ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ.

114 лет со дня рождения ОЛЬГИ ФЁДОРОВНЫ БЕРГГОЛЬЦ.
Её называли «голосом надежды» блокадного Ленинграда, – поэтессы, ставшей символом несгибаемого духа.

Она родилась 16 мая 1910 года в Петербурге в семье заводского врача, жившего на рабочей окраине столицы в районе Невской заставы.
Первое поэтическое произведение юной Ольги было напечатано в 1925 году, её успехами в творчестве интересовался Корней Чуковский и хвалил её творчество.
В довоенной судьбе Берггольц было многое, что могло надломить её. Ольге Фёдоровне пришлось пережить смерть дочерей, арест отца, развод с мужем – поэтом Борисом Корниловым,отцом старшей дочери Ирины.
В жизни Берггольц появился другой мужчина – однокурсник Николай Молчанов.Его Ольга Фёдоровна любила безумно.
В 1932 г. они поженились, и у них родилась дочь Майя.
И тут на семью обрушились несчастья, которые словно преследовали Ольгу Берггольц. В 1934 г. умерла дочь Майя, а еще через 2 года – Ирина. В 1937 г. Бориса Корнилова объявили врагом народа по нелепому поводу, а Ольгу как его бывшую жену «за связь с врагом народа» исключили из Союза писателей и уволили из газеты. Вскоре Бориса Корнилова расстреляли, только в 1957 г. признали, что его дело было сфальсифицировано. Лидия Чуковская писала, что «беды ходили за ней по пятам».
По обвинению в связях с врагами народа арестована была и сама Берггольц. В тюрьме она потеряла третью, ещё не рождённую дочь… «Двух детей схоронила / Я на воле сама, / Третью дочь погубила / До рожденья – тюрьма…» – писала поэтесса. Через полгода после ареста она была отпущена на свободу и полностью реабилитирована.
Выйти из тюрьмы ей помог верный друг — глава Союза писателей СССР Александр Фадеев.
Спустя месяцы Ольга писала: «Я ещё не вернулась оттуда. Оставаясь одна дома, я вслух говорю со следователем, с комиссией, с людьми – о тюрьме, о постыдном, состряпанном «моём деле». Всё отзывается тюрьмой – стихи, события, разговоры с людьми. Она стоит между мной и жизнью… Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «Живи». Пророческими оказались её строки:

А уж путь поколения
Вот как прост –
Внимательно погляди:
Позади кресты.
Кругом – погост.
И ещё кресты – впереди…
Известие о начале Великой Отечественной войны застало Ольгу Фёдоровну в родном Ленинграде. С первых дней войны Берггольц задумалась о том, где и чем она может быть полезна.
«Вера Кетлинская, руководившая в 1941 году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как её все тогда называли, видом – „обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности“. Непривычно серьёзная и собранная, она спросила Кетлинскую, где и чем может быть полезна. Та направила Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции Ленинградского радио», – рассказала главный библиотекарь отдела рукописей Российской национальной библиотеки Наталья Рогова в видеолекции «О войне и о победе языком книги (О. Ф. Берггольц и авторы „Блокадной книги“)».
С первых дней Великой Отечественной войны радиосвязь стала важнейшим средством информирования населения огромной страны. Для жителей Ленинграда, зажатого в кольцо блокады, радио играло особую роль. Сквозь грохот снарядов, вой сирен, в звенящей тишине ночей и дней, как биение живого сердца города, пробивался звук метронома. Когда в эфире раздавался щелчок и звучали слова: «Говорит Ленинград!», возле громкоговорителей собирались толпы людей. И если голосом Москвы был Юрий Левитан, то голосом Ленинграда стала хрупкая, но необыкновенно сильная духом Ольга Берггольц.
В поэме «Февральский дневник» (1942) Берггольц написала:

Я никогда героем не была,

не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила…
В том же году на фронте погиб муж поэтессы.
Ольгу Берггольц называли «ленинградской Мадонной». В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в родном городе все 900 блокадных дней, она работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода и холода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа. Её мягкий, спокойный голос, наполненный уверенностью и энергией, вселял надежду на то, что враг будет отброшен от стен героического города, что будет одержана победа. Свои личные обращения к ленинградцам она поддерживала доверительными и мужественными стихами.
Это именно её знаменитые строки высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища:

НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!..
а гранитные плиты Пискарёвского мемориального кладбища «говорят» с жителями и гостями города словами поэтессы:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.
ОЛЬГА ФЁДОРОВНА БЕРГГОЛЬЦ -- советская писательница, поэт, публицист. Жизнь её складывалась драматично. Детство, которое пришлось на годы гражданской войны, блокада, смерть самых близких людей, трудная жизнь и после победы…
Стихами Ольги Берггольц, подчёркивающими неумолимую стойкость жителей блокадного Ленинграда, зачитывались миллионы. Но мало кто знает, что до войны Берггольц была практически неизвестной поэтессой, а её жизнь растоптала страшная тюрьма, ложные обвинения, жестокие побои.
Да и после войны жизнь её не щадила. За то, что она не «нападала» на Анну Ахматову, Бергольц испытала и гонения, и непризнания...
Трагичная судьба, полная мучений, горя и разочарований – история целого поколения ленинградцев...
gif
Как«Она была ленинградской, питерской по самой своей душевной природе. И жизнь подарила ей всё, что только можно пожелать: обаяние и страсть, талант и душу, золотую косу до пят и глаза как проруби. Ей можно было бы стать княжной, а она стала комсомолкой. Таков уж был у неё характер, отвечающий характеру времени. И подвиг её поэтической души, совершённый ею в дни и часы трагических испытаний, был не только её подвигом – он вырастал в нечто большее, он становился символом, двигательной энергией, поднимающей человеческие души на общий подвиг Жизни...»
(Михаил Дудин)
ИЗ БЛОКНОТА СОРОК ПЕРВОГО ГОДА...

В бомбоубежище, в подвале,
нагие лампочки горят...
Быть может, нас сейчас завалит,
Кругом о бомбах говорят...

***
...Я никогда с такою силой,
как в эту осень, не жила.
Я никогда такой красивой,
такой влюбленной не была.

***
А я вам говорю, что нет
напрасно прожитых мной лет,
ненужно пройденных путей,
впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров,
нет мнимо розданных даров,
любви напрасной тоже нет,
любви обманутой, больной,
ее нетленно чистый свет
всегда во мне,
                             всегда со мной.
***
И никогда не поздно снова
начать всю жизнь,
                             начать весь путь,
да так, чтоб в прошлом бы - ни слова,
ни стона бы не зачеркнуть. 

✍️ О. БЕРГГОЛЬЦ.
Но после войны поэтесса снова оказалась в опале: её книги изъяли из библиотек из-за того, что она общалась с неугодной властям Анной Ахматовой, и из-за «зацикленности автора на уже решённых партией вопросах о репрессиях». Ольга чувствовала себя сломленной и разбитой, в 1952 г. она даже попала в психиатрическую лечебницу .
Она ушла из жизни 13 ноября 1975 г., всеми оставленная и забытая. Только в 2010 г. были опубликованы её дневники, в которых она откровенно писала о самых своих трудных годах – 1939-1949. Памятник на её могиле появился только в 2005 г. А ещё через 10 лет музе блокадного города Ольге Берггольц установили памятник в Петербурге.
  • Ольга Берггольц - Блокадная ласточка
  • Ольга Берггольц, Лазарь Маграчёв, Юрий Левитан - Из дневника Ольги Берггольц
  • Ольга Берггольц - Я буду сегодня с тобой говорить
  • Ольга Берггольц - Девушка, что пела за заставой
  • Ольга Берггольц - Дальним друзьям
  • Ольга Берггольц - Сегодня праздник в городе
  • Ольга Берггольц - Перед разлукой
  • Ольга Берггольц - Бабье лето
  • Ольга Берггольц - Февральский дневник (Фрагменты)
  • Ольга Берггольц, Лазарь Маграчёв - И вот после долгих лет
  • Ольга Берггольц - В окна нашего домика
В памяти поколений Ольга Фёдоровна Берггольц осталась мужественной и несгибаемой Музой блокадного города, символом твёрдости и бесстрашия русского духа.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ🌹🌹

Комментарии