЗ-542 воздушного охлаждения мощностью 125 л.с. Для его успешного пуска при низких температурах грузовик комплектовался предпусковым подогревателем. Двигатель агрегатировался с 5-стпенчатой МКПП с синхронизаторами.
ГАЗ-3301 - 914098484593
Грузовик отличался современной пластиковой панелью и рулевым колесом
Основные изменения находились внутри. Кабина получила пластиковую переднюю панель и новый двухспицевый руль. Более того, для управления раздаточной коробкой на панели имелись специальные тумблеры. Но главное рычаг переключения передач снившийся водителям ГАЗ-66 в кошмарных снах, наконец занял свое законное место под правой рукой водителя.

Внешне ГАЗ-3301 выделялся новой кабиной. Она имела современный вид и большую площадь остекления. По требованию заказчика, предусматривалась бронированная версия кабины. Это и предопределило характерный дизайн с максимальным использованием плоских кузовных панелей. Позади кабины находилась металлическая бортовая платформа с ровным полом без надколесных ниш.
ГАЗ-3301 - 914098442609
Технические характеристики ГАЗ-3301: Колёсная формула — 4×4 Длина, мм — 6030 Ширина, мм — 2380 Высота по кабине (по тенту), мм — 2610(2830) Колесная база, мм — 3300 Дорожный просвет, мм — 335 Масса в снаряженном состоянии, кг — 4400 Масса перевозимого груза, кг — 2500 Масса буксируемого прицепа, кг — 2500 Полная масса автомобиля, кг — 7410 (7590 с лебёдкой) Сцепление — однодисковое, сухое, диафрагменное Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч — 90 (80 для автопоезда) Контрольный расход топлива, л/100 км — 16 объем топливного бака, л — 105 х 2 Запас хода, км — 1300 Преодоление водных преград вброд, м — 1,2 Преодолеваемый подъем, градусов — 31 Преодолеваемый крен, градусов — 20
ГАЗ-3301 - 914098451825
Объем топливных баков обеспечивал запас хода 1300 км.
В качестве трансмиссии на ГАЗ-3301 устанавливалась 5-ступенчатая механическая синхронизированная коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной коробкой, сблокированной с коробкой отбора мощности к механической лебедке с тяговым усилием до 4500 кг. Вместо прямой передачи в двухступенчатой раздаточной коробке появилась повышающая передача.
По сравнению с серийным шестьдесят шестым, значения грузоподъемности и допустимой массы прицепа у ГАЗ-3301 выросли на 500 кг каждое.
Несколько опытных образцов ГАЗ-3301 участвовали в двух крупных зимних и двух крупных летних пробегах, пришедшихся на 1984-1986 гг. В первый раз в зимнее время машины перегоняли своим ходом от Сковородино (Амурская область) до города Сусуман (Магаданская область), где работала северная испытательная станция. Специально для этих целей была изготовлена специальная северная версия ГАЗ-3301, имевшая соответствующую оранжевую раскраску.
ГАЗ-3301 - 914098464625
ГАЗ-3301, принимая во внимание его высокие показатели — проходимости, мобильности и живучести, естественно как и раньше, предназначался также для установки :промышленного, сельскохозяйственного, а также и специального оборудования для МЧС и МО. Уже даже была запущена подготовка к серийному производству и изготовлено два установочных образца. Но автомобиль так и не был запущен в серийное производство. На это повлияло не только то, что новые автомобили были дороже и сложнее в производстве, а так же требовалось оставить производство запчастей для огромного количества выпущенных «шишиг» и уже к тому времени многих военных бескапотная компоновка не устраивала ; но и традиционно во всю витавшая тогда атмосфера горбачевской "перестройки", приговорившая в те года целый ряд выпускавшихся и еще больше перспективных моделей автомобилей. Так полностью готовый к серии ГАЗ-3301 остался очередным опытным прототипом пополнившим пыльные архивы отечественной авто-истории.

ГАЗ-3301. Несостоявшийся наследник «шишиги»
А устаревший ГАЗ-66 продолжали выпускать еще десяток лет до 1999 года. Остатки прототипов ГАЗ-3301 успевшие пополнить ряды армии, были сняты с вооружения Постановлением Правительства РФ 1091 от 11 сентября 1998 года — " В связи с прекращением производства и отсутствием на вооружении и хранении Вооруженных Сил Российской Федерации отдельных образцов военной автомобильной техники". Тогда же на смену ГАЗ-66 пришёл — ГАЗ-3308 "Садко", имеющий капотную компоновку и кабину от грузовика "ГАЗон", а также его модификации "Егерь" и "Вепрь".
Сегодня известно о трёх сохранившихся образцах ГАЗ-3301. Один из них экспонировался ранее в составе экспозиции музея РВАИ.
ГАЗ-3301 - 914098510705

Комментарии

Комментариев нет.